Итоговая квалификационная работа
Методическая разработка
Методическая разработка
Использование общественно-культурной среды Санкт-Петербурга
при проведении воспитательной работы в Санкт-Петербургском
суворовском училище
Шиманский Станислав Вячеславович,
ФГКОУ «Санкт-Петербургское Суворовское
военное училище Министерства Обороны
Российской Федерации»
ФГКОУ «Санкт-Петербургское Суворовское
военное училище Министерства Обороны
Российской Федерации»
Пояснительная записка |
Стр.3 | ||
Глава 1. | Социокультурная среда Санкт-Петербурга как образовательный ресурс |
Стр.5 | |
1.1. | Социокультурная среда города как источник воспитания личности. | Стр.5 | |
1.2. 1.3 |
Санкт-петербургское Суворовское военное училище как одна из подсистем социокультурной среды Санкт-ПетербургаФормы использования социокультурной среды Санкт-Петербурга в воспитательной работе Санкт-Петербургского Суворовского военного училища. |
Стр.6 Стр.7 |
|
Глава 2. | Методика организации и проведения воспитательного мероприятия в СВУ с использованием образовательных возможностей социокультурной среды Санкт-Петербурга на примере историко-культурной игры «Адреса А.В. Суворова». | Стр.15 | |
2.1. | Особенности организации игры | Стр.15 | |
2.2. | Сценарий и ход мероприятия. |
Стр.16 | |
2.3. | Ожидаемые результаты и возможные проблемы при проведении игры. |
Стр19 | |
Заключение | Стр.20 | ||
Литература | Стр.22 | ||
Приложения | Стр.23 | ||
Система воспитательной работы в Санкт-Петербургском суворовском военном училище направлена на формирование гармонично развитой личности выпускника - государственного человека, сознающего свою ответственность за судьбу и будущее страны, защитника Отечества, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире. В связи с этим встает вопрос системного, интегрированного подхода к изучению факторов, влияющих на личностное становление учащегося. Кроме того также актуализируется проблема преобразования таких факторов в педагогические, оказывающие скоординированное, позитивное воздействие на становление личности суворовца.
Одним из важнейших факторов развития личности суворовца является фактор среды, в которой протекает взросление учащегося.
Актуальность данной работы заключается в том, что специфика общественно - культурной среды города, как составная часть общей среды, обусловленная особенностями места расположения образовательного учреждения, во многом предопределяет особенности специфики развития, воспитания и обучения суворовцеввцеботы заключается в том,ючается в том,что.
С этой точки зрения важно не просто анализировать образовательный потенциал культурного наследия города, его социокультурной среды, но и учитывать его возможности в учебном и воспитательном процессе Санкт-Петербургского СВУ. Само учебное заведение располагаются в историко-культурном центре города, имеет собственную богатейшую историю, связанную с историей России и как часть культурного и исторического наследия города, призвана создавать условия для вхождения учащихся в социум и культуру города, выполняя функцию «мостика» между внутренним миром развивающегося ребенка и социокультурной средой Санкт-Петербурга..
Все обозначенные обстоятельства предопределяют актуальность данной дипломной работы.
Цель работы: анализ возможных путей реализации образовательного потенциала социокультурной среды Санкт-Петербурга в условиях Санкт-Петербургского Суворовского военного училища.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать сущность понятий «культурное наследие», «социокультурная среда города», «образовательный потенциал социокультурной среды города», рассмотреть возможные формы реализации образовательного потенциала социокультурной среды города в условиях конкретного образовательного учреждения.
2. Проанализировать формы использования социокультурной среды Санкт-Петербурга в образовательном процессе, реализуемые в условиях Санкт-Петербургского Суворовского военного училища.
3. Разобрать сценарий проведения поисковой игры «Адреса А.В. Суворова в Санкт-Петербурге» как пример использования социокультурной среды Санкт-Петербурга в воспитательной работе СПбСВУ.
Гипотеза состоит в том, что проведение воспитательных мероприятий на объектах культурного наследия города повысит развитие познавательных интересов, способствует накоплению знаний, нравственному развитию и повысит уровень культурного образования воспитанников.
Глава 1. Социокультурная среда Санкт-Петербурга как образовательный ресурс
1.1. Социокультурная среда города как источник воспитания личности.
