Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тематические родительские собрания как залог
успешного взаимодействия семьи и колледжа

Грушевская Алена Анатольевна,
преподаватель С-ПбГБПОУ
 
«Политехнический колледж
городского хозяйства»
 
            В данной статье изложена методика проведения тематического родительского собрания в нетрадиционной форме заседания родительского клуба. Статья содержит вопросы анкетирования студентов, стратегии общения родителей с детьми и педагогические ситуации, предлагаемые для разрешения родителям, приводится краткий план всего мероприятия. В заключительной части перечисляются правила общения родителей с детьми, разработанные всеми участниками родительского собрания.
Семья – это тот инструмент, который оказывает наиболее сильное влияние на развитие и характер ребенка. Большинство современных родителей воспитывают своих детей в условиях, заметно отличающихся от тех, в которых они сами воспитывались. Одним из главных условий формирования полноценной личности является педагогическая грамотность родителей. Родители, хорошо понимавшие своих детей в восемь лет, перестают их понимать в подростковом и юношеском возрасте. Постепенно многие родители утрачивают взаимопонимание со своими детьми, это приводит к обострению проблемы «отцы и дети». В связи с этим, возникает необходимость расширять психологические знания родителей вообще, и в частности, знания по возрастной психологии.
Одной из форм работы классного руководителя с родителями, являются родительские собрания. Чаще всего их проведение сводится лишь к тому, чтобы проинформировать родителей об успехах и неудачах их детей, решить какие-либо организационные проблемы, возникающие в стенах учебного заведения. Такие собрания не могут помочь сблизиться родителям и их детям, не могут помочь достижению лучшего их взаимопонимания. Работая многие годы классным руководителем, я пришла к выводу о необходимости проведения тематических родительских собраний, и успешно использую в это в своей практике. В данной статье я привожу описание методики подготовки и проведения одного из таких собраний, посвященного правилам и приемам, помогающим общению родителей с детьми. Оно проводится в нетрадиционной форме заседания родительского клуба и сопровождается чаепитием для создания психологически комфортного климата. Если классный руководитель испытывает трудности в подготовке и проведении такого родительского собрания, можно пригласить психолога для совместной работы.
         Залогом успешной работы родителей на собрании является их раскрепощенность и доверительные отношения с классным руководителем  и друг с другом. Выбор данной формы проведения родительского собрания возможен только в том случае, если родители не в первый раз встречаются друг с другом. В процессе совместной работы они способны поделиться опытом воспитания своих детей, проанализировать свои успехи и ошибки в этом нелегком деле, и выработать правила общения со своими детьми, которые вступили в новый возрастной период.
 
Тема: заседание родительского клуба «Правила и приемы, помогающие общению родителей с детьми (16 – 18 лет)»
 
Методическая разработка родительского собрания
        
1. Методика подготовки мероприятия
 
Организаторы определили основные цели родительского собрания и форму его проведения. Перед проведением заседания родительского клуба студентам группы было предложено ответить на вопросы анкеты:
а) ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?
б) чье внимание для тебя важнее всего, независимо от того, насколько хорошо понимает тебя этот человек?
в) с кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?
г) хотел бы ты быть таким человеком, как твои родители?
д) чувствовал ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать сложные вопросы с друзьями, чем с родителями?
 
Кроме того, студенты выполнили тест на самооценку:
                   Изобразите лестницу из десяти ступеней. Представьте себе, что на
                   первой ступени стоит человек, имеющий только отрицательные
                   качества характера, а на самой верхней – идеал, состоящий из одних
                   достоинств. На какую ступеньку вы бы поставили себя?
 
Классный руководитель, совместно с психологом, провели анализ анкетирования.
Была проведена следующая подготовительная работа:
1. Оформление приглашений для родителей:
 
УВАЖАЕМЫЕ
       _________________________________________________________________
       Приглашаю вас на родительское собрание, чтобы в неформальной обстановке заседания родительского клуба пообщаться и решить ряд важных проблем.
       Собрание состоится ________________  в 12.00ч,     каб. № 406
 
(буду обязательно_________________)
подпись родителей
2. Оформление индивидуальных ведомостей успеваемости и
    посещаемости за месяц и характеристики на каждого.
3. Оформление кабинета (расстановка столов для чаепития, плакаты с цитатами
    о воспитании, газета – фоторепортаж «Как жаль, что закончилось лето!»  и  «Мы
    и наш колледж»)
4. Изготовление анкеты для родителей
5. Изготовление памятки для родителей «Умеете ли вы общаться с детьми?»

