Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение иностранному языку во внеурочной деятельности

Гараева Эльчана Фуад кызы
Задачи, стоящие перед современной системой образования, сделали востребованным анализ не только урочной, но и внеурочной деятельности школьников с целью выявления ее образовательного потенциала. Внеурочной деятельности отводится значительная роль в реализации основной образовательной программы, которая, как указывается во ФГОС основного общего образования, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью по иностранным языкам в рамках реализации ФГОС будем понимать специально организованную образовательную деятельность, направленную на достижение личностных, мета- предметных и предметных результатов в процессе освоения содержания основной образовательной программы и осуществляемую в разнообразных формах, отличных от организационных форм в классно-урочной системе обучения.
Как следует из данного определения, внеурочная деятельность как деятельность управляемая характеризуется более гибкой, по сравнению с урочной деятельностью, палитрой организационных форм проведения, а также большей самостоятельностью учащихся, что положительным образом сказывается на повышении познавательной мотивации.
В истории теории и практики отечественной педагогики большое внимание уделялось внеурочной деятельности. Отечественные педагоги (К. Н. Вентцель, Е. Н. Медынский, К. Д. Ушинский и другие) подчеркивали необходимость и важность общения учителя и учеников во внеурочное время, за рамками классного занятия. Внеурочная деятельность, по мнению К. Д. Ушинского, создает самые благоприятные условия для становления доверительных отношений между учителем и школьниками, формирования атмосферы уважения и взаимопонимания, для полноценного вхождения в социально-культурную среду, приобщения к культурным и общечеловеческим традициям, нормам и правилам, что позволяет предположить эффективность и значимость этой формы работы при воспитании общекультурной компетентности молодого поколения. В. А. Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Рассмотрим основные принципы внеурочной деятельности, которые определяют требования к ее содержанию, методам и организационным формам.
·   1. Принцип самостоятельного выбора состоит в том, что учащиеся выбирают из предложенного образовательным учреждением широкого спектра занятий те, которые в наибольшей степени соответствуют их мотивам, интересам, ценностным ориентациям. 
·   2. Принцип эмоциональной вовлеченности и творческой активности предполагает организацию внеурочной деятельности, направленную на побуждение и поддержку стремлений ученика к творческому поиску, исследовательскому отношению к своей деятельности. Данный принцип способствует развитию творческих способностей учащихся. Так, в процессе музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной, проектной деятельности, которые реализуются в рамках внеурочной деятельности, развиваются творческое воображение и мышление, эмоциональная и мотивационная сферы учащихся.
·   3. Принцип взаимосвязи внеурочной и урочной деятельности состоит в обеспечении единства личностных, предметных и метапредметных результатов. Данный принцип также предусматривает связь содержания обучения, которое отбирается для внеурочной деятельности, с содержанием обучения, представленного в учебно-методических комплексах по иностранному языку.
·   4. Принцип сотрудничества подразумевает совместную деятельность педагога и учащихся, основанную на взаимоуважении и взаимопонимании, субъект-субъектном взаимодействии, предоставлении учащемуся права самостоятельного выбора деятельности.
·   5.Принцип интенсификации речевого и социального взаимодействия школьников средствами иностранного языка предполагает широкое использование во внеурочной деятельности таких педагогических технологий, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровое моделирование и др., что способствует гармоническому совмещению творческой и интеллектуальной, коллективной и индивидуальной активности учащихся.
Даже столь неполный перечень свидетельствует о многообразии форм внеурочной деятельности. Для их дальнейшего рассмотрения будем опираться на классификацию, основу которой составляют следующие критерии:
·   1) критерий количественного охвата участников;
·   2) критерий вариативности организационных форм;
·   3) критерий частотности проведения.
Согласно первому критерию выделяют следующие формы внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые и массовые. На основании второго критерия можно выделить творческие конкурсы (конкурс чтецов, конкурс сочинений, конкурс на лучший художественный перевод, конкурс песни, конкурсы стенгазет и рисунков и др.), интеллектуальные игры, викторины, олимпиады, театральные постановкитематические вечера, исследовательские проекты, кружки, неделя иностранного языка, конференции, телемост, интеллектуальные марафоны, концерты, праздники па уровне класса и школы, выставки (выставка проектных работ), и другие.Опираясь на третий критерий, выделяют постоянно действующие (кружки, клубы) и эпизодические формы внеучебной деятельности.
Остановимся более подробно на постоянно действующих формах внеурочной деятельности, а именно: кружках и клубах. Кружок и клуб относятся к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся. Так, например, количество участников кружка составляет обычно не меньше 10—12 и не больше 20 учащихся. В качестве примера приведем названия кружков по иностранному языку: «Занимательный английский» (немецкий, французский и др.), «В гостях у сказки», «Любители иностранного языка», «Учусь играя», «Веселый английский» (немецкий, французский и др.). В отличие от кружков, клубы (клубные объединения) организуются в старшей школе. Как отмечает М. А. Ариарский1, клубный коллектив представляет собой устойчивое, педагогически направляемое объединение людей, связанных единством интересов, совместной социально-культурной деятельностью по их удовлетворению в условиях свободного времени, единой общественной дисциплиной и системой самоуправления. В рамках клубных объединений проводятся различные мероприятия: встречи с носителями языка, обсуждение фильмов, художественных произведений, театральные постановки, организация праздников и конкурсов и др.
Подводя итоги, можно сказать, что при изучении иностранного языка внеурочная деятельность: 
1) способствует развитию иноязычной коммуникативной компетентности, углублению лингвистических, лингвострановедческих, страноведческих знаний, формированию и совершенствованию речевых навыков и умений по данному предмету; 
2) способствует формированию готовности школьников к саморазвитию и непрерывному образованию, овладению коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитию учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; 
3) позволяет удовлетворить индивидуальные потребности учащихся посредством предоставления выбора широкого спектра организационных форм, направленных на всестороннее развитие личности учащихся.    

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»