Процесс формирования и развития личности, вхождения личности в социум (социализация) и культуру (инкультурация) происходит под воздействием ряда факторов. Под фактором (от лат. factor – делающий, производящий) понимают – «движущую силу, причину, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении»[1] . К числу важнейших факторов развития личности относят факторы наследственности, воспитания, внутренней активности личности и среды. В логике нашего исследования особый интерес представляет фактор среды. Рассмотрим его подробнее.
В самом общем виде под средой понимают реальную действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогике принято разделять среду на природную (или географическую) и социальную (или социокультурную). Под природной средой рассматривают природные условия, которые опосредованно влияют на развитие человека (климат, радиационный фон, природные катаклизмы и т.д.). Смысл понятия «социальная (или социокультурная) среда» - это социокультурные условия, в которых протекает взросление и развитие человека [2].
Социокультурная среда, в которой протекает развитие ребенка, оказывает на него определенное влияние. Находясь в этой среде, ребенок не только усваивает ее ценности, но и в соответствии с личностными установками, создает условия для вхождения в данную культуру, решая задачу развития своих духовных качеств через непрерывный образовательный процесс. Поэтому становление личности происходит во взаимодействии с культурой данного социума]. Жизнедеятельность человека, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум и в культуру посредством использования совокупного опыта человечества. Поэтому можно сказать, что культура и социум оказываются той средой, почвой, на которой взращиваются культура и личностные качества конкретного ребенка. С этой точки зрения, верно утверждение: специфика социокультурной среды, обусловленная особенностями места расположения образовательного учреждения, во многом предопределяет особенности специфики развития, воспитания и обучения участников образовательного процесса.
Однако влияние социокультурной среды на растущего человека может носить разный характер – как стихийный (неуправляемый), так и организованный, целенаправленный. В настоящее время исследователи активно изучают позитивные развивающие и воспитательные возможности социокультурной среды города. Рассмотрим это понятие.
Под «социокультурной средой города» принято понимать совокупность социальной, политической, экономической и духовной жизни людей в границах определенного городского пространства. С одной стороны, социокультурная среда конкретного города несет в себе общие для всех современных городов черты. Эти черты обусловлены спецификой современного города. С другой стороны, социокультурная среда конкретного города во многом зависит от его особенностей, сложившихся социокультурных традиций, богатства памятниками культуры, их насыщенностью.
Социокультурная среда города, как и социокультурная среда в целом, оказывает неизбежное и подчас доминирующее влияние на формирование личности детей и молодежи. Как бы замкнуто ни жил человек, он неизбежно будет взаимодействовать с элементами социокультурной среды своего города.
Естественно, социокультурная среда города может оказывать как положительное, так и негативное воздействие на личность ребенка. Причем, влияние это огромно. Любой человек, проживающий в конкретном городе, выступает одновременно объектом и субъектом его социокультурной среды .
1.2. Санкт-петербургское Суворовское военное училище как одна из подсистем социокультурной среды Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское суворовское военное училище является одним из тех уникальных образовательных учреждений нашего города, которое находятся в наиболее выигрышном положении в плане использования возможностей социокультурной среды города. Действительно, Училище:
- во-первых, располагается в историческом культурном центре города;
- во-вторых, располагается в на территории одного из историко-культурных памятников архитектуры города - Воронцовского дворца, построенного в 1749-1757 годах архитектором Бартоломео Растрелли для канцлера Российской империи, графа Михаила Ивановича Воронцова;
- в-третьих, имеет долгую и богатейшую историю; в разные годы на территории училища размещались: ведомство иностранной коллегии для канцлеров, капитул Мальтийского ордена; 1798-1801 годах - архитектором Джакомо Кваренги на территории дворца были построены Мальтийская Капелла св. Иоанна Крестителя и Домовая православная церковь св. Иоанна Предтече; 1810-1917 годах - Пажеский Его Императорского Величества Корпус - привилегированное военно-учебное заведение, цель которого дать сыновьям заслуженных родителей общее и военное образование и соответствующее воспитание.
- в-четвертых, сыграло огромную роль в истории и культуре и Санкт-Петербурга, и России в целом;
- в-пятых, названо в честь одного из виднейших деятелей истории нашего государства, жизнь которого была связана и с историей Санкт-Петербурга, имя которого неоднократно увековечено в топонимике и в историко-культурных памятниках города.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что в культурно-воспитательной среде Санкт-Петербургского суворовского училища заложены уникальные возможности для использования образовательного потенциала социокультурной среды нашего города. Анализ культурно-воспитательной среды училища позволяет в этом убедиться. В следующей главе будут представлены реализуемые в училище формы использования образовательного потенциала социокультурной среды Санкт-Петербурга.
