Методическая разработка занятия внеурочной деятельности, направленная
на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся
на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся
Формы коррупции: бытовая коррупция, ее проявления и последствия
Степенянц Екатерина Евгеньевна
Занятие адресовано обучающимся 9-11 класса на том уровне сложности, который учитель сможет самостоятельно определить; т.е отредактировать, изменить предполагаемый сценарий под актуальную тему. Урок сделан в виде деловой ролевой игры. Место занятия в образовательной программе произвольно.Программа: «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» О.Н. Журавлева[1].
Тема: Формы коррупции: бытовая коррупция, ее проявления и последствия
Цель урока (занятия): Развитие самостоятельного, критического мышления школьников при рассмотрении причин, проявлений и последствий бытовой коррупции.
Формирование у школьников негативного отношения к коррупции, системных представлений о мерах противодействия этому явлению.
Актуализация проблемы коррупции для участников занятия.
Планируемые результаты для обучающихся:
- будут знать определение «коррупция» и различать признаки коррупции;
- будут различать формы проявления коррупции: взяточничество, подкуп должностных лиц, коммерческий подкуп, превышение должностных полномочий, фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, злоупотребление административным ресурсом;
- будут уметь выявлять причины коррупции и ее последствия;
- систематизировать знания о сущности и негативных последствиях коррупции в различных сферах жизнедеятельности;
- актуализировать понимание необходимости борьбы с явлением «коррупция»;
- выявить отношение к проблемам коррупции;
- совершенствовать навыки личностной оценки данного негативного явления;
-стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.
Личностные:
– понимать значимость борьбы с коррупцией на всех уровнях;
– формулировать собственное эмоционально-ценностное отношение к данному негативному явлению;
– формировать готовность следовать этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
– приобретать опыт конструктивного взаимодействия в социуме;
- формировать навыки и принципы гражданской ответственности;
- уметь оценивать все последствия коррупционных действий.
Метапредметные:
– владеть информацией о нормативных правовых и организационных основах реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и использовать ее при выявлении особенностей коррупции,
– анализировать негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности, эффективность мер по противодействию коррупции;
– использовать различные формы работы с информационным материалом, организовывать планирование, анализ, рефлексию собственной и групповой учебно-познавательной деятельности по данной тематике.
- формировать активную гражданскую позицию как основу для участия в гражданском обществе
Предметные:
- расширить понимание необходимости соблюдение ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.), 2. ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ в предмете «обществознание»;
- Отработка компетенций в правоведении по теме «Гражданство»
Оборудование урока (занятия): мультимедийная доска, ватман, фломастеры, декорации и реквизит для ролевой (игровой) ситуации
Ход урока (занятия)
Этап 1. Мотивационно-целевой этап.
Продолжительность: 5 мин
Цель этапа:
- показать, что проявление коррупции не является частным случаем, это возможный порок всей системы государства.
Постановка задач, проблемы:
- подвести обучающихся к обсуждению отдельного вида коррупции – бытовой коррупции;
- мотивировать обучающихся к обсуждению проблемы коррупции в диалоге и в группе;
- содействовать формированию негативного отношения к явлению коррупции в обществе.
Форма работы: беседа
Содержание: Обучающимся задаются следующие вопросы:
-Что вы знаете о явлении «коррупция»? Чем она характеризуется?
- О каких громких коррупционных делах вы слышали из СМИ?
- Если слышали, то как вы отреагировали на факты наличия коррупции?
- Приходилось ли вам самим сталкиваться с коррупционной ситуацией?
Этап 2. Ориентационный этап (введение в тему).
Продолжительность: 7 мин
Цель этапа: Показать проявления и последствия бытовой коррупции.
Форма работы: кейс-метод
Содержание: Участникам предложены кейсы:
- Вы - работающая мама. Вы выходите из декрета и вам необходимо записать ребенка в садик. Очередь расписана на 2 года вперед. Ваши действия…
- Вы хотите получить водительские права. По вашему мнению, вы водите достаточно хорошо. Однако на экзамене вы все время нервничали и что-то не получалось, поэтому сдавали экзамен 7 раз. Ваши дальнейшие действия…
- Необходимо заменить трубу в ванной, но дежурный сантехник никак не приходит. Ваши действия…
- Ваша бабушка, проживающая в Финляндии, подарила Вам 6 кг домашнего сыра, 5 кг творога и 5л варенья. Вы живете в России. Каким образом вы решите привезти их домой…
Этап 3. Содержательно-операционный этап.
Цель этапа: Погрузить обучающихся в ситуацию личного морального выбора.
Продолжительность:25 мин
Форма работы: Деловая, ролевая игра.
Содержание: Разыгрывается сценка о получении гражданства.
Перед занятием рекомендуется поставить декорации (окно УФМС).
