ВЕЧЕР ПАМЯТИ
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
(КО ДНЮ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ
БЛОКАДЫ – 27 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА)
Кузнецова Надежда Владимировна
воспитатель детского дома №1 Санкт-Петербурга
Сценарий Вечера Памяти
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-Продолжать знакомить воспитанников с героическим прошлым своей страны, малой Родины - родным городом.
-Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда:
-продолжать знакомить с жизнью жителей в блокадные дни;
- продолжать знакомить с трагической судьбой семьи Тани Савичевой.
-Дать знания о создании медали «За оборону Ленинграда».
-Учить детей понимать театрализованные фрагменты из жизни блокадного Ленинграда.
-Познакомить с музыкальным произведением - «Балладой о Тане Савичевой», учить понимать его содержание.
-Учить называть места в городе, связанные с блокадой, войной: Московский парк Победы, Пискаревское кладбище, Зеленый пояс Славы, «Танк-освободитель», «Блокадный трамвай».
-Познакомить с памятными обелисками, сооружениями на Дороге Жизни:
бессмертные страницы из дневника ленинградской школьницы –Тани Савичевой; Аллея Славы- аллея Дружбы, обелиск памяти погибших школьников посвящается этот обелиск - Зине Портновой, Лени Голикову;
памятник детям, которые потеряли родителей. Юным морякам, сынам полка; «Цветок Жизни» – сооружение в память о детях, погибших в годы блокады в Ленинграде; 900 березок память о блокадных днях;
Памятник детям - юным героям Ленинграда.
-Учить рассказывать об эпизодах жизни в блокадном городе.
-Закрепить знания о том, как жители Ленинграда сохраняли памятники, здания, сооружения в годы блокады, войны.
Коррекционные задачи:
- Развитие мышления, речи, памяти.
-Активизация словаря: ветеран, блокада, прорыв блокады, обстрел, кольцо блокады;
-Развивать выразительность речи.
Воспитательные задачи:
-Воспитание уважения к людям, отстоявшим город во время войны, блокады.
-Воспитание бережного отношения к городу, к памятникам истории и культуры.
-Воспитание уважения к памяти погибших в годы войны, блокады.
Предварительная работа:
Рассказывание о Великой Отечественной войне,
о начале блокады - 8 сентября 1941 года.
Возложение цветов к памятнику «Блокадный трамвай».
Торжественная линейка на Пулковских высотах, возложение цветов.
Встречи с ветеранами войны, жителями блокадного Ленинграда, проведения Дня Памяти – 8 сентября – начала блокады.
Работа с письмом «Молодое поколение о блокаде Ленинграда».
Работа с книгой Н. Ходза «Дорога Жизни», А. Сапаров « Дорога Жизни».
Проведение экскурсий на площадь Победы к монументу «Героическим защитникам Ленинграда», посещение музея.
Посещение Пискаревского мемориального кладбища.
Работа с иллюстрациями «Дни блокады», «Город в блокаде», «Тяжелые дни блокады».
Разучивание стихов о войне, блокаде.
Рассказывание о семье Тани Савичевой, работа с иллюстрациями «Таня Савичева».
Знакомство с творчеством О. Бергольц .
Работа с книгой «Я говорю с тобой из Ленинграда».
Просмотр фрагментов документального фильма «Блокада Ленинграда»,
Просмотр фильма «Зеленые цепочки».
Слушание песен военных лет : из к/ф «Зеленые цепочки», «На Безимянной высоте», А. Розенбаум «Корабль конвоя».
Материалы к занятию:
Экран, ноутбук.
Слайды: «Ленинград в блокаде», «Таня Савичева и записи из книжки», «Зеленый пояс Славы».
Модели:
«Блокадное окно», буржуйка, чайник, ватник.
Вечный огонь – модель .
Видеофильмы: «Салют над городом».
Аудиозапись «Звук метронома», «Воздушная тревога».
Аудиозапись « Баллада о Тане Савичевой», «Священная война», «Ладога», «Мой Петербург боевой».
Модели наград : «Житель блокадного Ленинграда», «За оборону Ленинграда», «Орден Победы», «Золотая звезда города-героя».
Плакаты о блокаде, рисунки детей о блокаде, войне.
Памятные открытки для ветеранов, сделанные руками детей.
«Лист Памяти – 900 дней мужества, 900 дней подвига» (кроссворд):
Вопросы:
1.Месяц начала войны (июнь).
2.Имя ленинградской школьницы, которая жила в дни войны, блокады(Таня).
3.Пулковские … продолжите (высоты).