1.3. Формы использования социокультурной среды Санкт-Петербурга в воспитательной работе Санкт-Петербургского Суворовского военного училища.
Блок «Учебная деятельность»
Использование образовательных возможностей социокультурной среды Санкт-Петербурга в культурно-воспитательной среде Использование образовательных возможностей социокультурной среды Санкт-Петербургского СВУ особенно ярко прослеживается на примере дополнительного образования [3].
Так, основная целевая направленность дополнительного образования в училище - развитие мотиваций личности к познанию и творчеству,
реализация дополнительных программ в интересах личности, развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, формирование общей культуры, осознанного выбора будущей профессии. На достижение этой цели работает 30 разнонаправленных программ дополнительного образования. С точки зрения исследования, особенно значимо то, что в спектре этих программ присутствуют такие, которые направлены на:
- общекультурную подготовку для формирования целостного представления о культуре и этике, развития художественных способностей, усвоения и практического соблюдения нравственных и этических норм, культуры поведения;
- овладение основами танцевального искусства для приобщения к лучшим образцам танцевальной культуры и практического обучения бальным танцам;
- овладение основами военных знаний для решения задач военно-патриотического воспитания обучающихся.
В содержании этих программ есть возможность отражения особенностей социокультурной среды Санкт-Петербурга.
Кроме этого во внеурочное время в ротах еженедельно проводятся занятия ротного хора и ансамбля.
Важно также отметить, что «реализация дополнительных образовательных программ другой направленности в училище осуществляется с учетом имеющихся возможностей и региональных особенностей» .
Блок «Внеучебная деятельность», реализуемые формы целенаправленного использования образовательного потенциала социокультурной среды Санкт-Петербурга
Анализ системы воспитательной работы Санкт-Петербургского суворовского военного училища [4], позволяет выявить реализуемые формы целенаправленного использования в культурно-воспитательной среде училища образовательного потенциала социокультурной среды Санкт-Петербурга. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1.
№ | Направление воспитательной работы | Сущность направления | Формы использования социокультурной среды Санкт-Петербурга в культурно-воспитательной среде училища |
1 | Интеллектуальное развитие личности суворовцев | Организация интеллектуально-познавательной деятельности воспитанников с целью формирования целостной и научно - обоснованной картины мира, развития познавательных способностей детей, формирования положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, выбор индивидуальной траектории в образовательном пространстве училища. |
- Посещение музеев, выставок, экспозиций; - встречи с интересными людьми (учеными, космонавтами, спортсменами, артистами и др.) |
2 | Физическое развитие суворовцев | Строится в процессе создания условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в их воспитании стремления к здоровому образу жизни. Привитие воспитанникам навыков здорового образа жизни, формирования осознанного добровольного отказа от вредных привычек. |
- посещение футбольных матчей с участием ФК «Зенит»; - посещение хоккейных матчей с участием ХК СКА; - встречи с футболистами ФК «Зенит». |
3 | Воспитание патриота и гражданина | Воспитание патриотизма и любви к Родине. Приобщение суворовцев к традициям и истории Отечества, города, семьи, училища. Осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры, формирование правил поведения, изучение правовой культуры. |
- участие в молодежной акции «Я – гражданин России»; - диспут «Что такое суворовское братство; - «День патриота»; - ротные тематические вечера «Кадетсткие традиции – прошлое, настоящее и будущее». |
4 | Культурно-эстетическое и духовно-нравственное развитие. Развитие творческих способностей. | Формирование в воспитанниках основных нравственных правил и идеалов, понятие добра и зла, нормы общения и человеческих. Повышение общего уровня культуры воспитанников, реализация творческого потенциала через систему дополнительного образования и совместную деятельность с учреждениями культуры города. оздание культурологической среды училища, формирующей у воспитанников новое чувство меняющегося мира, опыт и способ постижения и обретения культуры, необходимой для созидательной жизни. Деятельность реализуется в процессе развития самотворчества и самостоятельности, выявление творческих способностей, наклонностей обучающихся, вовлечение их в разнообразную творческую деятельность, приобщение к национальным традициям и обычаям. |
