Система внеурочной деятельности по физической культуре
в аспекте формирования здорового образа жизни
Ашигалиев Александр Сансызбаевич,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ»
Красносельского района Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ»
Красносельского района Санкт-Петербурга
На сегодняшний день в Российской Федерации одним из наиболее значимых вопросов является вопрос воспитания молодого поколения, формирования у школьников крепкого здоровья, интереса к здоровому образу жизни и потребности в спортивном досуге. Основным инструментом эффективной работы педагога по привлечению к ведению здорового образа жизни являются различные формы внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности.
Занятия по физической культуре по форме организации можно разделить на индивидуальные занятия, массовые мероприятия, секции и кружки. К внеурочной форме занятий относят все виды коллективных и индивидуальных занятий, проводимых перед началом уроков, в течение школьного дня и после окончания уроков, к ним также относятся и занятия во внешкольных учреждениях. Они проводятся как под руководством учителей или тренеров, так и самостоятельно школьниками.
Важно приучать учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом начиная с раннего возраста. Необходимо направлять детей к самостоятельному овладению различными двигательными действиями, к самостоятельным тренировкам и закаливанию своего организма, а не ограничивать двигательную активность на уроках повторением упражнений за учителем.
На переменах между уроками необходимо предоставлять детям возможность для активного отдыха: в теплое время года - возможность проводить время на улице, возможность поиграть в заранее проветренном помещении, тогда, когда не позволяют погодные условия и в холодное время года. Дети должны иметь возможность играть самостоятельно, небольшими группами, устраивать соревнования и массовые игры не следует.
Клубы и секции по военно- и пожарно-прикладным видам спорта, по разным видам туризма (водному, лыжному, велосипедному, пешему, а также простейшим видам борьбы) могут быть организованы для старшеклассников.
Секции спортивной направленности рассчитаны на всех учащихся школы. Их формирование происходит за счет учебных групп, составленных с учетом физической подготовленности учащихся. Предпочтительнее вести одну и ту же спортивную секцию с разными возрастными группами — детской, подростковой и юношеской, чем несколько секций с неполным набором возрастных групп. В таком случае дети получат возможность развивать свои навыки и умения, постепенно превращаясь из новичков в профессионалов, сформировать в самой секции дружный коллектив, который будет пополняться каждый год.
Спортивные соревнования, проводимые в школе, подразделяют на массовые, в которых принимают участие большинство учеников школы, и немассовые — с участием небольших команд. Особое внимание стоит обращать на массовые соревнования по основным (гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, лыжам) видам спорта, отдельным видам упражнений (прыжкам, бегу) и комплексным (соревнования по многоборью комплекса ГТО, «Веселые старты», соревнования по пожарно-прикладному спорту).
В образовательном учреждении создаются кружки или клубы для занятий туризмом. Они включают в себя два вида учебных занятий - теоретические и практические (проведение походов, туристских соревнований). Физкультурные праздники чаще всего организуются в связи с началом и окончанием учебного года, в преддверии праздничных событий и в другие знаменательные даты.
Целью внеклассных и внешкольных занятий является здоровый и рациональный отдых детей, удовлетворение их интересов, развитие индивидуальных способностей и склонностей, привитие навыков общественного самоуправления. Внешкольные учреждения являются инструктивно-методическими центрами, оказывающими содействие учителям и воспитателям в вопросах, касающихся внеклассной работы в школе (Волков Л.В., 2004). Таким образом, деятельность внешкольных учреждений состоит непосредственно из практической работы с детьми и методического содействия педагогическим и ученическим коллективам образовательных учреждений в их самостоятельной массовой в и внеклассной работе.
Спортивная прогулка включает простейшие соревнования в беге, прыжках, метаниях, беге на коньках или лыжах и т. д. Прогулка-экскурсия носит познавательный характер (например, ознакомление с историческими памятниками, местами революционных событий и военных сражений, наблюдения над природой).
Большое влияние на развитие массовости физической культуры среди школьников может оказать конкурс на звание «Самый спортивный класс».
Внеклассная и внешкольная работа с учащимися должна удовлетворять педагогическим требованиям. Разностороннее развитие детей - главная цель всех внеурочных занятий. Физическое воспитание должно быть направлено на формирование у учащихся таких качеств, как осознанное отношение к своему здоровью и физическому развитию, требованиям личной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярной физической работе; ловкость, сила, быстрота и выносливость в различных видах физической деятельности, рациональное владение техникой двигательных действий; решительность, упорство, сила духа и другие волевые качества; готовность к труду и обороне Родины.
