Внутришкольное мероприятие
Толерантность – гармония многообразия
Тихомирова Екатерина Юрьевна,
учитель английского языка,
педагог-организатор ГБОУ
школа № 217 Санкт-Петербурга
учитель английского языка,
педагог-организатор ГБОУ
школа № 217 Санкт-Петербурга
Тема: «Толерантность – гармония многообразия »
Оборудование: маленький мяч, написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности, моток верёвки, лента, принадлежности для рисования, бумага, ножницы, скотч.
Цели:
1) воспитание принципов толерантности в молодежной среде
2) выработка у учащихся осознанного понимания сосуществования различных человеческих групп и общностей
3) признание и уважение разной национальной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.
Задачи:
- знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.
- знакомство с основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости.
- развитие критическое мышление, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
План мероприятия:
- Вводная лекция
- Основная часть (проведение конкурсов)
- Заключительная часть (рефлексия)
- Вводная лекция
Что же такое толерантность?
Давайте обратимся к истории понятия «толерантность».
Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration, употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл «страдания». Слово tolerance впервые упоминается в 1361 году. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков - Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо - выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
В 1789 году - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современной деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.
Перевод и трактовка слова «толерантность» в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы:
- в английском языке понятие «толерантность» имеет три значения: устойчивость, выносливость, терпимость.
- во французском языке - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов»
- в китайском языке «быть толерантным»- «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»
- в арабском языке «толерантность» определяется, как «снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположение к другим»
- в русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам»
Толерантность- это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Понимание феномена толерантности дифференцировано, в его состав входят:
- естественная (натуральная) толерантность- открытость, любознательность, доверчивость, свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»)
-моральная толерантность- терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью, внешним «Я» человека (толерантность типа «Б»)
-нравственная толерантность- принятие, доверие, ассоциируемое с сущностью, внутренним «Я» человека (толерантность типа «В»)
В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время доминирует агрессивность, как форма достижения близлежащих целей.
Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.
Нацизм- крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господстве над другими нациями (фашизм)
Ксенофобия- любая постоянная ненависть к иностранцам
Дискриминация- ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признаку
Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества
Расизм- угнетение представителей одной расы
Вы можете привести примеры, где встречаются такие формы дискриминации?
Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в решении конфликтных ситуаций.
Государства- члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной Ассамблеи 25 октября-16 ноября 1995 года, в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку толерантности и воспитания в ее духе провозгласили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.
- Основная часть (проведение конкурсов)
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.
Материалы: маленький мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень порядочный человек» или «Оля, у тебя замечательная улыбка». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
Упражнение «Пантомима»
Цели:
- продолжить работу с определением толерантности;
- развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.
Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идёт речь. Время на подготовку пантомимы- 5 минут.
Ведущий задаёт следующие вопросы:
– Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
– С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цели:
- продолжить работу с определением толерантности;
- развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.
Участникам предстоит создать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники проводят презентацию своей эмблемы и выдвигают лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы.
Упражнение «Черты толерантной личности»
Цели:
- дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Приложение 1
Тест «Самооценка толерантной личности»
Вопросы и ответы | Редко | Иногда | Часто |
1. я думаю, что мои знания оцениваются необъективно | 1 | 2 | 3 |
2. я стараюсь работать, не помогая другим | 1 | 2 | 3 |
3. я переживаю за качество своей работы, а не других | 1 | 2 | 3 |
4. я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. я стараюсь выделиться, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. я не терплю конкуренции | 1 | 2 | 3 |
10. своим недругам я всегда даю отпор | 1 | 2 | 3 |
11. я эмоционально и болезненно переживаю неприятности | 1 | 2 | 3 |
12. стараюсь не вникать в проблемы других | 1 | 2 | 3 |
13. у меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру | 1 | 2 | 3 |
15. при общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность | 1 | 2 | 3 |
16. я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы | 1 | 2 | 3 |
17. я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус | 1 | 2 | 3 |
18. я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
19. я думаю, что религия разъединяет людей | 1 | 2 | 3 |
20. я думаю, что я должен жить на земле своих предков | 1 | 2 | 3 |
21. я думаю, что смешанные браки нежелательны | 1 | 2 | 3 |
22. если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет | 1 | 2 | 3 |
23. раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста | 1 | 2 | 3 |
24. не терплю людей, просящих милостыню | 1 | 2 | 3 |
25. я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях | 1 | 2 | 3 |
- Заключительная часть (рефлексия)
- как вы считаете - каждый ли человек уникален?
- Нужно ли уважать уникальность других, если при этом придется пожертвовать своей?
- Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое до недавнего времени слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России?
- Как вы считаете, возможна ли на практике реализация принципов толерантности?
Источники:
- http://открытыйурок.рф/статьи/513669/
- http://velikol.ru/dostb/Упражнение+%22Снежный+ком%22b/main.html
- http://sstu.syzran.ru/Doc/KMZ/vospitrabot/november/tolerantnost1.doc