- культурно-познавательная программа «Краски балов»; - посещение суворовцами музеев, театров и кинотеатров Санкт-Петербурга; - игра по станциям «Знаю, люблю свой город» (заочная экскурсия по литературному Петербургу); - бал «Традиция»; - творческие тематические и литературно-поэтические вечера, встречи с интересными людьми, известными деятелями культуры и искусства; - тематические выставки художественной литературы, обсуждение новинок, встречи с писателями; - посещение памятников христианского зодчества, святынь и памятных мест. |
5 | Военно-патриотическое воспитание | Воспитание интереса к военной истории государства, на боевых традициях Вооруженных Сил. Привитие уважения к людям в форме и стремления к защите своей страны. Организация военно-шефской работы. |
- Ротные тематические мероприятия, посвящённые Дням воинской славы; - Тематическая неделя, посвященная А.В.Суворову; - Тематический вечер, посвящённый Дню Героев России; - Посещение воинских частей Западного военного округа; - Тематический вечер «Блокадный Ленинград»; - Участие в памятно-траурных мероприятиях на Пискарёвском мемориальном кладбище; - Реконструкции сражений периода Великой Отечественной войны; - Участие в соревнованиях «Кадет года» и кадетском слёте «Связь поколений»; - Проведение военно-спортивных праздников; - Суворовская акция «Ветеран живёт рядом!»; - Походы по местам боевой славы |
6 | Трудовое воспитание | Осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле природы и человека, их взаимодействия, создаёт условия для трудовой деятельности. |
- участие суворовцев в осеннем и весеннем месячниках по благоустройству; - благоустройство территорий воинских захоронений и мемориалов. |
7. | Профилактика асоциальных явлений. Воспитание толерантности | Поведение мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений. Формирование этнической и социальной толерантности, коммуникативных компетентностей на межкультурном уровне | - Посещение выставки «Наркотик - убийца!»; - Рейды совместно с Центральным РУВД по выявлению мест распространения наркотических средств на территории, прилегающей к училищу; - Круглый стол «Санкт-Петербург - наш общий дом»; - Игра «Мы разные, но все мы суворовцы!». |
8. | Организация самоуправления | Развитие и совершенствование системы самоуправления суворовцев с целью включения воспитанников в работу училища как субъекта учебной и воспитательной деятельности. | - Участие в программах РОО «Союз юных петербуржцев»; - Проведение занятий «Школы актива» председателей Советов чести, школы актива музея училища |
Из таблицы видно, какое многообразие форм целенаправленного использования в культурно-воспитательной среде училища образовательного потенциала социокультурной среды Санкт-Петербурга используется в воспитательной работе Санкт-Петербургского суворовского училища.
Глава 2. Методика организации и проведения воспитательного мероприятия в СВУ с использованием образовательных возможностей социокультурной среды Санкт-Петербурга проведения историко-культурной игры «Адреса А.В. Суворова в Санкт-Петербурге»
2.1. Особенности организации игры
Являясь традиционным, это мероприятие носит, с одной стороны, познавательный характер, а, с другой стороны, позволяет его участникам (суворовцам) продемонстрировать свои знания, связанные с именем А.В. Суворова. Вечер проходит в форме игры-викторины. Тематические блоки такой игры:
- «Жизнедеятельность А.В. Суворова»;
- «Военные действия»;
- «Афоризмы А.В. Суворова».
С точки зрения рассмотренных выше образовательных возможностей социокультурной среды Санкт-Петербурга значимым является включение четвертого тематического блока – «Адреса А.В. Суворова в Санкт-Петербурге». В этом ключе важной представляется проблема об организации подготовки суворовцев к такой игре, которая предполагает организацию поисковой деятельности по вопросам, связанным с жизнью и деятельностью А.В. Суворова.
Цель игры: создание условий для коллективного поиска информации по заданной теме и оформления ее результатов в виде творческого проекта (пример: тематическая компьютерная презентация).
Задачи игры:
- развитие умения работать с информации;
- развитие умений работать в команде;
- развитие проектных умений;
- развитие умений презентации результатов своей деятельности.
Суть игры:
СПбСУ названо именем генералиссимуса А.В. Суворова. Александр Васильевич родился в Москве. Однако с Санкт-Петербургом связан целый ряд событий его жизни. Кроме того, значимость личности А.В. Суворова в истории России предопределила увековечивание его имени в топонимике города.
В ходе игры участникам предлагается познакомиться и посетить места Санкт-Петербурга, связанные с именем А.В. Суворова. Сделать это предлагается в игровой форме путешествия по конкретному адресу А.В. Суворова, изучении информации об этом адресе и создании творческой презентации о результатах своего путешествия и проведенного микро-исследования.