Внеклассная и внешкольная работа не является обязательной для всех учащихся. Однако, принимая во внимание огромное значение занятий физической культурой, спортом и туризмом на правильное физическое развитие и укрепление здоровья детей, необходимо привлекать к занятиям как можно больше учащихся. К дополнительным занятиям по физической культуре необходимо привлекать всех: одаренных, неуспевающих, недисциплинированных ребят - прививать им навыки работы в команде.
Каждый учащийся вправе выбирать занятия такого вида, который соответствует его склонностям и способностям. Задача руководителей — оказать помощь учащимся в определении характерных черт их физического и интеллектуального развития, обозначить перспективы дальнейшего совершенствования.
На уроках физической культуры могут быть решены не все задачи физического воспитания в связи с тем, что программа проведения занятий физической культурой в школе обеспечивает получение лишь минимальных знаний и навыков в области физической культуры. Более обширная область знаний и навыков в области физической культуры и спорта глубже осваивается на внеклассных и внешкольных занятиях. В отличие от школьных программ, программы внешкольных занятий носят ориентировочный, рекомендательный характер - руководители занятий вправе заменить, дополнить или снять часть рекомендуемого программного материала, если появляется необходимость.
Занятия физической культурой должны быть интересными, увлекательными для детей. В целях увеличения комфорта и снижения утомления в процессе тренировки - следует разнообразить упражнения, средства и методы обучения, наиболее рационально и удобно приспособить спортивные площадки и залы, чаще проводить занятия на местности.
Занятия физической культурой по своему содержанию и методике должны быть посильными и понятными для детей, соответствовать их физическому и интеллектуальному развитию. В случае несоблюдения этого требования - снижается эффективность занятий, могут возникнуть ухудшения в состоянии здоровья детей.
Решение большого количества организационных вопросов в коллективе осуществляются методами самоуправления. Во время проведения внеклассной и внешкольной работы необходимо стимулировать активность учащихся, всячески поддерживать их инициативу, создавать комфортные условия для самостоятельной работы.
Возможность организации внеурочных занятий в первую очередь зависит от наличия свободного времени у самих школьников, учителей и родителей, от материальных возможностей: места проведения занятий, необходимого инвентаря и пр. В настоящее время прилагается немало усилий, чтобы высвободить для школьников побольше времени на отдых и занятия по интересам. Тем не менее, учащиеся, особенно старшие, все еще чрезмерно загружены домашними заданиями, различными общественными поручениями, не требующими физической активности.
Школы, расположенные на окраинах городов, в лесопарковых зонах, имеют возможность круглый год проводить занятия на открытом воздухе.
Основную внеурочную работу по физическому воспитанию школьников в первую очередь должны проводить учителя физической культуры. Также этой работе, в том числе и к ведению занятий в спортивных секциях и кружках, можно привлекать и преподавателей других предметов, родителей, тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ. Если в школе несколько учителей физической культуры, то все они должны принимать участие во внеурочной работе по физическому воспитанию. При этом один назначается ответственным.
Комиссия обсуждает и планирует всю внеурочную работу по физическому воспитанию, принимает решения по руководству, организации и проведению различных мероприятий, намечает пути дальнейшего развития физического воспитания в школе. Практическая организаторская деятельность членов комиссии осуществляется в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей.
Директор школы несет ответственность за всю организацию физического воспитания, в том числе физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристских мероприятий; за обеспечение контроля работы учителей и воспитателей групп продленного дня, за оснащенность спортивной базы школы оборудованием и инвентарем; за работу школьного совета физической культуры.
Объединение учащихся школы для внеклассных занятий физической культурой и спортом принято называть коллективом физической культуры, его высшую форму — спортивным клубом. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы участвует в создании школьного коллектива физической культуры, привлекает педагогов, старшеклассников и родителей к проведению оздоровительной и спортивной работы, как в школе, так и по месту жительства учащихся; следит за эффективностью пропаганды физической здорового образа жизни среди учащихся, учителей и родителей. Для привлечения внимания учителей к физическому воспитанию, полезно, прежде всего, организовать для них самих какой-либо физкультурный клуб, например, по волейболу, настольному теннису, бадминтону, лыжам, ритмической гимнастике, велоспорту или просто по общей физической подготовке, включая в занятия виды упражнений с учетом сезонных условий.
