Сценарий проведения классного часа
по адаптации пятиклассников к условиям обучения
Акимова Светлана Сергеевна
ВведениеВ средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу и у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.
Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение.
Все сложности предстоящего периода, как правило, учителя, классные руководители обсуждают на родительских собраниях, с родителями обучающихся и на педагогических советах между собой. Но немало важную роль играет обсуждение нового статуса ученика с детьми на классном часе.
II. Ход проведения
Классный руководитель:
- Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня вы перешагнули порог старшей школы и стали учениками 5 класса. А я, перешагнув школьный порог в этом учебном году, стала вашим классным руководителем. Меня зовут ____________. Впереди у нас долгие годы совместной жизни.
Я надеюсь, что этот 5 класс будет здоровым, дружным и сплоченным. Нас ждет много интересных дел. Но главное наше дело - это создать и сберечь наш коллектив, чтобы каждый чувствовал себя в нем уверенно, надежно и удобно.
В 5 классе вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не все будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом будет помощь от одноклассников, родителей, учителей.
Класс, в котором вы сейчас находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет эта классная комната станет для вас вашим школьным домом.
III. Игры
Игра «Мое имя»
Классный руководитель:
- Сегодня у нас день знакомства. А чтобы лучше узнать друг друга, давайте немного поиграем. Первая игра называется «Мое имя». Послушайте условия игры. Каждый участник, начиная с ведущего, т. е. с меня, должен встать, громко назвать свое имя и прибавить к нему прилагательное, которое отражает положительные качества его характера. Прилагательное должно начинаться с первой буквы имени. Например, Татьяна - трудолюбивая, Ольга - остроумная. Условия игры понятны? Тогда начинаем.
Классный руководитель называет свое имя, добавляет к нему прилагательное, тоже по очереди делают все ученики. Светлана Сергеевна – серьезная, спокойная.
Игра «Характеристика класса»
Классный руководитель:
- Наше знакомство продолжается. (Показывает на доску.) На доске нарисован портрет 5-Б класса. (Я нарисую либо на доске, либо на ватмане красивое лицо). Нужно дать ему характеристику, но с одним условием. Характеристика должна состоять из прилагательных, которые начинаются на все буквы алфавита. Отвечать могут все, кто поднял руку. Итак, какой он, наш 5-Б?
Учитель называет букву алфавита, дети поднимают руки, называют прилагательные.
Примерные ответы детей:
А - аккуратный, активный.
Б - бережливый, бодрый.
В - внимательный, верный, веселый, волевой.
Г - гостеприимный.
Д - добрый, дружный, деловой.
Е - единственный, естественный.
Ж - жизнерадостный.
3 - задорный, здоровый, замечательный.
И - интересный, искренний.
К - культурный, красивый.
Л - любознательный, ловкий.
М - мирный, математический, музыкальный, мужественный.
Н - нормальный, нежный.
О - обязательный, отважный, отличный, ответственный.
П - положительный, приветливый, послушный, прекрасный, прилежный, принципиальный, прогрессивный, передовой, пытливый.
Р - радостный, решительный.
С - самостоятельный, свободный, сердечный, серьезный, современный, спокойный, сильный, скромный, смешной, строгий.
Т - трудолюбивый, талантливый, творческий, толковый, толерантный.
У - умный, успешный, удивительный, уважительный, уверенный, увлеченный, упорный, уравновешенный.
Ф - фантастический, филологический.
X - храбрый, хороший, хозяйственный.
Ц - целеустремленный, цивилизованный.
4 - честный, чуткий, человечный, чистоплотный.
Ш-широкий.
Щ - щедрый.
Э - энергичный, эрудированный, элегантный, эмоциональный.
Ю-юный.
Я - ясный, яркий.
Игра «Веселые уроки»
Классный руководитель:
- Проведем «Веселые уроки» - так называется небольшой конкурс, который я хочу вам предложить. Слушаем вопросы и даем ответы. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Внимание - вопросы!
