Организация внеурочной деятельности
на этапе основного общего образования
с привлечением «Совета учащихся»
Плотникова Виктория Александровна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ №28 г. Белгорода;
Плотникова Светлана Владимировна,
педагог-психолог школы МБОУ
СОШ №1 с УИОП г. Шебекино Белгородской области
Внеурочная деятельность пробуждает интерес к различным областям деятельности и способствует повышению мотивации учения. Многие формы внеклассной работы устарели. В данной статье рассматриваются новые способы организации внеурочной деятельности в школе, дается их оценка.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897, основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [2].
Согласно Письму министерства образования и науки от 12 мая 2011 г. N 03-296, внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса, а также через деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с их должностными обязанностями [1].
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Формы организации различны: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. [2].
В рамках оптимизационной модели внеурочной деятельности, на базе школы МБОУ «СОШ №1 с УИОП г. Шебекино Белгородской области» под руководством педагога-психолога Плотниковой Светланы Владимировны была создана инициативная группа. Педагог – психолог выступила с предложением о создании Совета учащихся.
Предпосылкой создания Совета учащихся стал анализ форм и методов внеурочной работы в школе, который показал, что существующие формы организации внеурочной деятельности несовершенны и неинтересны для большинства учащиеся, что школьники с большей охотой посещали бы мероприятия, организованные нестандартно, современно. Инициативная группа была сформирована из учеников – активистов 5-11 классов, которые избрали Совет школьников. Создание инициативной группы нашло поддержку у администрации. Была создана нормативно - правовая база (Положение о Совете обучающихся).
Цель работы данного Совета - организация различных внеурочных мероприятий для своих сверстников, с учетом требований ФГОС ООО, плана работы школы и интересов учащихся.
Задачи:
- подготовка и проведение тематических вечеров, встреч, праздников в соответствии с тематикой классных часов (в 5-11 классах);
- организация соревнований, конкурсов, викторин для детей одной возрастной категории по различным предметам;
- организация общешкольных мероприятий различного характера.
Координирующую и контролирующую роль выполняет педагог-психолог, который в соответствии со своими задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- привлекает к работе органы самоуправления;
- редактирует созданные ребятам программы, вносит предложения по совершенствованию тех или иных мероприятий;
- организует еженедельный сбор Совета учащихся;
- проводит семинары с инициативной группой, направленные на расширение знаний о формах и методах работы, обучает их тайм – менеджменту и т.д.;
- возглавляет работу Совета.
Опыт работы Совета учащихся в школе № 1 показывает, что для результативного существования данной организации очень важна поддержка администрации. Так администрация выделила учебный кабинет для регулярного сбора учащихся и более успешной работы. Организовала обеспечение необходимыми ресурсами (канцтовары, техническое оборудование, профессиональная помощь и т.д.). Администрация проводила проверки работы Совета, осуществляла управление им на административном уровне.
Эффективность работы созданного Совета учащихся очевидна. Вот пример организации и проведения одного из мероприятий.
Этапы подготовки и проведения мероприятия были таковы.
-
Сбор Совета учащихся под руководством педагога-психолога, ознакомление с планом воспитательной работы старшеклассников; определение темы. (Учащимися было решено провести тематический вечер для старшеклассников (11а и 11б кл.), тема которого была «Кинематограф». Выбор темы внеклассного мероприятия обусловлен ее актуальностью среди юношей и девушек).
-
Консультация с классными руководителями, определение даты и времени проведения мероприятия.
-
Постановка целей и задач, определение содержания и структуры проведения мероприятия. (С помощью педагога психолога была сформулирована цель: ознакомление учеников с современным искусством, углубление знаний в сфере кинематографии; и задача: развить творческое мышление учащихся, познавательную активность, воспитать здоровый интерес к киноискусству).
Было решено проводить мероприятие в форме тематического вечера, с погружением в атмосферу киноиндустрии. С этой целью были запланированы интересные сообщения по теме, проведение практической части, которая предполагала максимальную вовлеченность всех участников в ТВ процесс.
Мероприятие состояло из двух блоков. Первый этап мероприятия просмотр презентации «Техника рисования мультфильмов», создание своей подвижной бумажной анимации. Второй этап – рассказ о секретных приемах на съемках фильмов, гриме и уловках, разоблачение отрывка из видео. Третий этап – сообщение о технике съемки фильмов «Stop-Motion», создание Gif-анимации.
-
Утверждение плана мероприятия с педагогом-психологом и классными руководителями, при необходимости внесение коррективов и доработок. Написание сценария мероприятия.
-
Распределение ролей, назначение ответственных лиц.
Согласно сценарию, были выделены следующие роли:
-
ведущий;
-
ответственный за теоретическую часть каждого блока (3 человека);
-
ответственный за практическую часть каждого блока (3 человека);
-
ответственный за декорации;
-
звуко- и видеооператор;
-
фотограф.
Было использовано следующее оборудование: ноутбук, проектор, программа для создания гиф-анимации, фотоаппарат, бумага, скотч, карандаши, фрагменты из фильма, презентации.
-
Оформление места проведения, подготовка раздаточного материала, презентаций и т.д. (Для оформления классного кабинета использовались фрагменты из известных фильмов, портреты актеров. Все необходимое для этого ученики готовили дома самостоятельно. Проведение мероприятия.)
-
Анализ проведенного мероприятия с педагогом-психологом на Совете учащихся. (Были отмечены положительные стороны, указал некоторые недочеты работы команды и каждого участника).
На основе анализа мероприятия сделан вывод о высоком качественном уровне его проведения. Об этом свидетельствовали отзывы классных руководителей и участников, которые отметили нестандартный подход к проведению классного часа.
Подобный способ организации внеурочной деятельности решает сразу несколько задач. Во-первых, повышает интерес к классным часам и другим формам внеурочной деятельности за счет совершенствования стандартных методов, добавления «свежего взгляда» на их организацию. Во-вторых, создает платформу для развития еще одного кружка по интересам, кардинально отличающегося от существующих. В-третьих, облегчает работу классных руководителей, создавая при этом условия для обмена опытом между педагогами и учащимися.
Участие в Совете учащихся способствует также развитию коммуникативных навыков, организаторских способностей, лидерских качеств, ораторского мастерства, навыков работы в команде, ответственного отношения к своим обязанностям. Работа в Совете учащихся повышает и уверенность в себе, и влияет на выбор их будущей профессии.
Внеурочная деятельность основанная на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения способствует развитию творческих интересов детей, включению их в художественную, техническую, эколого – биологическую, спортивную и другую деятельность. Вместе с тем обновлённые формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Кроме того, преимущества оптимизационной модели состоят ещё и в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Список литературы:
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента общего образования от 12 мая 2011 г. N 03-296 об организации внеурочной деятельности при введение государственного образовательного стандарта общего образования.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897.