 

План проведения мероприятия

 
Организаторы:    Грушевская А.А., преподаватель дисциплины «Химия», методист цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин                            
Ващенко Е.Н., психолог колледжа
                         
Тема:   «Правила и приемы, помогающие общению родителей с детьми»
 
Цели:  познакомить с правилами и приемами, облегчающими общение
           родителей с детьми;
           оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении помех и
           затруднений в общении с детьми в раннем юношеском возрасте;
           расширить психологические знания родителей.
 
Форма проведения: заседание родительского клуба (чаепитие)
 
Оформление кабинета:  расстановка столов для чаепития, плакаты с цитатами
о воспитании, газеты – фоторепортажи  «Как жаль, что закончилось лето!»  и 
«Мы и наш колледж»
 
Ход мероприятия
1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы собрания и задач, 
    которые предстоит решить в процессе совместной работы, представление
    психолога колледжа – Е.Н Ващенко)
2.  Вступительное слово классного руководителя:
    - знакомство с результатами самооценки студентов;
    - анализ анкетирования студентов;
3.  Работа родителей по определению характера своего отношения к ребенку
    (стратегии поведения, которую они предпочитают в отношениях с ним,
    особенностей своего восприятия и понимания его личности и поступков);
4.  Анализ анкетирования родительского отношения (проводит психолог колледжа)
5.  Выступление психолога о возрастных особенностях раннего юношеского
     возраста (16 – 18 лет)
6.  Решение педагогических ситуаций «Давайте поделимся опытом!»;
7.  Правила общения для родителей (выработать).

8. Заключительный этап

 
Сценарий
 
                                                                     «Каждый ребенок есть однажды
                                                                     случающееся чудо»
                                                                                       А. Ильенков                                                             
 
1. Организационный момент.
    Открывает родительское собрание классный руководитель, он
    озвучивает тему собрания, предлагает родителям в теплой дружеской
    обстановке чаепития поговорить о проблемах воспитания детей, проблемах, 
     возникающих в процессе общения с ними, представляет психолога
     колледжа, Ващенко Е.Н., работающую с группой.

 
2. Вступительное слово классного руководителя.
 
                                    Здравствуйте, уважаемые родители!
Я очень рада встрече с вами. У вас, несомненно, много неотложных забот, дел, но мне кажется, что главное – это воспитание наших детей. «Ведь правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А.С.Макаренко)
Посмотрите, какие замечательные слова мы взяли в качестве эпиграфа к нашему собранию. «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо». Конечно же, само по себе, это чудо случится не может. Это может произойти, только если в семье выбрана правильная стратегия и тактика семейного развития.
Это сделать не просто. Вряд ли найдутся такие родители, которые не мечтали бы вырастить своего ребенка хорошим человеком. Давайте вместе обсудим, какие качества, какие черты характера мы хотели бы получить в конечном итоге, к чему мы стремимся? (Ответы).
 
Но мы с вами хорошо знаем, что просто мечтать – мало! Нужны еще и усилия, чтобы желаемое стало действительным. Давайте попробуем проанализировать, много ли времени мы уделяем своим детям? (Ответы).
 
Действительно, часто мы, пытаясь оправдать себя, ссылаемся на нехватку времени: «Ну когда же заниматься с ними – работа с утра до ночи. Тут бы обуть, одеть, накормить, не до всяких там педагогических штучек»! А вот Макаренко говорил: «Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».
Именно в семье закладываются основные черты будущего взрослого человека. Из отношений отца с матерью, из их заботы друг о друге, о детях, о пожилых членах семьи – бабушках и дедушках наши сыновья и дочери получают первое представление о добре и взаимопомощи. Длинные нотации, убеждения и наказания, как правило, либо совсем не дают результата, либо только кратковременный.
А вот уважительная справедливость, дружеское участие в сочетании с принципиальной требовательностью, заинтересованность в делах, проблемах и успехах друг друга – такие отношения в семье являются залогом успеха в трудном деле воспитания наших детей.
А ведь довольно часто можно видеть в семьях такую картину: взрослые – сами по себе, а ребенок либо с телевизором, либо с компьютером. Как хорошо! не пристает и можно спокойно отдохнуть. Порой мы открытым текстом говорим: «Пойди и займись своими делами – не крутись под рукой!»
Дети, не получающие в семье тепла, ласки, не приученные к общению с родителями, вынуждены искать пищу для души на стороне, отдаляясь от нас все дальше. 
Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях, вы должны их предугадывать и предупреждать. Поставьте дело так, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Зная своего ребенка, вы всегда сможете вовремя ему помочь.
Что говорят наши дети: «Удивительно, у мамы времени хватает на все и всех, кроме меня. Вчера по часам следила: 40 минут по телефону болтала – а для меня 10 минут выкроить не может». Почему наши дети так любят болеть – потому, что мы в это время нежны с ними, мы сидим у их постели, мы гладим их по горячей голове, в наших глазах – любовь и участие. Но ведь близкие отношения нужны нашим детям всегда.
Вся жизнь наших детей состоит из проблем. И кто, как не мы, должны стать настоящими друзьями детей. Будьте готовы к тому, чтобы уметь понять и разделить проблемы и трудности. Да, кое-что вы забыли из школьной программы, но на вашей стороне житейский опыт, возраст. Ведь не только маленьким детям, но и подросткам, юношам надо всегда знать, что есть на свете такой человек, который поймет и защитит.
Закончился очередной семестр. Итоговые ведомости и небольшие характеристики ваших детей я раздала вам. Давайте честно признаем, что результаты, возможно, не совсем такие, как нам хотелось бы. И вот состоит перед вами нескладный, не совсем удачливый и не очень способный ваш сын. Вот дочка, которой никак не дается философия. Ну и пусть.
У них есть то, чего нет ни у какого другого ребенка на свете. Это ваш сын! Ваша дочь! Они похожи на вас лицом и улыбкой. Они ждут вас. И это самое радостное, что есть у нас с вами в жизни. И у нас все получится!
Мы с Еленой Николаевной провели анкетирование среди студентов нашей группы (вопросы анкеты на столах). Результаты получились следующие:
 