Роли:
- Лица, подающие заявление на получение гражданства: молодой человек из Средней Азии, недавно женившийся на 50-летней одинокой матери 3-х детей;
- Мать с больным ребенком из Прибалтики;
- Гражданин страны N;
- Молодая сотрудница УФМС, которая принимает документы, недавно у нее родился 2-ой ребенок и они взяли с мужем ипотеку на квартиру при зарплате в 20000р.,
- Начальница молодой сотрудницы УФМС - женщина средних лет, содержит своих пожилых родителей (зарплата 30000р.), кроме того ее мужу необходима дорогостоящая операция
Вопросы:
- Обозначьте имеющиеся в рассматриваемой ситуации предпосылки для коррупции.
- Подумайте, по каким причинам эти люди хотят пройти ускоренную процедуру оформления гражданства?
- Опишите возможные варианты развития событий. Уточнение при необходимости:
- к каким последствиям это приведет.
- К каким долгосрочным последствиям для общества это может привести?
- Вспомните примеры из СМИ, когда коррупционные действия бытового характера были (стали) угрозой для общества?
- Низкие зарплаты сотрудников УФМС и их срочная заинтересованность в деньгах.
- Необходимость получения разрешения на работу, прикрытие нелегальной деятельности; отсутствие гражданства в стране проживания и необходимость лечения ребенка; фактически бесплатная система здравоохранения РФ, другое…
- Сотрудница УФМС и ее начальница могут пойти на сговор, войдя в положение заявителей, и помочь без лишней волокиты получить российское гражданство.
- Одна может согласиться, другая - не согласиться на нарушение законодательства
- С одной стороны все лица могут продолжить законопослушную жизнь в РФ, с другой- они могут продолжить нарушать закон.
- Взрыв самолета над Синайским п-овом, летевшего из Египта в СПб в 2015г, взрыв в Санкт-Петербургском метро 3 апреля 2017 года, случаи обрушения при строительстве зданий, другое.
Продолжительность этапа: 8 мин
Цель этапа:
- Рефлексия обучающихся на занятии по предоставленному материалу
- Оценить деятельность, активность обучающихся в ходе занятия
- Проверка усвоения знаний компетенций (творческое задание на дом- создание комикса на тему «Бытовая коррупция и ее последствия»)
Анализ ответов обучающихся с опорой на майнд-карту
Учащиеся анализируют возможный исход событий. Приходят к выводу, что действия, которые на первый взгляд не несут угрозы окружающим, могут привести к необратимым, фатальным событиям, в результате которых могут пострадать сами виновники, думавшие лишь о личном обогащении.
Выводы, к которым должны подойти обучающиеся в конце занятия:
- Обучающеюся, должны понять, что действие, противоречащее закону, в любом случае вредит обществу.
- Знать понятия: коррупция, бытовая коррупция, взяточничество, подкуп должностных лиц, коммерческий подкуп, превышение должностных полномочий, фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, злоупотребление административным ресурсом.
- Обучающиеся формируют активную гражданскую позицию в области противодействия коррупции.
- Обучающиеся говорят о необходимости и важности соблюдение ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.), ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ в предмете «обществознание»
Список используемых источников и литературы
- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.), 2.
- ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ
- Материалы «Культурное восприятие коррупции в разных странах мира» // [http://lap.hse.ru/cvc];
- Отчет с круглого стола "Роль гражданского общества в противодействии коррупции на примере Перу" // [http://lap.hse.ru/news/68831713.html];
- Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Сатарова. – М.: СПАС, 2004. – 368 с.
- Бондарь В. Общество против коррупции. Московская школа политических исследований. – М., 2008. - 248 с.
- Вандышева Е. Коррупция и меры противодействие ей. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» М., СПб, 2014 -21 с.
- Гаджиев Д. Коррупция: общероссийские и региональные аспекты // Власть. - 2011. - № 6. - С. 102-107.
- Гальперин С. Б. Формирование государственной системы мониторинга коррупционных проявлений // Микроэкономика. - 2013. - № 2. - С. 68-72.
- Гилевская М. А. Передовые антикоррупционные стратегии: Опыт Сеула // Современные проблемы государства и права. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. - С. 307-311.
- Гражданское общество против коррупции / Под ред. М. Б. Горного. – СПб.: Норма, 2002. – 376 с.
- Методические рекомендации по реализации антикоррупционной политики в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию. Подготовлены Академией постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. Доступны из: http://www.spbappo.ru/realizatsiya-antikorruptsionnoy-politiki-i-antikorruptsionnoe-obrazovanie.
- Нисневич Ю. А. Гражданский контроль как механизм противодействия коррупции: проблемы реализации в России // Полис. - 2011. - № 1. - C. 165-176.
- http://www.transparency.org – Международное движение по противодействию коррупции «Трансперенси Интернешнл»
[1] Журавлева О.Н Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» М., ИЦ Вентана-Граф, 2010.