Воспитание и внеклассные мероприятия в целостном педагогическом процессе
Абрамова Галина Александровна,
читель ГБОУ школа № 471
Санкт-Петербурга
читель ГБОУ школа № 471
Санкт-Петербурга
Аннотация. Педагогический процесс образования не отделим от процесса воспитания и включает в себя совокупность целей , форм и методов. Процесс воспитания имеет значительный практический выход при грамотном его построении.
Ключевые слова. Воспитательная работа. Воспитательные мероприятия. Патриотизм. Гражданская позиция.
Вся работа образовательная и воспитательная работа современной школы строится в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника» (любящий свой край и своё Отечество, активно и заинтересованно познающий мир, социально активный, уважающий других людей).
Новый глава Министерства образования в первых же своих публичных выступлениях сделал особый акцент на воспитании детей в школах. И обратил внимание на важность воспитания у детей чувства патриотизма с первых их шагов в школе, на необходимость учить их понимать, что такое гражданская позиция и что она значит в жизни человека.
Из высказывания Сергея Кравцова на заседании профильного комитета : "На каких ценностях мы будем воспитывать наше подрастающее поколение? На сегодняшний день мы видим и предлагаем следующие ценности, я думаю, что тоже можно это обсудить: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность", - добавил глава ведомства.
В данной статье изложу некоторые наблюдения , примеры и выводы , касающиеся воспитательного процесса в школе.
По мнению многих авторов, как и в семье , в школе учитель воспитывает детей прежде всего своим личным примером. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Это не только поступки и действия, а и манера поведения, и правильная речи, и внешний вид и множество других составляющих. И разумеется, огромное значение имеет система воспитательной работы. И ещё приведу слова В.А .Сухомлинского «Свою задачу воспитателей мы усматриваем прежде всего в том, чтобы заметить в каждом воспитаннике все наилучшее, развивать его.
Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира»
В моей практике воспитательной работы основной целью было не столько проведение воспитательных мероприятий, сколько стремление построить их так, чтобы задеть глубинные струны в душе каждого ребёнка, особенно в подростковом возрасте. И особая награда для учителя, когда эти струны зазвучат тёплой музыкой отзывчивости, понимания, добра. Итак, я выстраиваю свою работу при подготовке воспитательного мероприятия по следующей схеме:
1.Эмоциональный настрой
2.Фактический материал
3.Обратная связь. Выводы.
В качестве примера приведу два мероприятия, которые оставили неизгладимый след в душах моих учеников.2.Фактический материал
3.Обратная связь. Выводы.
Одним из них был классный час "Суд над человеком". Этот классный час был проведён в форме небольшого спектакля, где главными действующими лицами были растения и животные, которые обвиняли человека в уничтожении им экземпляров, занесённых в Красную книгу, в загрязнении воды и всей окружающей среды, в причинении страшного вреда природе. На этом "суде" были приведены фактические данные о том, что мусор, который человек бросает на землю, не разлагается десятилетиями и даже столетиями , нанося непоправимый вред земле и всей окружающей среде. После классного часа я предложила своим учащимся навести порядок в небольшом сквере возле школы. Все до одного пришли туда с инвентарём и трудились не покладая рук на высоком эмоциональном подъёме. Затем часто можно было слышать от них :"Это наш сквер" .Сами ребята не мусорили и другим делали замечания, чтобы соблюдали чистоту. Наглядные рисунки разместили на стенде в сквере.
Забота об окружающей среде, об экологии будет в дальнейшем формировать не только чувство ответственности за свои поступки, но и определённую гражданскую позицию.
Созданный моими учениками "Зал славы" также отвечал той важной цели воспитательной работы, к которой мы шли не один год, а именно воспитанию чувства гордости за свою страну, за подвиги нашего народа во время кровопролитной войны. В наш "Зал славы" были внесены не те герои Отечественной войны, которых знает вся страна, а близкие родственники моих учеников. Вместе с родителями о собирали факты о жизни и подвиге простых людей (их родственников) во время войны. Это были необыкновенно проникновенные рассказы, которые навсегда остались в памяти ребят и оставили в их душах неизгладимый след.
Сохраняя память о героическом прошлом нашей страны, заботясь об окружающей среде, проявляя чувство ответственности и гордости за свою страну, наши ученики станут её достойными гражданами.
После каждого мероприятия проводилось анкетирование учащихся и родителей. Проанализировав данные анкет, были сделаны выводы о том, что такая воспитательная работа должна проводиться в системе и на регулярной основе .
В книге Загвязинского и В.И., Емельяновой И.Н. «Теория обучения и воспитания» раскрывается содержание теорий и ведущих концепций образования и воспитания, представлены современные модели образования и воспитания. Но при этом незыблемым во все времена будет оставаться незыблемым утверждение В.А.Сухомлинского , что надо увидеть в воспитаннике всё наилучшее, развивать его.
Список использованной литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт
2. В.А.Сухомлинский 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982
3. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2018. –