Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система внеурочной деятельности по физической культуре
в аспекте формирования здорового образа жизни

Ашигалиев Александр Сансызбаевич,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ»
Красносельского района Санкт-Петербурга
На сегодняшний день в Российской Федерации одним из наиболее значимых вопросов является вопрос воспитания молодого поколения, формирования у школьников крепкого здоровья, интереса к здоровому образу жизни и потребности в спортивном досуге. Основным инструментом эффективной работы педагога по привлечению к ведению здорового образа жизни являются различные формы внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности.
Занятия по физической культуре по форме организации можно разделить на  индивидуальные занятия, массовые мероприятия, секции и кружки. К внеурочной форме занятий относят все виды коллективных и ин­дивидуальных занятий, проводимых перед началом уроков, в течение школь­ного дня и после окончания уроков, к ним также относятся и занятия во внешкольных учреждениях. Они проводятся как под руководством учителей или тренеров, так и самостоятельно школьниками.
Важно приучать учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом начиная с раннего возраста. Необходимо направлять детей к самостоятельному овладению раз­личными двигательными действиями, к самостоятельным тренировкам и закаливанию своего организма, а не ограничивать двигательную активность на уроках повторением упражнений за учителем.
На переменах между уроками необходимо предоставлять детям возможность для активного отдыха: в теплое время года - возможность проводить время на улице, возможность поиграть в заранее проветренном помещении, тогда, когда не позволяют погодные условия и в холодное время года. Дети должны иметь возможность играть самостоятельно, небольшими группами, устраивать соревнования и массовые игры не следует.
Клубы и секции по военно- и пожарно-прикладным видам спорта, по разным видам туризма (водному, лыжно­му, велосипедному, пешему, а также простейшим видам борьбы) могут быть организованы для старшеклассников.
Секции спортивной направленности рассчитаны на всех учащихся школы. Их формирование происходит за счет учебных групп, составленных с учетом физической подготовленности учащихся. Предпочтительнее вести одну и ту же спор­тивную секцию с разными возрастными группами — детской, подростковой и юношеской, чем несколько секций с непол­ным набором возрастных групп. В таком случае дети получат возможность развивать свои навыки и умения, постепенно превращаясь из но­вичков в профессионалов, сформировать в самой секции дружный коллектив, который будет пополняться каждый год.
Спортивные соревнования, проводимые в школе, подразделяют на массовые, в которых принимают участие большинство учеников школы, и немассовые — с участием небольших команд. Особое внимание стоит обращать на массовые соревно­вания по основным (гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, лыжам) видам спорта, отдель­ным  видам упражнений (прыжкам, бегу) и комп­лексным (соревнования по многоборью комплекса ГТО, «Веселые старты», соревнования по пожарно-прикладному спорту).
В образовательном учреждении создаются кружки или клубы для занятий туризмом. Они включают в себя два вида учебных занятий -  теоретические и практические (проведение походов, турист­ских соревнований). Физкультурные праздники чаще всего организуются в связи с началом и окончанием учебного года, в преддверии праздничных событий и в другие знаменательные даты.
Целью внеклассных и внешкольных заня­тий является здоровый и рациональный отдых детей, удовлетворение их интересов, развитие индивидуальных способностей и склонностей, привитие навыков общественного самоуправ­ления. Внешкольные учреждения являются инструктивно-мето­дическими центрами, оказывающими содействие учителям и воспитателям в вопросах, касающихся внеклассной работы в школе (Волков Л.В., 2004). Таким образом, деятельность внешкольных учреждений состоит непосредственно из практической работы с детьми и методического содействия педагогическим и ученическим коллективам образовательных учреждений в их самостоятельной массовой в и внеклассной работе.
Спортивная прогулка включает простейшие соревнования в беге, прыжках, метаниях, беге на коньках или лыжах и т. д. Прогулка-экскурсия носит познавательный характер (например, ознакомление с историческими памятниками, местами революционных событий и военных сражений, на­блюдения над природой).
Большое влияние на развитие массовости физической культуры среди школьников может оказать конкурс на звание «Самый спортивный класс».