4.Месяц прорыва блокады Ленинграда ( январь).
5.Что проявили ленинградцы в годы блокады (мужество).
6.Чем закончилась Великая Отечественная война (победа).
вопросы для отгадывания, маркер.
письмо на фронт.
«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе,
а работаю на заводе.
у нас в цехе много ребят,
мы учимся работать на станках.
наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов.
а мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. она все время плачет, волнуется за тебя.
дорогой папа! я тоже всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть.
потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет , а масла совсем не бывает.
дорогой папа! бей проклятых фашистов!
остаюсь твой сын, рабочий завода № 5 Фёдор Быков
Сценка «Из жизни ленинградских мальчишек»
Выходят 2 мальчика, одетые в ватники.
Звучит воздушная сирена.
Мальчики убегают в бомбоубежище.
Женя рассказывает:
-Хочешь расскажу тебе страшный случай?
Саша:
- Конечно, хочу, рассказывай!
Продолжает Женя:
- На прошлой неделе я тоже укрывался от налёта фашистских самолётов в бомбоубежище. Одна тётенька кричала, хотела выбежать на улицу, но дежурный её не выпускал, говорил, что это очень опасно. Но она плакала и говорила, у арки их дома сидит старушка с противогазом на коленях - дежурная, - это её мама.
Но вот бомбежка закончилась, женщина первая выбежала из бомбоубежища и побежала к своему дому…
Саша: -и что она увидела? Старушка сидела там?
Женя:- Нет! В этот дом попала бомба, сброшенная с немецкого самолёта.
Но не было ни дома, ни старушки. Только стены, да груды дымящихся кирпичей. Дом был разрушен, видны были только разбитые лестницы, по которым когда- то поднимались люди.
Сандружинницы укладывали на носилки раненую старушку и рядом с ней маленькую девочку, которая тоже попала под обстрел фашистов. Говорят, старушка и маленькая девочка погибли. Вот и еще одна беда пришла в чью-то семью…
Саша:- да, печальная история. Но нам надо пойти и помочь старикам принести воды из Невы, водопровод-то разбомбили…
Женя:- пойдём, о стариках позаботиться некому. Их сын воюет на фронте с фашистами, а мы поможем им здесь, в Ленинграде.
Вечер Памяти «Никто не забыт, ничто не забыто».
Зал украшен документальными иллюстрациями блокадных дней, войны. У стены в центре зала фрагмент комнаты блокадного Ленинграда: горит печка-буржуйка, на ней стоит алюминиевый чайник; на стене висит ватник. Окно комнаты заклеено газетной бумагой.
На стене вывешены модели наград: «Орден Великой Отечественной войны», «Орден Победы», знак «Житель блокадного города»,
Медаль «За оборону Ленинграда», «Золотая звезда города-героя».
На подставке большой портрет Тани Савичевой.
Иллюстрации блокадного города, рисунки воспитанников выставлены для рассматривания по залу ( в зоне видимости для зрителей).
Проводят Вечер Памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»
ведущая и школьница.
Ведущая:
Сегодня день особенный, ребята!
День Памяти торжественный, святой.
68 лет со дня снятия блокады
Отмечает город наш родной.
Школьница:
В этот день, прорвав кольцо блокады,
Наш город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.
Ведущая:
Давайте встанем, помолчим,
Почтим героев Ленинграда.
Всех тех, чьи жизни унесла,
В суровый час война, блокада.
Минута молчания
Ведущая:
Сегодня у нас в гостях наши знакомые, наши любимые ветераны, жители блокадного города Ленинграда.
Раиса Ивановна - она была 2 месячной девочкой, малюткой в годы блокады, Великой Отечественной войны.
Нина Александровна, тоже житель блокадного Ленинграда, ей в годы войны было 5 лет.
Валентина Григорьевна, ей было 9 лет в годы войны, блокады, она помогала своей маме строить оборонительные окопы вокруг нашего города, рыла противотанковые рвы.
Раиса Ивановна и Владимир Григорьевич, им было 14 лет, они были школьниками в годы войны, блокады.
Этим людям с детства знакомы слова - «война», «блокада».
Они в годы блокады были маленькими детьми. Их родители были простые, но очень сильные, мужественные люди, сделали все, чтобы их дети выжили, не умерли с голода и от холода;
выстояли перед невероятными трудностями, лишениями; это они боролись с фашистами, пережили эти страшные 900 дней и ночей.
Это дети людей, которые боролись с фашистами, которые не пустили в наш город врагов…
Как же это было?
