Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности, направленная
на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся

Формы коррупции: бытовая коррупция, ее проявления и последствия

Степенянц Екатерина Евгеньевна
Занятие адресовано обучающимся 9-11 класса на том уровне сложности, который учитель сможет самостоятельно определить; т.е отредактировать, изменить предполагаемый сценарий под актуальную тему. Урок сделан в виде деловой ролевой игры. Место занятия в образовательной программе произвольно.
Программа: «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» О.Н. Журавлева[1].
Тема: Формы коррупции: бытовая коррупция, ее проявления и последствия
Цель урока (занятия): Развитие самостоятельного, критического мышления школьников при рассмотрении причин, проявлений и последствий бытовой коррупции.
Формирование у школьников негативного отношения к коррупции, системных представлений о мерах противодействия этому явлению.
Актуализация проблемы коррупции для участников занятия.
Планируемые результаты для обучающихся:
-  будут знать определение «коррупция» и различать признаки коррупции;
- будут различать формы проявления коррупции: взяточничество, подкуп должностных лиц, коммерческий подкуп, превышение должностных полномочий, фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, злоупотребление административным ресурсом;
- будут уметь выявлять причины коррупции и ее последствия;
- систематизировать знания о сущности и негативных последствиях коррупции в различных сферах жизнедеятельности;
- актуализировать понимание необходимости борьбы с явлением «коррупция»;
- выявить отношение  к проблемам коррупции;
- совершенствовать навыки личностной оценки данного негативного явления;
-стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.
Личностные:
– понимать значимость борьбы с коррупцией на всех уровнях;
– формулировать собственное эмоционально-ценностное отношение к данному негативному явлению;
 – формировать готовность следовать этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
– приобретать опыт конструктивного взаимодействия в социуме;
- формировать навыки и принципы гражданской ответственности;
- уметь оценивать все последствия коррупционных действий.
Метапредметные:
– владеть информацией о нормативных правовых и организационных основах реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и использовать ее при выявлении особенностей коррупции,
– анализировать негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности, эффективность мер по противодействию коррупции;
– использовать различные формы работы с информационным материалом, организовывать планирование, анализ, рефлексию собственной и групповой учебно-познавательной деятельности по данной тематике.
- формировать активную гражданскую позицию как основу для участия в гражданском обществе
Предметные:
- расширить понимание необходимости соблюдение ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.), 2.         ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ в предмете «обществознание»;
- Отработка компетенций в правоведении по теме «Гражданство»
Оборудование урока (занятия): мультимедийная доска, ватман, фломастеры, декорации и реквизит для ролевой (игровой) ситуации
Ход урока (занятия)
Этап 1. Мотивационно-целевой этап.
Продолжительность: 5 мин
Цель этапа:
- показать, что проявление коррупции  не является частным случаем, это возможный порок всей системы государства.
Постановка задач, проблемы:
- подвести обучающихся к обсуждению отдельного вида коррупции – бытовой коррупции;
- мотивировать обучающихся к обсуждению проблемы коррупции в диалоге и в группе;
- содействовать формированию негативного отношения к явлению коррупции в обществе.
Форма работы: беседа
Содержание: Обучающимся задаются следующие вопросы:
 -Что вы знаете о явлении «коррупция»? Чем она характеризуется?
- О каких громких коррупционных  делах вы слышали из СМИ?
- Если слышали, то как вы отреагировали на факты наличия коррупции?
- Приходилось ли вам самим сталкиваться с коррупционной ситуацией?
 