3. Анализ анкетирования студентов
 
А теперь давайте попробуем оценить, что мешает нам (а может и нет?) построить гармоничные отношения с нашими детьми. Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, а Елена Николаевна поможет нам – даст характеристику той стратегии поведения, которой мы в основном придерживаемся в общении с нашими детьми. Я буду работать вместе с вами, ведь я тоже – мама, и у меня, несмотря на мое педагогическое образование, тоже могут быть проблемы! (совместная работа позволяет преодолеть скованность родителей).
 
4. Работа родителей
(тест по определению характера своего отношения к ребенку)
 
ИНСТРУКЦИЯ
 
Внимательно прочитайте предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия делайте соответствующую отметку в бланке ответов.
 
Бланк ответов
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Ответ                                
№ вопроса 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Ответ                                
№ вопроса 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Ответ                                
№ вопроса 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61      
Ответ                                
 
 Вопросы:
  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подальше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку расположение.
  7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые , кроме презрения ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку липнет все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все требования моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск вместе с ребенком
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное нормальное детство, все остальное – приложится.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
 
 
5. Анализ родительских анкет
 
      Психолог
         Данный тест-опросник представляет собой такой своеобразный инструмент, который ориентирован на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведения, практикуемого в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
      
Ключ
1. «Принятие – отвержение»: если вы положительно ответили на вопросы
    3 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
         С одной стороны родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. С другой стороны он воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
 
2. «Кооперация»: если вы положительно ответили на вопросы
    6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
         Это социально желательный образ родительского отношения. Оно раскрывается следующим образом: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
 
3. «Симбиоз»: если вы положительно ответили на вопросы
     1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
      Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т.е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворять все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
 
4. «Авторитарная гиперсоциализация»: если вы положительно ответили на вопросы
2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
      В родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
 
5. «Маленький неудачник»: если вы положительно ответили на вопросы
9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
     В родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
 
     Классный руководитель
     Я думаю, что эти знания помогут вам пересмотреть свое отношение к вашему ребенку или наоборот утвердится в мысли, что вы все делаете правильно. Ну а чтобы помочь вам выбрать верную стратегию воспитания, я познакомлю вас с особенностями психологии юношеского возраста. Может быть, после нашего собрания вы по-новому взглянете на своих детей и примете их такими, какие они есть, ведь период юношества – не менее сложен, чем подростковый период!
 
