Дидактическая игра
Будь вежлив
Щемелева Лариса Анатольевна,
воспитатель ГБОУ школы № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель:воспитатель ГБОУ школы № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
1. Научить детей правильно употреблять слова приветствий, благодарности.
2. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.
3. Раскрывать перед детьми понятие «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям (родным, близким, окружающим взрослым и детям).
4. Систематизировать правила вежливого поведения.
5. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости, в умении вести разговор.
Оборудование: Рассказ «Волшебное слово» В. Осеевой; слайды – ситуации; игрушки, макеты для проигрывания различных ситуаций.
Ход занятия:
Чтение рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой
Беседа по содержанию рассказа «Волшебные слова», «Учимся вежливо говорить».
Игровые ситуации, направленные на развитие речи ребенка – инструмента общения и культуры:
1) Телефонный звонок – поздороваться с собеседником, вежливо узнать информацию, которая интересует, не забыть попрощаться.
2) Выполнить поручение или самому попросить что-нибудь у товарища – принести по просьбе воспитателя из другого класса (группы) книгу, игрушку и т.п., попросить у товарища ручку, карандаш. Проигрывая эту ситуацию, дети не только упражняются в вежливости общения, но и проявляется самоконтроль ребенка.
3) Дидактическая игра «Будь вежлив»:
Предварительная беседа:
Скажи, что ты делаешь, когда встречаешь знакомого?
- Говорю: «Здравствуйте»
А ещё какими вежливыми словами можно приветствовать?
- Добрый день, Добрый вечер, Доброе утро.
А прощаться?
- До свидания или всего доброго.
А какие слова-помощники в общении между людьми, т.е волшебные слова вы знаете?
- Пожалуйста, спасибо, благодарю, извините.
4) «Ласковое слово».
Цель: создать условия для умения у детей называть слова ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.
Молодцы дети! Вы все хорошо знаете добрые, вежливые слова.
А сейчас мы с вами поиграем:
(работа со слайдами, изображающими различные ситуации)
Слайд 1: на слайде мальчик, который пришел к товарищу.
Дети рассказывают как надо поступить в этой ситуации: (пригласить пройти, предложить стул, напоить чаем и т.п.)
Слайд 2: мама моет посуду
Дети: Помочь маме вымыть, убрать посуду.
Слайд 3: Бабушка заболела
Цель: совершенствовать знания детей о труде врача; воспитывать чуткость, желание помогать больному.
Бабушка заболела. Что нужно делать?
Уложить бабушку в постель.
Как помочь бабушке? Кого необходимо вызвать?
(Воспитатель вызывает по игрушечному телефону врача.)
«Появляется доктор», которая «слушает больную куклу», «смотрит горло», «назначает постельный режим и лечебный чай».
Воспитатель. Дети, какое настроение у бабушки? Какое настроение будет, когда она выздоровеет? (Дети мимикой показывают настроение.)
Игра по правилам вежливости.
Все участники становятся в круг. Воспитатель говорит, что он будет показывать различные движения (физкультурные, танцевальные), а играющие должны их повторить лишь в том случае, если скажут «пожалуйста». Кто ошибется - выбывает из игры.
Итог
Сейчас я вам прочитаю стихотворение А. Шибаева «Дорогие слова». В этом стихотворении пропущены некоторые слова. Я очень надеюсь, что вы их знаете. Помогите автору и мне.
— Видел Настю-первоклашку
Я на улице сейчас.
Настя — славная девчонка.
Настя ходит в первый класс!
Но... давно уже от Насти
Я не слышу слова.......(здрасти)
А слово-то какое —
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа...
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но — представьте! — зря от Вити
Ждал я слова........(извините)
А слово-то какое —
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
— Экая досада —
Я портфель ей подарил,
Вижу — очень рада!
Но — нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы.......(спасибо)
Слово-то какое —
Очень дорогое!..
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали, ответили на все вопросы, отгадали все загадки.