Война… Она ворвалась в мирную жизнь нашей страны 22 июня 1941 года.
Ребенок:
-По всей стране кровавыми шагами шла война, оставляя после себя разрушенные города, сожженные села и деревни, убитых и раненых людей. Все, кто мог держать оружие ушел на фронт - защищать своих детей, свою семью, свой дом, Родину.
8 сентября 1941 года немецко-фашистские дивизии, преодолев, героическое сопротивление наших солдат и мирных жителей, вышли к окраинам нашего города, который назывался Ленинградом.
Город и его жителей взяли в кольцо, началась блокада, которая продолжалась 900 дней и ночей.
В первые дни войны была написана песня «Священная война».
Звучит аудиозапись «Священная война»
Ведущая:
В городе остались только женщины, старики и дети.
Фашисты хотели захватить наш город, на Дворцовой площади провести парад фашистских войск , но просчитались фашистские генералы, на их пути встал мужественные ленинградцы. Они не только не пустили в Ленинград фашистов, но и мужественно воевали, защищали Ленинград.
Уже в сентябре 1941 года фашистам удалось окружить Ленинград, взять город в кольцо. Вражеские самолеты уничтожили почти все склады с продуктами. В городе начался голод, началась блокада. Но ленинградцы не сдавались.
Они рыли окопы, противотанковые рвы, ставили бетонные заграждения, чтобы не прошли фашистские танки. Фашисты не ожидали сопротивления ленинградцев, бомбили город с Пулковских высот, с дальнобойных орудий, сбрасывали бомбы с самолетов.
Ведущая:
- Фашисты хотели захватить наш город, на Дворцовой площади провести парад фашистских войск, но просчитались фашистские генералы, на их пути встал мужественный русский народ - ленинградцы. Они не только не пустили в Ленинград фашистов, но и мужественно воевали.
Тогда главный фашистский генерал Гитлер приказал стереть этот город с лица земли, сравнять город с землей, а ленинградцев всех убить. Фашистские дивизии окружили кольцом Ленинград, началась блокада.
1 ребенок:
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Сломить этот город, прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
2 ребенок:
Враги окружили наш город,
В блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговским, Невским проспектом
Снаряды и пули летят.
3 ребенок:
Рано зима в этот год наступила.
Морозы пришли, холода.
И в мирную жизнь ленинградцев
Ворвалась нежданно война.
Ведущая:
- Давайте посмотрим, как это было…
Просмотр слайдов «Война, блокада Ленинграда» с комментариями.
Выходит гостья и читает стихотворение Ольги Бергольц:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда
Страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер,
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза,
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой. Ольга Бергольц.
Ведущая:
-Это стихотворение было написано в дни блокады .
На экране появляется фото Тани Савичевой и страницы из ее дневника.
Выходит школьница и рассказывает:
- На Васильевском острове жила ленинградская семья Савичевых. Они жили дружно, заботились друг о друге, вместе проводили выходные дни, вечерами читали книги, играли с детьми, гуляли по городу. Их семья была большая и дружная.
Но война ворвалась в мирную жизнь всех ленинградских людей…
Папа Тани, как и все, другие мужчины ушел на фронт - бороться с фашистами. Остались дома одни женщины и дядя Лека…
Вот такая беда пришла в их семью…
Школьница Таня Савичева вела дневник в страшные дни блокады, вот его содержание, обращается внимание присутствующих на экран и читает страницы из дневника.
Школьница продолжает:
-Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда ее вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за жизнь девочки, но спасти Таню так и не смогли. Таня умерла…
Звучит аудиозапись «Баллада о Тане », исполняет Эдита Пьеха.
По окончании прослушивания школьница кладет цветы к портрету Тани Савичевой, который выставлен на подставке.
Звук воздушной сирены.
Ребенок:
В городе воздушная тревога,
Вой сирены слышится опять.
Лишь бомбоубежище могло
Спасеньем ленинградцем стать.
Фрагмент из жизни блокадного города,
сценка « Ленинградские мальчишки»
Школьница:
-в блокадном Ленинграде, когда по радио не шли передачи в радиоприемнике работал метроном.
Включить запись «Звук метронома»
-Его слышали все ленинградцы, они знали, если работает радио и слышен звук метронома, - значит - город жив, метроном стучит, как сердца ленинградцев. Этот звук слышали все.
Быстрый темп означал начало воздушной тревоги, медленный – отбой тревоги.
Школьница:
Стучит метроном, как сердца ленинградцев,
Всех тех, кто в блокадном аду выживал.
