Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с помощью игры
Щемелева Лариса Анатольевна
воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского рйона Санкт-Петербурга
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского рйона Санкт-Петербурга
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
В тех случаях, когда нарушение в психическом развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо следить за тем, что умственный отсталый научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, и внимание к тому, что он пытается выразить, и реакция на эти попытки.
При обучении общению умственно отсталого ребенка следует воспитывать:
-организованность и выдержку, подавляя желание «А я хочу!» отвлечением, убеждением или игнорированием его требований;
-умение адекватно вести себя дома и в общественных местах;
-умение выполнять правила поведения на улице;
-умение критически относиться к своим поступкам.
Рассмотрим пять главных направлений работы по развитию навыков общения у детей с умственной отсталостью:
-Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
-Развитие восприятия речи
-Развитие умения подражать
-Развитие умения соблюдать очередность
-Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.
В связи с тем, что у таких детей внимание неустойчиво, они отличаются подвижностью и впечатлительностью, им нужна частая смена заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать различные игры: дидактические, творческие, сюжетно-ролевые. Они направлены на развитие у детей внимания, памяти, произвольных движений, эмоций. Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях - со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - они вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Например игра «Веселые колокольчики» дает возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений.
Ход игры. Педагог рассматривает на своей руке пальцы, говоря:
-Это большой палец, а этот меньше, а вот совсем маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья.
Послушайте потешку про эти пальчики. (Дети вслед за педагогом поочередно загибают пальчики рук.)
1 вариант:
Пальчик – мальчик,
Где ты был?
С этим братцем –
В лес ходил,
(Дети загибают первый пальчик.)
С этим братцем –
Щи варил,
(Дети загибают второй пальчик.)
С этим братцем –
Кашу ел,
(Дети загибают третий пальчик.)
С этим братцем
Песни пел !
(Дети загибают четвертый пальчик.)
Пел, пел и уснул.
(Все пальцы сжаты в кулак.)
2 вариант:
Педагог, поочередно загибая пальчики, говорит:
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лег в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик – уж заснул.
Остался один большой палец. Обращаясь к нему, педагог говорит:
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, педагог весело заканчивает:
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора.
Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»
Цель. Игра учит детей средствами пантомимы изображать себя - свою внешность, движения.
Дидактический материал – колпачки гномиков с колокольчиками.
Ход игры. Педагог обращается к детям: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными человечками и будем с ними играть. Этих человечков зовут гномики.
Они такие маленькие, как и вы . Бывают еще меньше . Покажите мне, какие они маленькие. (Педагог показывает рукой какую-то высоту от пола, а детей просит показать еще меньшую высоту.) Вот какие маленькие бывают гномики.
Еще у них длинная-предлинная борода, покажите какая.(Дети показывают на себе, какая у них длинная борода.)
На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные каблучки? (Дети топают ножками.)
А на головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками, которые звенят: «Динь-динь». (Дети надевают шапочки и качают головками).
Живут гномики в лесной пещере. Они любят со своим дедушкой играть в хлопушки. Давайте поиграем.
Я – дедушка, когда я буду хлопать в ладоши, вы будете ко мне шагать. А если я запою «ля-ля-ля», вы станете прыгать. Попробуем?
Еще гномики любят ходить гуськом, друг за другом: пяточку к носочку, пяточку к носочку. Чем быстрее я буду хлопать, тем быстрее идут гуськом гномики. Начали! (Педагог 3-4 раза меняет ритм хлопков.)
А теперь возьмемся за руки, кто-то ухватится за дедушку, и побежим за дедушкой играть в «ниточку с иголочкой». Куда дедушка, туда и вы. Только руки не опускайте, не то ниточка порвется. (Дети бегают за педагогом по комнате, обходя разные препятствия: стол, стул, коврик, игрушку, то замедляя, то ускоряя темп.)
Развитию навыков общения способствует любая игра. Чаще играйте с детьми. Это научит их быть более внимательными к чувствам и желаниям других людей.
Литература:
Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения» Издательство «Детство-пресс» СПб, 1988г.
Л.М. Шипицина, «Навыки общения» Санкт-Петербург, 2001г., 1988г.
О.А. Белобрыкина «Речь и общение» Издательство «Академия равития», г. Ярославль, 1998г.