6. Возрастные особенности юношества
 
Слово предоставляется психологу
 
Результаты анкеты, которую мы провели среди наших детей, очень показательны и вполне соответствуют тем возрастным изменениям, которые с ними происходят в данном возрасте. Я попытаюсь рассказать вам о них. Возможно, это поможет вам пересмотреть стиль своего общения с вашим ребенком и ликвидировать некоторые сложности, недопонимание, отчужденность.
Юношеский возраст, по сравнению с подростковым, характеризуется большим разнообразием эмоциональных реакций, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. В качестве общих особенностей этого возраста можно отметить изменчивость настроения, причем, возможны переходы от безудержного веселья к унынию, характерна особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей и умений. Одновременно с этими чертами для 16 – 17-летних можно отметить наличие излишней самоуверенности критичности по отношению к окружающим. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.
Нам с вами часто кажутся странными и нерациональными многие юношеские увлечения. Взрослых смущает и раздражает юношеская одержимость, страстность и односторонность: увлекаясь чем-то одним, юноша часто запускает другие, более важные, с точки зрения старших, дела. Говоря по правде, на нас с вами трудно угодить. Если наш ребенок увлекается чем-то, его упрекают в односторонности. Если он ничем не увлекается, его упрекают в пассивности и равнодушии. Нам необходимо представлять себе, какие глубинные психологические изменения происходят с нашими детьми.
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Это радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других, приходит чувство одиночества, ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Осознание своей непохожести на других предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
Внешность – важная сторона жизни. Юноши, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. С возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности, принимает ее. На первый план выступают теперь другие свойства: умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
       Одной из самых важных потребностей этого возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими порядков и правил. Это хорошо видно из результатов анкетирования наших детей. Этого не нужно бояться – процесс естественный. Нам кажется, что наш ребенок становится нам чужим, меньше нас любит, но это далеко не так. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. На ребенка воздействует вся семейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности
       Я бы хотела вооружить вас знаниями о тех психологических механизмах, посредством которых вы сможете влиять на ваших детей (а может быть и влияете).
       Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
       Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же как они (это опять же следует из их анкет).
       Понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
        Несмотря на растущую самостоятельность юношей и девушек, родители остаются для них важным эталоном поведения. Больше всего нашим детям хотелось бы видеть в нас друзей и советчиков, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.
        Однако, взаимоотношения с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Причина этого коренится, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира юноши. Понять человека можно только при условии уважения к нему, признания его личности. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. Так давайте же постараемся сделать основными средствами воспитания наших детей внимание и поощрение. Только ребенок, имеющий сильные и постоянные доказательства родительской любви имеет шансы на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я».
 
        Надеюсь, что вы почерпнули для себя что-то новое и вам эти знания помогут построить более гармоничные отношения с вашими детьми. А теперь давайте попробуем решить несколько ситуаций, которые могут произойти в нашей жизни.
   
                                          Давайте поделимся опытом!
 
7. Педагогические ситуации
(Работа в группах).
 
Педагогическая ситуация 1
        Ваш ребенок поздно вернулся домой, в компании сверстников. Они живо обсуждают прошедшую дискотеку и никак не могут расстаться, стоя возле подъезда. Их громкие разговоры беспокоят жильцов, те выражают свое недовольство.
        Что вы предпримете?
(Пригласите их домой, напоите чаем, поучаствуете в разговоре, оставите ночевать у себя, позвонив их родителям.
Предложите пойти погулять за пределами двора, чтобы не беспокоить соседей.
Попросите вашего ребенка, наконец, зайти домой – уже довольно поздно!)
 
Педагогическая ситуация 2
        Ваш сын (дочь) влюбился в первый раз по-настоящему. Его избранница, по вашему мнению, ему совсем не подходит и плохо на него влияет – стал хуже учиться и пропускать занятия, пропадает вне дома.
        Ваши действия?
Педагогическая ситуация 3
 
        Ваш ребенок пришел домой в нетрезвом виде. Ваши действия?

 

Педагогическая ситуация 4

 
Каждое утро ваш ребенок отправляется в колледж, и вы совершенно уверены в том, что он исправно посещает занятия. В конце месяца вам звонит классный руководитель и приглашает вас в колледж для беседы по поводу большого количества прогулов вашего ребенка.
Ваши действия?

 

Классный руководитель подводит итоги заседания родительского клуба:

 
Дорогие родители! Давайте попробуем сформулировать основные правила, которых нужно придерживаться в общении с нашими детьми. (Предложения фиксируются на доске, выбираются наиболее значимые, заносятся в «Памятку для родителей», раздаются всем родителям по окончании собрания).
 
8. Правила общения для родителей
(записать их на доске)

 

  1. Стремитесь сопереживать ребенку и ценить его.
  2. Не стремитесь управлять жизнью ребенка
  3. Любите ребенка и будьте открытыми его сердцу.
  4. Стремитесь помочь ему найти себя в этом мире.
  5. Относитесь к ребенку как к личности.
  6. Умейте слышать и слушать.
  7. Не выступайте в роли сурового оценщика и судьи, пытайтесь внимательно выслушивать и понимать его, поддерживайте добрым словом, поступком.
 
 9. Вопросы для родителей
 
     1. Понравилась ли вам тема нашего собрания, считаете ли вы ее полезной для себя? Форма проведения?
     2. Ваши пожелания и рекомендации для дальнейшей работы?
 
Классный руководитель благодарит родителей за то, что они нашли время прийти на собрание, а значит, они неравнодушны к своим детям.
 
 
 
 
Заключение
 
        В процессе подготовки и проведения заседания родительского клуба «Правила и приемы, помогающие общению родителей с детьми (16 – 17 лет)» стало ясно, что проблемы между родителями и детьми существуют, но они не являются неразрешимыми. Постоянное пополнение родителями своих психологических знаний яв

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»