Развитие самодеятельности учащихся, формирование навыков руководства коллективом — одна из основных задач общественного воспитания. Каждый занимающийся должен выполнять определенные общественные поручения: один - быть членом школьного совета физической культуры, другой - физоргом, третий - инструктором физкультурного кружка, четвертый - спортивным судьей и т. д. Вначале целесообразнее создать в школе одну, центральную, секцию - общей физической подготовки и вести в ней занятия комплексно по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм. Руководить занятиями должен учитель физической культуры, в ходе занятий необходимо выяснить, какие виды спорта больше всего интересуют школьников, и есть ли возможность для занятий ими в школе. Для создания клуба, надо иметь хорошо подготовленный физкультурный актив, помещение, для собраний членов клуба. Клубу даются определенные права: присваивать своим членам звания инструкторов и судей некоторых категорий, выступать самостоятельным коллективом наряду со сборными командами.
В ходе проведения трудовой практики возможно проведение теоретических и практических занятий и семинаров по изучению природы Родного Края. Программа семинара может включать походы, экскурсии и путешествия школьников; ознакомление с родным краем, его достопримечательностями и маршрутами походов; подготовка, проведение и подведение итогов похода; практические занятия на местности и в школе.
Эффективное средство пропаганды физической культуры - рассказ о самосовершенствовании, повышения физических возможностей независимо от телосложения, состояния здоровья. Есть множество примеров, когда болезненные, слабо развитые дети, даже освобожденные от уроков физической культуры, по совету опытного педагога начинали заниматься сначала самостоятельно, потом в группе, а через несколько лет не только приобретали крепкое здоровье и телосложение, но и становились выдающимися спортсменами. Многие школы регулярно проводят встречи с мастерами спорта, чемпионами страны и олимпийских игр. Можно проводить вечера вопросов, викторины, конкурсы на лучший короткий рассказ на спортивную тему. Необходимо поручать старшеклассникам беседы с младшими школьниками на тему здорового образа жизни.
Занятия по физической культуре по форме организации можно разделить на индивидуальные занятия, массовые мероприятия, секции и кружки. К внеурочной форме занятий относят все виды коллективных и индивидуальных занятий, проводимых перед началом уроков, в течение школьного дня и после окончания уроков, к ним также относятся и занятия во внешкольных учреждениях. Они проводятся как под руководством учителей или тренеров, так и самостоятельно школьниками.
Важно приучать учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом начиная с раннего возраста. Необходимо направлять детей к самостоятельному овладению различными двигательными действиями, к самостоятельным тренировкам и закаливанию своего организма, а не ограничивать двигательную активность на уроках повторением упражнений за учителем.
На переменах между уроками необходимо предоставлять детям возможность для активного отдыха: в теплое время года - возможность проводить время на улице, возможность поиграть в заранее проветренном помещении, тогда, когда не позволяют погодные условия и в холодное время года. Дети должны иметь возможность играть самостоятельно, небольшими группами, устраивать соревнования и массовые игры не следует.
Клубы и секции по военно- и пожарно-прикладным видам спорта, по разным видам туризма (водному, лыжному, велосипедному, пешему, а также простейшим видам борьбы) могут быть организованы для старшеклассников.
Секции спортивной направленности рассчитаны на всех учащихся школы. Их формирование происходит за счет учебных групп, составленных с учетом физической подготовленности учащихся. Предпочтительнее вести одну и ту же спортивную секцию с разными возрастными группами — детской, подростковой и юношеской, чем несколько секций с неполным набором возрастных групп. В таком случае дети получат возможность развивать свои навыки и умения, постепенно превращаясь из новичков в профессионалов, сформировать в самой секции дружный коллектив, который будет пополняться каждый год.
Спортивные соревнования, проводимые в школе, подразделяют на массовые, в которых принимают участие большинство учеников школы, и немассовые — с участием небольших команд. Особое внимание стоит обращать на массовые соревнования по основным (гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, лыжам) видам спорта, отдельным видам упражнений (прыжкам, бегу) и комплексным (соревнования по многоборью комплекса ГТО, «Веселые старты», соревнования по пожарно-прикладному спорту).
В образовательном учреждении создаются кружки или клубы для занятий туризмом. Они включают в себя два вида учебных занятий - теоретические и практические (проведение походов, туристских соревнований). Физкультурные праздники чаще всего организуются в связи с началом и окончанием учебного года, в преддверии праздничных событий и в другие знаменательные даты.
