"Безопасное колесо" - как система воспитания
дисциплинированных пешеходов и водителей
Олейникова Елена Борисовна
В настоящее время проблема дорожно-транспортного травматизма с участием детей и подростков – одна из главных проблем, которой педагоги должны уделить внимание .Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование среди учащихся навыков безопасного поведения на дорогах проводится согласно планам работы школы. В условиях современного скоростного уличного движения необходимо предъявлять высокие высокие требования ко всем участникам дорожного движения, которые должны быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Возрастающая плотность движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в школе может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Наша задача - воспитывать культуру поведения на дорогах с детства.Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма.Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации. Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма.Необходимо разнообразить учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации. Необходима привлекать инспекторов ДД для проведения бесед с детьми.
Многие аспекты этой работы включены в учебный процесс.
Учебный процесс:
- проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ;
- изучение «Правил дорожного движения» по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами;
- проведение учебных экскурсий;
- показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;
2. Внеурочная деятельность
- проведение тематических классных часов;
- беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);
- участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на районном и городском уровне;
- участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"
Я бы хотела подробнее остановиться на внеурочной деятельности.
В Санкт-Петербурге на пртяжении ряда лет существует замечательная игра для юных пешеходов-"Безопасное колесо". Это мероприятие проходит в четыре этапа: школьный тур, муниципальный или кустовой тур (когда команда победительница школьного тура соревнуется с другими соседнимишколами),районный и городской.
Более подробно я бы хотела рассказать о проведении первых этапов этой замечательной игры. Ведь именно на этом этапе происходит охват большого количества учащихся.На школьном туре игра проходит по параллелям.Обычно это 3-4 классы.Хотя, при желании , её можно проводить и в других возрастных категориях(до 8 класса включительно).Мероприятие строится по типу игры по станциям.Количество станций не ограничивается.Как правило, станции охватывают не только вопрсы ПДД но и оказание первой доврачебной помощи, устройство велосипеда,творческую станцию. где предлагают решить кросворд или придумать новый дорожный знак, объяснив при этом его целесообразность.Название игры уже предполагает продемонстрировать и практические навыки: фигурное вождение велосипеда, остановка кровотечение, оказание доврачебной помощи при переломе.В зависимости от параллели клаасов. игру можно усложнить или упростить.Особо хочу отметить станцию "ПДД теория" Здесь ребята должны продемонстрировать не только знание правил ПДД косающихся пешеходов, но и будущих водителей.Очень важно, чтобы юный гражданин понимал ответственность всех участников дорожного движения.Ведь количество ДТП с участием детей остаётся достаточно высоким.Очень интересным будет и творческий конкурс агид-бригат классов с использованием песен, стихов, разыгрования сценок и современных компьтерных технологий.Вот пример игровых станций для разных возрастов участников.
1)Выступление агитбригады( инсценирование песни или сценки по ПДД)
2) Узнай знаки (просмотр мультфильма , где есть дорожные знаки с заданием их назвать и прокоментировать)
3 )Разгадай кросворд.
4) Составь синквейн с заданым словом.
5) Придумай дорожный знак ( объясни его необходимость)
6) ПДД (теория)
7) Фигурное вождение велосипеда.
8) Почини велосипед ( надеть цепь, отрегулировать руль-для 7-8 классов)
9) Медицинская помощь (теория)
10) медицинская помощь( практика).
Для объективного судейства создаётся судейская бригада.В нашей школе она состоит из одного педагога и двух старшикласснивов. Ребята по выданному им ключу сами сверяют ответы, начисляют баллы.Учитель только контролирует и заполняет итоговый протокол, который сдаётся главному судье.Роль главного судьи достаётся завучу( начальной или старшей школы .взависимости от параллели обучающихся).По продолжительности игра не должна превышать 1,5 часа. Это время включает и подведение итогов. Если есть желание. то её можно проводить в несколько этапов.Нахождение на станции регламентируют 10 минутами.
Я думаю, кому эта статья окажется полезной, сами могут дополнить этот перечень.
Я считаю. что если мы, педагоги,будем чаще использовать игровые моменты в воспмтательных целях, тем больших результатов мы сможем добиться
Желаю успехов!