 
Внеклассная и внешкольная работа с учащимися должна удовлетворять педагогическим требованиям. Разностороннее развитие  детей -  главная цель всех внеурочных занятий. Физическое воспитание должно быть направлено на формирование у учащихся таких качеств, как осознанное отношение к своему здоровью и физическому развитию, требованиям личной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярной физической работе; ловкость, сила, быстрота и выносливость в различных видах физической деятельности, рациональное владение техникой двигательных действий; решительность, упорство, сила духа и другие волевые ка­чества; готовность к труду и обороне Родины.
Внеклассная и внешкольная работа не является обя­зательной для всех учащихся. Однако, принимая во внимание огромное значение занятий физической культурой, спортом и туризмом на правильное физическое развитие и укрепление здо­ровья детей, необходимо привлекать к занятиям как можно больше учащихся. К дополнительным занятиям по физической культуре необходимо привлекать всех: одаренных, неуспевающих, недисциплинированных ребят - прививать им навыки работы в команде.
Каждый уча­щийся вправе выбирать занятия такого вида, который соот­ветствует его склонностям и способностям. Задача руково­дителей — оказать помощь учащимся в определении характерных черт их физического и интеллектуального развития, обозначить перспективы дальнейшего совершенствования.
На уроках физической культуры могут быть решены не все задачи физического воспитания в связи с тем, что программа проведения занятий физи­ческой культурой в школе обеспечивает получение  лишь минимальных знаний и навыков в области физической культуры. Более обширная область знаний и навыков в области физической культуры и спорта глубже осваивается на внеклассных и внешкольных занятиях. В отличие от школь­ных программ,  программы внешкольных занятий носят ориентировочный, рекомендательный характер - руководители занятий вправе заменить, дополнить или снять часть рекомендуемого программного материала, если появляется необходимость.
Занятия физической культурой должны быть ин­тересными, увлекательными для детей. В целях увеличения комфорта и снижения утомления в процессе тренировки - следует разнообразить упражнения, средства и методы обучения, наиболее рационально и удобно приспособить спортивные  площадки и залы, чаще проводить занятия на местности.
Занятия физической культурой по своему содержанию и методике должны быть посильными и понятными для детей, соответствовать их физическому и интеллектуальному развитию. В случае несоблюдения этого требования - снижается эффективность занятий, могут возникнуть ухудшения в со­стоянии здоровья детей.
Решение большого количества организационных вопросов в коллективе осуществляются методами само­управления. Во время проведения внеклассной и внешкольной работы необходимо стимулировать активность учащихся, всячески поддерживать их инициативу, создавать комфортные условия для самостоятельной работы.
Возможность организации внеурочных занятий в первую очередь зависит от наличия свободного времени у самих школьников, учителей и родителей, от материальных возможностей: места проведения занятий, необходимого инвентаря и пр. В настоящее время прилагается немало усилий, чтобы высвободить для школьников побольше времени на отдых и занятия по интересам. Тем не менее, учащиеся, особенно старшие, все еще чрезмерно загружены домашними заданиями, различными общественными пору­чениями, не требующими физической активности.
Школы, расположенные на окраинах городов, в лесо­парковых зонах,  имеют возможность круглый год проводить заня­тия на открытом воздухе.
Основную внеурочную работу по физическому воспитанию школь­ников в первую очередь должны проводить учителя физиче­ской культуры. Также этой работе, в том числе и к ведению занятий в спортивных секциях и круж­ках, можно привлекать и преподавателей других предме­тов, родителей, тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ. Если в школе несколько учителей физической культуры, то все они должны принимать участие во внеурочной работе по физическому воспитанию. При этом один назна­чается ответственным.
Комиссия обсуждает и планирует всю внеурочную работу по физическому воспитанию, принимает решения по руководству, организации и прове­дению различных мероприятий, намечает пути дальнейшего развития физического воспитания в школе. Практическая организаторская деятельность членов ко­миссии осуществляется в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей.