Целью внеклассных и внешкольных занятий является здоровый и рациональный отдых детей, удовлетворение их интересов, развитие индивидуальных способностей и склонностей, привитие навыков общественного самоуправления. Внешкольные учреждения являются инструктивно-методическими центрами, оказывающими содействие учителям и воспитателям в вопросах, касающихся внеклассной работы в школе (Волков Л.В., 2004). Таким образом, деятельность внешкольных учреждений состоит непосредственно из практической работы с детьми и методического содействия педагогическим и ученическим коллективам образовательных учреждений в их самостоятельной массовой в и внеклассной работе.
Спортивная прогулка включает простейшие соревнования в беге, прыжках, метаниях, беге на коньках или лыжах и т. д. Прогулка-экскурсия носит познавательный характер (например, ознакомление с историческими памятниками, местами революционных событий и военных сражений, наблюдения над природой).
Большое влияние на развитие массовости физической культуры среди школьников может оказать конкурс на звание «Самый спортивный класс».
Внеклассная и внешкольная работа с учащимися должна удовлетворять педагогическим требованиям. Разностороннее развитие детей - главная цель всех внеурочных занятий. Физическое воспитание должно быть направлено на формирование у учащихся таких качеств, как осознанное отношение к своему здоровью и физическому развитию, требованиям личной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярной физической работе; ловкость, сила, быстрота и выносливость в различных видах физической деятельности, рациональное владение техникой двигательных действий; решительность, упорство, сила духа и другие волевые качества; готовность к труду и обороне Родины.
Внеклассная и внешкольная работа не является обязательной для всех учащихся. Однако, принимая во внимание огромное значение занятий физической культурой, спортом и туризмом на правильное физическое развитие и укрепление здоровья детей, необходимо привлекать к занятиям как можно больше учащихся. К дополнительным занятиям по физической культуре необходимо привлекать всех: одаренных, неуспевающих, недисциплинированных ребят - прививать им навыки работы в команде.
Каждый учащийся вправе выбирать занятия такого вида, который соответствует его склонностям и способностям. Задача руководителей — оказать помощь учащимся в определении характерных черт их физического и интеллектуального развития, обозначить перспективы дальнейшего совершенствования.
На уроках физической культуры могут быть решены не все задачи физического воспитания в связи с тем, что программа проведения занятий физической культурой в школе обеспечивает получение лишь минимальных знаний и навыков в области физической культуры. Более обширная область знаний и навыков в области физической культуры и спорта глубже осваивается на внеклассных и внешкольных занятиях. В отличие от школьных программ, программы внешкольных занятий носят ориентировочный, рекомендательный характер - руководители занятий вправе заменить, дополнить или снять часть рекомендуемого программного материала, если появляется необходимость.
Занятия физической культурой должны быть интересными, увлекательными для детей. В целях увеличения комфорта и снижения утомления в процессе тренировки - следует разнообразить упражнения, средства и методы обучения, наиболее рационально и удобно приспособить спортивные площадки и залы, чаще проводить занятия на местности.
Занятия физической культурой по своему содержанию и методике должны быть посильными и понятными для детей, соответствовать их физическому и интеллектуальному развитию. В случае несоблюдения этого требования - снижается эффективность занятий, могут возникнуть ухудшения в состоянии здоровья детей.
Решение большого количества организационных вопросов в коллективе осуществляются методами самоуправления. Во время проведения внеклассной и внешкольной работы необходимо стимулировать активность учащихся, всячески поддерживать их инициативу, создавать комфортные условия для самостоятельной работы.
Возможность организации внеурочных занятий в первую очередь зависит от наличия свободного времени у самих школьников, учителей и родителей, от материальных возможностей: места проведения занятий, необходимого инвентаря и пр. В настоящее время прилагается немало усилий, чтобы высвободить для школьников побольше времени на отдых и занятия по интересам. Тем не менее, учащиеся, особенно старшие, все еще чрезмерно загружены домашними заданиями, различными общественными поручениями, не требующими физической активности.
Школы, расположенные на окраинах городов, в лесопарковых зонах, имеют возможность круглый год проводить занятия на открытом воздухе.
