Обучение иностранному языку во внеурочной деятельности
Гараева Эльчана Фуад кызы
Задачи, стоящие перед современной системой образования, сделали востребованным анализ не только урочной, но и внеурочной деятельности школьников с целью выявления ее образовательного потенциала. Внеурочной деятельности отводится значительная роль в реализации основной образовательной программы, которая, как указывается во ФГОС основного общего образования, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью по иностранным языкам в рамках реализации ФГОС будем понимать специально организованную образовательную деятельность, направленную на достижение личностных, мета- предметных и предметных результатов в процессе освоения содержания основной образовательной программы и осуществляемую в разнообразных формах, отличных от организационных форм в классно-урочной системе обучения.
Как следует из данного определения, внеурочная деятельность как деятельность управляемая характеризуется более гибкой, по сравнению с урочной деятельностью, палитрой организационных форм проведения, а также большей самостоятельностью учащихся, что положительным образом сказывается на повышении познавательной мотивации.
В истории теории и практики отечественной педагогики большое внимание уделялось внеурочной деятельности. Отечественные педагоги (К. Н. Вентцель, Е. Н. Медынский, К. Д. Ушинский и другие) подчеркивали необходимость и важность общения учителя и учеников во внеурочное время, за рамками классного занятия. Внеурочная деятельность, по мнению К. Д. Ушинского, создает самые благоприятные условия для становления доверительных отношений между учителем и школьниками, формирования атмосферы уважения и взаимопонимания, для полноценного вхождения в социально-культурную среду, приобщения к культурным и общечеловеческим традициям, нормам и правилам, что позволяет предположить эффективность и значимость этой формы работы при воспитании общекультурной компетентности молодого поколения. В. А. Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Рассмотрим основные принципы внеурочной деятельности, которые определяют требования к ее содержанию, методам и организационным формам.
· 1. Принцип самостоятельного выбора состоит в том, что учащиеся выбирают из предложенного образовательным учреждением широкого спектра занятий те, которые в наибольшей степени соответствуют их мотивам, интересам, ценностным ориентациям.
· 2. Принцип эмоциональной вовлеченности и творческой активности предполагает организацию внеурочной деятельности, направленную на побуждение и поддержку стремлений ученика к творческому поиску, исследовательскому отношению к своей деятельности. Данный принцип способствует развитию творческих способностей учащихся. Так, в процессе музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной, проектной деятельности, которые реализуются в рамках внеурочной деятельности, развиваются творческое воображение и мышление, эмоциональная и мотивационная сферы учащихся.
· 3. Принцип взаимосвязи внеурочной и урочной деятельности состоит в обеспечении единства личностных, предметных и метапредметных результатов. Данный принцип также предусматривает связь содержания обучения, которое отбирается для внеурочной деятельности, с содержанием обучения, представленного в учебно-методических комплексах по иностранному языку.
· 4. Принцип сотрудничества подразумевает совместную деятельность педагога и учащихся, основанную на взаимоуважении и взаимопонимании, субъект-субъектном взаимодействии, предоставлении учащемуся права самостоятельного выбора деятельности.
· 5.Принцип интенсификации речевого и социального взаимодействия школьников средствами иностранного языка предполагает широкое использование во внеурочной деятельности таких педагогических технологий, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровое моделирование и др., что способствует гармоническому совмещению творческой и интеллектуальной, коллективной и индивидуальной активности учащихся.
Даже столь неполный перечень свидетельствует о многообразии форм внеурочной деятельности. Для их дальнейшего рассмотрения будем опираться на классификацию, основу которой составляют следующие критерии:
· 1) критерий количественного охвата участников;
· 2) критерий вариативности организационных форм;
· 3) критерий частотности проведения.
Согласно первому критерию выделяют следующие формы внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые и массовые. На основании второго критерия можно выделить творческие конкурсы (конкурс чтецов, конкурс сочинений, конкурс на лучший художественный перевод, конкурс песни, конкурсы стенгазет и рисунков и др.), интеллектуальные игры, викторины, олимпиады, театральные постановки, тематические вечера, исследовательские проекты, кружки, неделя иностранного языка, конференции, телемост, интеллектуальные марафоны, концерты, праздники па уровне класса и школы, выставки (выставка проектных работ), и другие.Опираясь на третий критерий, выделяют постоянно действующие (кружки, клубы) и эпизодические формы внеучебной деятельности.
Остановимся более подробно на постоянно действующих формах внеурочной деятельности, а именно: кружках и клубах. Кружок и клуб относятся к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся. Так, например, количество участников кружка составляет обычно не меньше 10—12 и не больше 20 учащихся. В качестве примера приведем названия кружков по иностранному языку: «Занимательный английский» (немецкий, французский и др.), «В гостях у сказки», «Любители иностранного языка», «Учусь играя», «Веселый английский» (немецкий, французский и др.). В отличие от кружков, клубы (клубные объединения) организуются в старшей школе. Как отмечает М. А. Ариарский1, клубный коллектив представляет собой устойчивое, педагогически направляемое объединение людей, связанных единством интересов, совместной социально-культурной деятельностью по их удовлетворению в условиях свободного времени, единой общественной дисциплиной и системой самоуправления. В рамках клубных объединений проводятся различные мероприятия: встречи с носителями языка, обсуждение фильмов, художественных произведений, театральные постановки, организация праздников и конкурсов и др.
Подводя итоги, можно сказать, что при изучении иностранного языка внеурочная деятельность:
1) способствует развитию иноязычной коммуникативной компетентности, углублению лингвистических, лингвострановедческих, страноведческих знаний, формированию и совершенствованию речевых навыков и умений по данному предмету;
2) способствует формированию готовности школьников к саморазвитию и непрерывному образованию, овладению коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитию учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
3) позволяет удовлетворить индивидуальные потребности учащихся посредством предоставления выбора широкого спектра организационных форм, направленных на всестороннее развитие личности учащихся.