Этап 2. Ориентационный этап (введение в тему).
Продолжительность: 7 мин
Цель этапа: Показать проявления и последствия бытовой коррупции.
Форма работы: кейс-метод
Содержание: Участникам предложены кейсы:
  1. Вы - работающая мама. Вы выходите из декрета и вам необходимо записать ребенка в садик. Очередь расписана на 2 года вперед. Ваши действия…
  2. Вы хотите получить водительские права. По вашему мнению, вы водите достаточно хорошо. Однако на  экзамене вы все время нервничали и что-то не получалось, поэтому сдавали экзамен 7 раз. Ваши дальнейшие действия…
  3. Необходимо заменить трубу в ванной, но дежурный сантехник никак не приходит. Ваши действия…
  4. Ваша бабушка, проживающая в Финляндии, подарила Вам 6 кг домашнего сыра, 5 кг творога и 5л варенья. Вы живете в России. Каким образом вы решите привезти их домой…
После ответов обучающиеся формируют определение «бытовая коррупция». Ответы записывают в блокноты. На ватмане разрабатывается майнд-карту (графическую схему) на которой в дальнейшем фиксируются и другие ответы обучающихся. Содержание карты будет использовано в конце занятия при обсуждении.
Этап 3. Содержательно-операционный этап.
Цель этапа: Погрузить обучающихся в ситуацию личного морального выбора.
Продолжительность:25 мин
Форма работы: Деловая, ролевая игра.
Содержание: Разыгрывается сценка о получении гражданства.
Перед занятием рекомендуется поставить декорации (окно УФМС).
Роли:
  1. Лица, подающие заявление на получение гражданства: молодой человек из Средней Азии, недавно женившийся на 50-летней одинокой матери 3-х детей;
  2. Мать с больным ребенком из Прибалтики;
  3. Гражданин страны N;
  4. Молодая сотрудница УФМС, которая принимает документы, недавно у нее родился 2-ой ребенок и они взяли с мужем ипотеку на квартиру при зарплате в 20000р.,
  5.  Начальница молодой сотрудницы УФМС - женщина средних лет, содержит своих пожилых родителей (зарплата 30000р.), кроме того ее мужу необходима дорогостоящая операция  
Игровая ситуация: Люди стоят в очереди и обсуждают процедуру получения гражданства. Начальница, проходя мимо очереди, слышит, как эти люди обсуждают возможность «ускоренного» получения гражданства.
Вопросы:
  1. Обозначьте имеющиеся в рассматриваемой ситуации предпосылки для коррупции. 
  2. Подумайте, по каким причинам эти люди хотят пройти ускоренную процедуру оформления гражданства?
  3. Опишите возможные варианты развития событий. Уточнение при необходимости:
- какие действия могут предпринять участники событий;
- к каким последствиям это приведет.
  1. К каким долгосрочным последствиям для общества это может привести?
  2. Вспомните примеры из СМИ, когда коррупционные действия бытового характера были (стали) угрозой для общества?
Возможные варианты ответов:
  1. Низкие зарплаты сотрудников УФМС и их срочная заинтересованность в деньгах.
  2. Необходимость получения разрешения на работу, прикрытие нелегальной деятельности; отсутствие гражданства в стране проживания и необходимость лечения ребенка; фактически бесплатная система здравоохранения РФ, другое…
  3. Сотрудница УФМС и ее начальница могут пойти на сговор, войдя в положение заявителей, и помочь без лишней волокиты получить российское  гражданство.
- Обе могут отказаться и сообщить о своих подозрениях, попытке дачи взятки.
- Одна может согласиться, другая - не согласиться на нарушение законодательства
  1. С одной стороны все лица могут продолжить законопослушную жизнь в РФ, с  другой- они могут продолжить нарушать закон.
  2. Взрыв самолета над Синайским п-овом,  летевшего из Египта в СПб в 2015г, взрыв в Санкт-Петербургском метро 3 апреля 2017 года, случаи обрушения при строительстве зданий, другое.
Этап 4. Контрольно-оценочный (рефлексивный).
 Продолжительность этапа: 8 мин
Цель этапа:
  • Рефлексия обучающихся на занятии по предоставленному материалу
  • Оценить деятельность, активность обучающихся в ходе занятия
  • Проверка усвоения знаний компетенций (творческое задание на дом- создание комикса на тему «Бытовая коррупция и ее последствия»)
Содержание:
Анализ ответов обучающихся с опорой на майнд-карту
Учащиеся анализируют возможный исход событий. Приходят к выводу, что действия, которые на первый взгляд не несут угрозы окружающим, могут привести к необратимым, фатальным событиям, в результате которых могут пострадать сами виновники, думавшие лишь о личном обогащении.
Выводы, к которым должны подойти обучающиеся в конце занятия:
  1. Обучающеюся, должны понять, что действие, противоречащее закону, в любом случае вредит обществу.
  2. Знать понятия: коррупция, бытовая коррупция, взяточничество, подкуп должностных лиц, коммерческий подкуп, превышение должностных полномочий, фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, злоупотребление административным ресурсом.
  3. Обучающиеся формируют активную гражданскую позицию в области противодействия коррупции.
  4. Обучающиеся говорят о необходимости и важности соблюдение ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.),            ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ в предмете «обществознание»
 
 
 
 
Список используемых источников и литературы

 
  1. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.), 2.     
  2. ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ
  3. Материалы «Культурное восприятие коррупции в разных странах мира» // [http://lap.hse.ru/cvc];
  4. Отчет с круглого стола "Роль гражданского общества в противодействии коррупции на примере Перу" //  [http://lap.hse.ru/news/68831713.html];
  5. Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Сатарова. – М.: СПАС, 2004. – 368 с.
  6. Бондарь В. Общество против коррупции. Московская  школа политических исследований. – М., 2008. - 248 с. 
  7. Вандышева Е. Коррупция и меры противодействие ей. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» М., СПб, 2014 -21 с.
 
  1. Гаджиев Д. Коррупция: общероссийские и региональные аспекты // Власть. - 2011. - № 6. - С. 102-107.
  2. Гальперин С. Б. Формирование государственной системы мониторинга коррупционных проявлений // Микроэкономика. - 2013. - № 2. - С. 68-72.
  3. Гилевская М. А. Передовые антикоррупционные стратегии: Опыт Сеула // Современные проблемы государства и права. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. - С. 307-311.
  4. Гражданское общество против коррупции / Под ред. М. Б. Горного. – СПб.: Норма, 2002. – 376 с.
  5. Методические рекомендации по реализации антикоррупционной политики в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию. Подготовлены Академией постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. Доступны из: http://www.spbappo.ru/realizatsiya-antikorruptsionnoy-politiki-i-antikorruptsionnoe-obrazovanie.
  6. Нисневич Ю. А. Гражданский контроль как механизм противодействия коррупции: проблемы реализации в России // Полис. - 2011. - № 1. - C. 165-176.
  7. http://www.transparency.org – Международное движение по противодействию коррупции «Трансперенси Интернешнл»
 
 
 
[1] Журавлева О.Н Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» М., ИЦ Вентана-Граф, 2010.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»