Бороться, дышать, судьбе не сдаваться,
Час испытаний суровый настал.
Когда был слышен звук метронома, это означало, что город-жив, он ждет вестей с фронта, он борется..
Ведущая:
- Как дети помогали взрослым во время войны, блокады?
(дети вместе со взрослыми строили оборонительные сооружения, рыли противотанковые рвы, помогали раненым в больницах и госпиталях: стирали бинты, одежду, заботились о раненых, читали раненым новости с фронтов; ходили по домам, помогали старикам, дежурили вместе со взрослыми на крышах домов, тушили зажигательные бомбы, засыпали их песком, опускали в бочки с водой, работали на заводах, писали письма на фронт своим родным и близким).
Инсценировка «Письмо на фронт»
Ведущая:
-Ленинградцы не только помогали фронту: делали снаряды и патроны, противостояли фашистским захватчикам, они еще пытались защитить образрушений здания, памятники, шпили.
Старались спасти свой Ленинград.
Что сделали жители, чтобы сегодня мы могли любоваться памятниками, золотыми куполами и шпилями?
Рассказывание детей:
Памятник А.В. Суворову хотели спрятать в одном из подвалов на набережной, уже подготовили место, но памятник не проходил в дверь, его пришлось вернуть на место, но обложить мешками с песком.
Памятники Петру 1 на площади закрыли деревянными лесами и обложили мешками с песком, так закрыли его от разрывов бомб и снарядов.
Скульптурные группы Аничкого моста »Укротители коней» жители сохранили в саду Аничкого дворца, закопав их глубоко в землю.
Шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора верхолазы укрыли специальными чехлами, чтобы издалека не было видно золотого блеска, так как с Пулковских высот город просматривался, как на ладони.
Ведущая:
- О том, как жили ленинградцы во время блокады, войны вы сейчас услышите. Расскажет нам житель блокадного Ленинграда Валентина Григорьевна, ей в годы блокады было 9 лет, она была такого же возраста, как вы.
Рассказ ветерана о жизни в блокадном Ленинграде, заканчивает рассказыванием о Дороге Жизни.
1 Ребенок:
Чтобы спасти ленинградцев,
Зимой в сорок первом году.
С хлебом шли в город машины,
По Ладоге, прямо по льду.
2 ребенок:
Бомбежки, метели, заносы…
Уходят машины под лед,
Но каждый шофер твердо верил,
Что город любимый спасет.
Гостья:
- Давайте песню мы о Ладоге споем,
Ведь эту песню любят все и знают.
Она как символ мужества людей.
И пусть нам все сегодня подпевают.
Песня «Ладога».
Ведущая:
-900 дней и ночей длилась блокада.
900 дней мужества, отваги, героизма.
900 дней подвига ленинградцев.
14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января полностью освободили Ленинград от фашистской блокады, блокада была прорвана. Это был - Ленинградский день Победы.
Ребенок:
За город шли жестокие бои,
За Родину солдаты воевали,
И в январе, разбив врага,
Кольцо блокадное прорвали.
Ведущая:
За мужество и героизм, проявленные ленинградцами во время блокады, они были награждены знаком «Житель блокадного города» и медалью
«За оборону Ленинграда», а городу присвоено звание город-герой, к флагу города прикреплена Золотая звезда города-героя.
Рассматривание модели «Медаль за оборону Ленинграда».
Рассказывают школьники:
1 школьник:
Правительство нашей страны дало задание мастерам изготовить медаль, которой можно было бы наградить ленинградцев, участвующих в обороне Ленинграда.
Было сделано 43 рисунка. Предлагалось изобразить знакомые места Ленинграда: Адмиралтейство, Памятник Петру 1, Петропавловскую крепость…
Но утвердили рисунок, на котором был силуэт Адмиралтейства и группа защитников города – солдат, матрос, рабочий и работница с винтовками наперевес, а по окружности - надпись «За оборону Ленинграда».
2 школьник:
Выпускать медаль было поручено Ленинградскому Монетному двору.
Чтобы быстро организовать производство медалей, работники Монетного двора преодолели немало трудностей: зачистили завалы из битого кирпича и стекла - последствия бомбежек и обстрелов, привели в порядок цеха, наладили систему отопления и водоснабжения, провели электричество.
В апреле 1943 года была изготовлена первая партия этих наградных знаков. А в начале июня началось торжественное вручение медалей. Первыми были награждены командующий Ленинградским фронтом Л.А. Говоров, Герой Советского Союза младший сержант Т.Е. Пирогов, бригадир строительства оборонительных сооружений У.А. Григорьева, поэтесса Ольга Бергольц…
Всего медалью « За оборону Ленинграда» наградили 1 млн. 460 тысяч человек. Среди них – 15тыс. 249 детей и подростков.