1. Что легче: килограмм пуха или килограмм железа? (Они равны.)
2. Шла девочка в библиотеку, а навстречу ей 3 мальчика. Сколько человек шло в библиотеку? (Одна девочка.)
3. Сколько грибов может войти в пустую корзину? (1 гриб, дальше корзина уже не будет пустой.)
4. 2 мальчика играли в теннис 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа.)
5. Урок математики продолжается 45 минут, а урок истории 2700 секунд. Как это получается? (В минуте 60 секунд, 45 x 60 = 2700.)
6. 2 мамы и 2 дочки нашли 3 грибочка. А досталось каждой по одному грибку. Спрашивается, как это могло случиться? (Их и было трое: бабушка, мать, дочка.)
7. Какой цветок имеет такое же название, как и конфета, только с другим ударением? (Ирис - цветок, ирис - конфета.)
8. Какая птица несет самые большие в мире яйца? (Страус.)
9. Как называется лес, в котором растут ели и сосны? (Хвойный.)
10. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера.)
11. Как называется бег по пересеченной местности? (Кросс.)
12. Как называется одновременное звучание нескольких звуков? (Аккорд.)
13. Что такое форте? (Громкое звучание.)
14. Какое приспособление поможет защитить пальцы от уколов при шитье? (Наперсток.)
15. Какой инструмент нужен для того, чтобы вырезать узор на фанере? (Лобзик.)
16. А теперь загадки-складки. Только отвечать всем вместе нужно - громко, весело и дружно.
Я - антоним к слову «лето»,
В шубу белую одета.
От мороза - без ума!
Потому что я... (зима).
17. Я антоним крика, стука,
Я дружу с любой наукой.
На уроке я нужна,
Называюсь... (тишина).
Перемена!
Классный руководитель:
- На перемене дети должны двигаться, отдыхать. Мы будем отдыхать и двигаться. Заодно проверим внимание.
Выйдите из-за парт и встаньте в проходе между рядами. Вы будете повторять за мной простые движения. Движения вам буду задавать я. Но есть условие, повторять движения только в том случае, если я сказала волшебное слово - пожалуйста. Ели я не говорю этого слова, вы движения за мной не повторяете. Задание понятно?
Классный руководитель показывает движения на внимание, дети их повторяют, если слышат волшебное - пожалуйста.
Игра «Загадай пожелание»
Классный руководитель:
- Все, переменка закончилась. Вы оказались очень внимательными и старательными. А теперь самая приятная часть нашего классного часа. Ведь у нас сегодня день рождения. А в день рождения нужно делать подарки. Вот я и приготовила для 5-Б подарок. (Подарить красивый цветок в горшке.)
- Я хочу подарить 5-Б классу этот волшебный цветок. В зависимости от того как вы будете учиться, насколько вы будете соблюдать правила поведения в школе по отношению к педагогам, старшим и одноклассникам – настолько будет этот цветок расцветать или увядать.
- И еще, у вас есть возможность добавить пожелания к вашему участию в школьных делах или мероприятиях. Определитесь и выразите свое мнение на листочках, чтобы вы хотели добавить интересного к школьным делам.
Дети записывают пожелания на листках бумаги.
- Ребята, кто хочет прочитать свое пожелание вслух?
Дети читают свои записи.
Классный руководитель:
- К концу учебного года мы определим, чьи пожелания осуществились, а чьи остались только на бумаге. Но не забывайте, чтобы пожелание исполнилось к этому надо приложить усилие. Надо быть дружными, сплоченными и доверять друг другу.
Ну вот и подошел к концу наш первый классный час.
- Думаю, что все наши пожелания исполнятся, потому что вы одна команда. Надеюсь, к выпускному классу вы обретете еще большее взаимопонимание друг с другом и поддержку. И я надеюсь, что к концу вашего обучения растение достаточно вырастит и даст много цветов.