Одним из адресов А.В. Суворова в Санкт-Петербурге является само Санкт-Петербургское СВУ, которое в игре рассматривается в качестве отправной точки путешествия. Другой отправной точкой путешествия является Государственный мемориальный музей А.В. Суворова на Кирочной улице, д. 43.
2.2. Сценарий и ход мероприятия.
На каждом этапе данного мероприятия используются
-личностно-ориентированные технологии
-технологии сотрудничества
-технологии свободного воспитания
- технологии дополнительного образования
Шаг 1. Определение суворовских адресов и составление карты суворовских адресов.
Участники игры знакомятся с перечнем адресов, связанных с именем А.В. Суворова в Санкт-Петербурге. Целесообразно это сделать с помощью возможностей, предоставляемых Государственным музеем А.В. Суворова. Участникам может быть предложено посещение одной из экскурсионным программ Музея – «Суворов в Санкт-Петербурге». Экскурсия знакомит с местами, связанными с жизнью и деятельностью А.В. Суворова в Петербурге. Экскурсанты узнают о его "науке побеждать", о том, как суворовские традиции были возрождены во время Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов.
Возможный перечень адресов А.В. Суворова в Петербурге:
- Университетская набережная (бывший дворец Меншикова);
- Менделеевская линия (бывшая Военная коллегия);
- Зимний дворец;
- Суворовская площадь (памятник Суворову);
- Суворовский проспект;
- Таврический дворец, бывший Смольный монастырь (здесь в Смольном институте училась дочь А.В.Суворова);
- музей Суворова;
- дом, в котором скончался Суворов: наб. Крюкова канала, дом 23;
- Музей городской скульптуры в бывшей Александро-Невской лавре (могила Суворова).
Шаг 2. Разработка кейсов по каждому из адресов.
По каждому из адресов разрабатываются кейсы с творческими заданиями. Содержание кейсов направляет поисковую деятельность участников игры. В приложении 3 представлены те положения технологии кейс-стади, на которые мы опирались при разработке кейсов игры.
Возможная структура кейса:
- титульный лист: номер кейса, название адреса, изображение места.
- карта с обозначением Санкт-Петербургского СВУ и адреса А.В. Суворова, которому посвящен кейс; описание маршрутов, по которым можно добраться до места;
- краткая историческая справка: здесь предполагается именно очень краткая тезисная историческая справка, задающая направление поиска и способная вызвать интерес участников к выполнению задания; целесообразно сопровождение информации изображениями;
- творческое задание, которое состоит из нескольких частей:
1) изучение подробной информации об адресе. Которому посвящен кейс;
2) совершить путешествие по адресу, сфотографировать ход путешествия;
3) разгадать загадку, связанную с историческим местом.
Кейсы могут быть составлены как педагогами, так и старшими воспитанниками училища.
Шаг 3.Запуск игры.
Презентация кейсов. Деление участников на микрогруппы (5-7 человек) по числу кейсов. Получение кейса и соответственно задания. Определение сроков выполнения задания.
Деление на команды может проходить следующим образом. После презентации кейсов каждый участник игры получает номер кейса с описанием памятника, с которым которого ему предстоит познакомиться подробно. Найдя обладателя таких же номеров кейса, участник станет представителем команды из 5-7 человек.
Если игра проводится для более младшего возраста, то целесообразно, чтобы в каждую микрогруппу входил воспитатель, который будет сопровождать участников в их путешествии.
Шаг 3. Путешествие.
В заданные сроки участники совершают путешествие в соответствии со своим кейсом, выполняют задание по поиску информации и готовят творческую итоговую презентация. Возможная логика презентации может быть задана изначально.
Шаг 4.
Презентация результатов игры. Проводиться может в форме конференции, на которой микрогруппы представляют свои творческие презентации своим друзьям по игре и педагогам. Жюри из учащихся училища и педагогов оценивают презентации и выступления микрогрупп, награждают авторов лучших презентаций.
Возможный лист оценки представлен в приложении 1
Шаг 5.
Участие в игре-викторине по теме: «Адреса А.В. Суворова в Санкт-Петербурге)».