Под внеурочной деятельностью по иностранным языкам в рамках реализации ФГОС будем понимать специально организованную образовательную деятельность, направленную на достижение личностных, мета- предметных и предметных результатов в процессе освоения содержания основной образовательной программы и осуществляемую в разнообразных формах, отличных от организационных форм в классно-урочной системе обучения.
Как следует из данного определения, внеурочная деятельность как деятельность управляемая характеризуется более гибкой, по сравнению с урочной деятельностью, палитрой организационных форм проведения, а также большей самостоятельностью учащихся, что положительным образом сказывается на повышении познавательной мотивации.
В истории теории и практики отечественной педагогики большое внимание уделялось внеурочной деятельности. Отечественные педагоги (К. Н. Вентцель, Е. Н. Медынский, К. Д. Ушинский и другие) подчеркивали необходимость и важность общения учителя и учеников во внеурочное время, за рамками классного занятия. Внеурочная деятельность, по мнению К. Д. Ушинского, создает самые благоприятные условия для становления доверительных отношений между учителем и школьниками, формирования атмосферы уважения и взаимопонимания, для полноценного вхождения в социально-культурную среду, приобщения к культурным и общечеловеческим традициям, нормам и правилам, что позволяет предположить эффективность и значимость этой формы работы при воспитании общекультурной компетентности молодого поколения. В. А. Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Рассмотрим основные принципы внеурочной деятельности, которые определяют требования к ее содержанию, методам и организационным формам.
· 1. Принцип самостоятельного выбора состоит в том, что учащиеся выбирают из предложенного образовательным учреждением широкого спектра занятий те, которые в наибольшей степени соответствуют их мотивам, интересам, ценностным ориентациям.
· 2. Принцип эмоциональной вовлеченности и творческой активности предполагает организацию внеурочной деятельности, направленную на побуждение и поддержку стремлений ученика к творческому поиску, исследовательскому отношению к своей деятельности. Данный принцип способствует развитию творческих способностей учащихся. Так, в процессе музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной, проектной деятельности, которые реализуются в рамках внеурочной деятельности, развиваются творческое воображение и мышление, эмоциональная и мотивационная сферы учащихся.
· 3. Принцип взаимосвязи внеурочной и урочной деятельности состоит в обеспечении единства личностных, предметных и метапредметных результатов. Данный принцип также предусматривает связь содержания обучения, которое отбирается для внеурочной деятельности, с содержанием обучения, представленного в учебно-методических комплексах по иностранному языку.
· 4. Принцип сотрудничества подразумевает совместную деятельность педагога и учащихся, основанную на взаимоуважении и взаимопонимании, субъект-субъектном взаимодействии, предоставлении учащемуся права самостоятельного выбора деятельности.
· 5.Принцип интенсификации речевого и социального взаимодействия школьников средствами иностранного языка предполагает широкое использование во внеурочной деятельности таких педагогических технологий, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровое моделирование и др., что способствует гармоническому совмещению творческой и интеллектуальной, коллективной и индивидуальной активности учащихся.
Даже столь неполный перечень свидетельствует о многообразии форм внеурочной деятельности. Для их дальнейшего рассмотрения будем опираться на классификацию, основу которой составляют следующие критерии:
· 1) критерий количественного охвата участников;
· 2) критерий вариативности организационных форм;
· 3) критерий частотности проведения.
Согласно первому критерию выделяют следующие формы внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые и массовые. На основании второго критерия можно выделить творческие конкурсы (конкурс чтецов, конкурс сочинений, конкурс на лучший художественный перевод, конкурс песни, конкурсы стенгазет и рисунков и др.), интеллектуальные игры, викторины, олимпиады, театральные постановки, тематические вечера, исследовательские проекты, кружки, неделя иностранного языка, конференции, телемост, интеллектуальные марафоны, концерты, праздники па уровне класса и школы, выставки (выставка проектных работ), и другие.Опираясь на третий критерий, выделяют постоянно действующие (кружки, клубы) и эпизодические формы внеучебной деятельности.
Остановимся более подробно на постоянно действующих формах внеурочной деятельности, а именно: кружках и клубах. Кружок и клуб относятся к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся. Так, например, количество участников кружка составляет обычно не меньше 10—12 и не больше 20 учащихся. В качестве примера приведем названия кружков по иностранному языку: «Занимательный английский» (немецкий, французский и др.), «В гостях у сказки», «Любители иностранного языка», «Учусь играя», «Веселый английский» (немецкий, французский и др.). В отличие от кружков, клубы (клубные объединения) организуются в старшей школе. Как отмечает М. А. Ариарский1, клубный коллектив представляет собой устойчивое, педагогически направляемое объединение людей, связанных единством интересов, совместной социально-культурной деятельностью по их удовлетворению в условиях свободного времени, единой общественной дисциплиной и системой самоуправления. В рамках клубных объединений проводятся различные мероприятия: встречи с носителями языка, обсуждение фильмов, художественных произведений, театральные постановки, организация праздников и конкурсов и др.
Подводя итоги, можно сказать, что при изучении иностранного языка внеурочная деятельность:
1) способствует развитию иноязычной коммуникативной компетентности, углублению лингвистических, лингвострановедческих, страноведческих знаний, формированию и совершенствованию речевых навыков и умений по данному предмету;
2) способствует формированию готовности школьников к саморазвитию и непрерывному образованию, овладению коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитию учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
3) позволяет удовлетворить индивидуальные потребности учащихся посредством предоставления выбора широкого спектра организационных форм, направленных на всестороннее развитие личности учащихся.