Директор школы несет ответственность за всю органи­зацию физического воспитания, в том числе физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристских мероприятий; за обеспечение контроля работы учителей и воспитателей групп продленного дня, за оснащенность спортивной базы школы оборудованием и инвентарем; за работу школьного совета физической культуры.
Объединение учащихся школы для внеклассных занятий физической культурой и спортом принято называть коллек­тивом физической культуры, его высшую форму — спортив­ным клубом. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы участвует в создании школьного коллектива физиче­ской культуры, привлекает педагогов, старшеклассников и родителей к проведению оздоровительной и спортивной работы, как в школе, так и по месту жительства учащихся; следит за эффектив­ностью пропаганды физической здорового образа жизни среди учащихся, учителей и родителей. Для привлечения внимания учителей к физическому воспитанию, полезно, прежде всего, органи­зовать для них самих какой-либо физкультурный клуб, например, по волейболу, настольному теннису, бадминтону, лыжам, ритмической гимнастике, велоспорту или просто по общей физической подготовке, включая в занятия виды упражнений с учетом сезонных условий.
Развитие самодеятельности учащихся, формирование навыков руководства коллективом — одна из основных задач общественного воспитания. Каждый занимающийся дол­жен выполнять определенные общественные поручения: один - быть членом школьного совета физической культуры, другой - физоргом, третий - инструктором физкультурного кружка, четвертый  - спортивным судьей и т. д. Вначале целесообразнее создать в школе одну, центральную, секцию - общей физической подготовки и вести в ней занятия комплексно по легкой атлетике, гимна­стике, спортивным играм. Руководить занятиями должен учитель физической культуры, в ходе занятий необходимо выяс­нить, какие виды спорта больше всего интересуют школьников, и есть ли возможность для занятий ими в школе. Для создания клуба, надо иметь хорошо подготовлен­ный физкультурный актив, помещение, для собраний членов клуба. Клубу даются определенные права: присваивать своим членам звания инструкторов и судей некоторых категорий, выступать само­стоятельным коллективом наряду со сборными командами.
В ходе проведения трудовой практики возможно проведение теоретических и практических занятий и семинаров по изучению природы  Родного Края. Программа семинара может включать походы, экскурсии и путешествия школьников; ознакомление с родным краем, его достопримечательно­стями и маршрутами походов; подготовка, проведение и подведение итогов похода; практические занятия на местности и в школе.
Эффективное средство пропаганды физической куль­туры -  рассказ о самосовершенствовании, повышения физических возможностей независимо от тело­сложения, состояния здоровья. Есть множество примеров, когда болезненные, слабо развитые дети, даже освобожден­ные от уроков физической культуры, по совету опытного педагога начинали заниматься сначала самостоятельно, потом в группе, а через несколько лет не только приобре­тали крепкое здоровье и телосложение, но и становились выдающимися спортсменами. Многие школы регулярно проводят встречи с мастерами спорта, чемпионами страны и олимпийских игр. Можно проводить вечера вопросов, викторины, конкурсы на лучший короткий рассказ на спортивную тему. Необходимо поручать старшеклассникам  беседы с младшими школьниками на тему здорового образа жизни.

 
Литература
  1. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: Часть 1: Учеб. пособие / Б.А. Ашмарин; ЛГУ им. А.С. Пушкина.- СПб., 1999.
  2. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя /         Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко; под ред. Л.В. Баль. –                   М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
  3. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре) / Г.П. Богданов. – М.: Физкультура и спорт, 1989, - 192 с.
  4. Борисов В.В. Ориентация школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры / В.В. Борисов. – Автореф. дис. на соискание ученой степени к.п.н. – СПбГУ, СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007 - 31 с.
  5. Васильева Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2012. – № 11. – С. 3.
  6. Выдрин, В.М. Основы теории и методики физической культуры / Выдрин В.М. и др. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 352 с.
  7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учеб. Пособие / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2007 ,- С. 166-182.
  8. Лях В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
  9. Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) / С.В. Попов. – СПб.:СОЮЗ, 1997, - 256 с.
  10. Смирнова Ю.В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.В. Смирнова; ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». – Челябинск, 2010. – 24 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»