Основную внеурочную работу по физическому воспитанию школьников в первую очередь должны проводить учителя физической культуры. Также этой работе, в том числе и к ведению занятий в спортивных секциях и кружках, можно привлекать и преподавателей других предметов, родителей, тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ. Если в школе несколько учителей физической культуры, то все они должны принимать участие во внеурочной работе по физическому воспитанию. При этом один назначается ответственным.
Комиссия обсуждает и планирует всю внеурочную работу по физическому воспитанию, принимает решения по руководству, организации и проведению различных мероприятий, намечает пути дальнейшего развития физического воспитания в школе. Практическая организаторская деятельность членов комиссии осуществляется в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей.
Директор школы несет ответственность за всю организацию физического воспитания, в том числе физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристских мероприятий; за обеспечение контроля работы учителей и воспитателей групп продленного дня, за оснащенность спортивной базы школы оборудованием и инвентарем; за работу школьного совета физической культуры.
Объединение учащихся школы для внеклассных занятий физической культурой и спортом принято называть коллективом физической культуры, его высшую форму — спортивным клубом. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы участвует в создании школьного коллектива физической культуры, привлекает педагогов, старшеклассников и родителей к проведению оздоровительной и спортивной работы, как в школе, так и по месту жительства учащихся; следит за эффективностью пропаганды физической здорового образа жизни среди учащихся, учителей и родителей. Для привлечения внимания учителей к физическому воспитанию, полезно, прежде всего, организовать для них самих какой-либо физкультурный клуб, например, по волейболу, настольному теннису, бадминтону, лыжам, ритмической гимнастике, велоспорту или просто по общей физической подготовке, включая в занятия виды упражнений с учетом сезонных условий.
Развитие самодеятельности учащихся, формирование навыков руководства коллективом — одна из основных задач общественного воспитания. Каждый занимающийся должен выполнять определенные общественные поручения: один - быть членом школьного совета физической культуры, другой - физоргом, третий - инструктором физкультурного кружка, четвертый - спортивным судьей и т. д. Вначале целесообразнее создать в школе одну, центральную, секцию - общей физической подготовки и вести в ней занятия комплексно по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм. Руководить занятиями должен учитель физической культуры, в ходе занятий необходимо выяснить, какие виды спорта больше всего интересуют школьников, и есть ли возможность для занятий ими в школе. Для создания клуба, надо иметь хорошо подготовленный физкультурный актив, помещение, для собраний членов клуба. Клубу даются определенные права: присваивать своим членам звания инструкторов и судей некоторых категорий, выступать самостоятельным коллективом наряду со сборными командами.
В ходе проведения трудовой практики возможно проведение теоретических и практических занятий и семинаров по изучению природы Родного Края. Программа семинара может включать походы, экскурсии и путешествия школьников; ознакомление с родным краем, его достопримечательностями и маршрутами походов; подготовка, проведение и подведение итогов похода; практические занятия на местности и в школе.
Эффективное средство пропаганды физической культуры - рассказ о самосовершенствовании, повышения физических возможностей независимо от телосложения, состояния здоровья. Есть множество примеров, когда болезненные, слабо развитые дети, даже освобожденные от уроков физической культуры, по совету опытного педагога начинали заниматься сначала самостоятельно, потом в группе, а через несколько лет не только приобретали крепкое здоровье и телосложение, но и становились выдающимися спортсменами. Многие школы регулярно проводят встречи с мастерами спорта, чемпионами страны и олимпийских игр. Можно проводить вечера вопросов, викторины, конкурсы на лучший короткий рассказ на спортивную тему. Необходимо поручать старшеклассникам беседы с младшими школьниками на тему здорового образа жизни.
Литература
- Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: Часть 1: Учеб. пособие / Б.А. Ашмарин; ЛГУ им. А.С. Пушкина.- СПб., 1999.
- Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя / Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко; под ред. Л.В. Баль. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
- Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре) / Г.П. Богданов. – М.: Физкультура и спорт, 1989, - 192 с.
- Борисов В.В. Ориентация школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры / В.В. Борисов. – Автореф. дис. на соискание ученой степени к.п.н. – СПбГУ, СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007 - 31 с.
- Васильева Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2012. – № 11. – С. 3.
- Выдрин, В.М. Основы теории и методики физической культуры / Выдрин В.М. и др. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 352 с.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учеб. Пособие / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2007 ,- С. 166-182.
- Лях В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) / С.В. Попов. – СПб.:СОЮЗ, 1997, - 256 с.
- Смирнова Ю.В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.В. Смирнова; ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». – Челябинск, 2010. – 24 с.