В приложении 3 представлен один из возможных кейсов игры
2.3. Ожидаемые результаты и возможные проблемы при проведении …
В результате проведения мероприятия будут сформированы следующие компетенции
- Формирование интереса и любви к истории
- Побуждение у детей интереса к общественным явлениям
- Формированию положительной нравственной оценки подвига во имя родины, воспитанию чувства патриотизма
Заключение
Социокультурная среда любого города обладает высоким образовательным потенциалом, анализ и использование которого в условиях конкретных образовательных учреждениях создает дополнительные условия для воспитания и развития учащихся. Особым богатством отличается социокультурная среда крупного мегалополиса, сыгравшего серьезную роль в истории и культуре страны. К числу таких мегалополисов, безусловно, относится Санкт-Петербург, часто называемый культурной столицей России. Поэтому чрезвычайно значимо максимально широко использовать образовательные условия социокультурной среды Санкт-Петербурга в условиях учебно-воспитательного процесса Суворовского военного училища.
Здесь в условиях учебно-воспитательного процесса на практике опробованы и успешно применяются различные аспекты и формы реализации образовательного потенциала социокультурной среды Санкт-Петербурга. Это:
- во-первых, включение информации об истории и культуре города в учебный процесс;
- во-вторых, особым образом организована внеурочная воспитательная работа
Причем, реализуемые формы:
- охватывают и учебный процесс, и внеурочную воспитательную деятельность суворовцев;
- находят выражение в различных направлениях воспитательной работы (интеллектуальное, физическое, патриотическое, культурно-эстетическое и духовно-нравственное, военно-патриотическое, трудовое, индивидуально-личностное воспитание и развитие суворовцев);
- отличаются разнообразием и учитывают возрастные особенности воспитанников и специфику образовательного процесса училища (военное училище).
В Дипломной работе предложена разработка, ориентированная на использование образовательного потенциала социокультурной среды Санкт-Петербурга в процессе развития и воспитания суворовцев – это сценарий проведения историко-культурной игры «Адреса А.В. Суворова в Санкт-Петербурге».
Игра ориентирована на учащихся подросткового и младшего юношеского возраста, носит командный поисковый характер, предполагает выход за пределы училища – непосредственно в социокультурную среду Санкт-Петербурга, ориентирована на развитие ряда личностно и социально значимых умений учащихся:
- умения работать с информации;
- умений работать в команде;
- проектных умений;
- умений презентации результатов своей деятельности.
Разработанный сценарий рассматривается как органичная часть работающей в Санкт-Петербургском Суворовском военном училище системы в которой используется образовательный потенциал социокультурной среды Санкт-Петербурга в учебно-воспитательных целях.
Литература:
- Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учебникдля вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
- Бушманова Н.В. Социализация и воспитание в условиях туристско-краеведческой деятельности / Н.В. Бушманова. – Майкоп : изд-во МГТУ, 2004.
- Государственный мемориальный музей А.В. Суворова (http://petersburg-history.narod.ru/p1088.htm).
- Современный словарь иностранных слов. - М., 1994.
- Жизненный путь Александра Васильевича Суворова (http://mnsvu.narod.ru/AVSuv.htm).
- История нашего училища (Официальный сайт СПБСВУ: http://spbsvu.edumil.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=236&Itemid=91)
- Крючков В.К. Культурная среда как источник воспитания личности (http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=6)
- Написание кейсов: краткие рекомендации (http://www.unilib.neva.ru/dl/quality/Keisi/napkeis.html#6)
- Паладьев С.Л. Клубное объединение в школе как воспитательный феномен. (http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=103672
- Дополнительное образование (Официальный сайт СПбСВУ: http://spbsvu.edumil.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=235&Itemid=90)
- Система воспитательной работы (Официальный сайт СПбСВУ: http://spbsvu.edumil.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=212&Itemid=77).
Приложение 1
Лист оценки результатов игры.
Кейс № ______ Адрес: ________________________________________________________ Авторы презентации _______________________________________ |
||
Оценка творческой презентации | ||
№ | Критерий | Оценка |
1. | Соответствие творческому заданию | |
2. | Полнота | |
3. | Наглядность и яркость | |
4. | Содержательность | |
5. | Оригинальность | |
Оценка выступления микрогруппы | ||
1. | Коллективность | |
2. | Ораторское искусство | |
3. | Умение заинтересовать аудиторию | |
4. | Ответы на вопросы | |
Итоговая оценка (сумма баллов) | ||
Нормы оценивания по каждому критерию: 0 – не соответствует 1 – соответствует не в полной мере |