Ветеран показывает медаль «За оборону Ленинграда»,
обращается к детям:
На ленточке муаровой, зеленой,
Медаль с Адмиралтейскою иглой.
На слитке бронзы – город осажденный,
Наш Ленинград идет в жестокий бой.
Медаль «За оборону Ленинграда»-
Не просто наша память о войне.
Ее металл откован в дни блокады,
И закалён в невиданном огне.
1 Ребенок:
Ветер балтийский нам дует в лицо,
Так же, как в годы войны.
Город блокадный зажат был в кольцо.
Но склонил головы.
2 ребенок:
Окружённый врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны,
Мы о городе славном поем.
Песня «Мой Петербург боевой»
Ведущая:
-Уважаемые гости, ветераны, ребята! Давайте все вместе заполним
Лист Памяти « 900 дней мужества, 900 дней подвига », а вы нам поможете. Участвуют все.
Житель блокадного города читает вопросы, гости и дети отвечают на вопросы, ребенок записывает ответы.
В красных клетках кроссворда выделяется слова «ПАМЯТЬ».
Ведущая:
Сегодня опять окружен Ленинград,
Кольцом, но уже не блокады.
Прошел Пояс Славы во славу солдат,
Защитников Ленинграда.
Просмотр слайдов «Зеленый пояс Славы» с комментариями Комментарии к слайдам «Зеленый Пояс Славы»
Ведущая:
Это уникальный памятник, находящийся, там, где проходила оборона города, где защитники Ленинграда остановили фашистские дивизии, где проходил рубеж героической обороны Ленинграда, называется он Зеленый Пояс Славы.
Посвящен он мужеству и героизму, проявленными защитниками Невской Твердыни.
Там много памятных каменных сооружений, зеленых насаждений, памятников, захоронений защитников Ленинграда в годы войны и блокады. Это символ бессмертного подвига защитников и жителей Ленинграда, на берегах Невы, на полях сражений.
Зеленый Пояс Славы протянулся на 220 километров.
1.Здесь хоронили солдат, защищавших Ленинград.
2.Напоминает нам о погибших солдатах, воевавших за Ленинградскую землю.
3.Зенитная батарея – здесь стояли зенитные части, прикрывавшие Дорогу Жизни.
4.Арка – памятник, напоминающий людям об угрозе атомный войны.
5. ,6. Воинские захоронения русских солдат.
7.Бессмертные страницы из дневника ленинградской школьницы –Тани Савичевой.
8.Аллея Славы - аллея Дружбы.
9.Памяти погибших школьников посвящается этот обелиск - Зине Портновой, Лени Голикову. Их именами названы улицы в Кировском районе нашего города.
10.Памятник детям, которые потеряли родителей. Юным морякам, сынам полка.
11.Цветок Жизни – сооружение в память о детях, погибших в годы блокады в Ленинграде. Каменный Цветок прорывается сквозь камни в небо. На лепестках цветка Жизни написано : «Пусть всегда будет солнце!», а рядом улыбающаяся рожица мальчишки.
12.900 березок - были посажены в память о блокадных днях.
13., 14 - Цветок Жизни.
15.Памятник детям - юным героям Ленинграда 1941-1944 года
Школьник:
Нам руки даны, чтобы землю обнять,
И сердцем ее обогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять,
И вечную славу им петь!
Ведущая (обращается к гостям-ветеранам):
Вы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял Вас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город.
Пусть ваши души больше не болят,
Пусть сны вам снятся только добрые, цветные.
Пусть вам чаще люди говорят:
«Вы сделали историю России».
Гость:
Свой город, отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы.
Да, в нем ключи чужих столиц хранятся.
Ключей к нему в других столицах нет!
И, мы мороз познавшие и голод,
Непобедимы в городе своем,
И не сломать ворота в этот город
Ни голодом, ни сталью, ни огнем!
Ведущая:
-27 января Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады, ленинградцы еле державшиеся на ногах, встретили своих освободителей. Это был Ленинградский День Победы.
В городе гремел праздничный салют, из боевых орудий и автоматов.
27 января в нашем родном будет настоящей салют Победы, который будет посвящен дню Памяти.
Видеозапись «Салют из освобожденного Ленинграда.
Дети поздравляют ветеранов, вручают открытки, цветы.