Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Нарушения речи у детей, овладевающих русским (неродным) языком в начальных классах  школы

Литвиненко Ольга Васильевна,
учитель-логопед

В настоящее время в российских школах часто обучаются дети, для которых русский язык не является родным, что связано как с расширением межкультурных контактов, так и с притоком иммигрантов в нашу страну.

     При обучении и воспитании таких детей  возникает ряд проблем для общеобразовательных учреждений, одна из них - овладение русским языком.

    Для речевого развития  детей данной категории характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизмы и другие недочеты, обусловленные ограниченной речевой практикой и билингвизмом, приводящим к интерференции разных языковых систем.

     У детей иммигрантов  из республик Средней Азии, например, наблюдаются типичные ошибки в письменной речи - искажения, замены, особенно йотированных звуков как в основе слова, так и в  окончаниях слов      (   зверюк - зверек, нух - нюх, колучий - колючий,  в притяжательных местоимениях- мой, моя, моё ,мою, свой, своя, свою и т. п.), что требует более тщательной проработки таких логопедических тем как: «Дифференциация звуков и букв Ё и Ю»,  «Дифференциация звуков и букв О и Ё»,  «Дифференциация звуков и букв У и Ю».

       Ещё большие трудности возникают у учащихся, имеющих отклонения в развитии, таковых довольно много в нашей коррекционной школе VII-VIIIвида. Занятия с такими детьми требуют особенной подготовки.

     Как и на любых логопедических занятиях задания направлены от простого к сложному, но необходимо больше времени, чем с детьми,  для которых русский язык родной , уделять проработке каждого задания и ,при необходимости , повторять несколько раз. Корме того ,  перед логопедом стоит задача не только устранять нарушения речи, но и   интенсивно обучать русскому языку, расширять лексический запас. Начинать занятия можно , основываясь на принципах коммуникативной направленности, например  с  темы : «Семья», «Знакомство»-данные темы изучаются в начале коррекционной работы, причем в зависимости  от степени овладения ребенком русским языком, занятие проводится в виде беседы индивидуально или дети объединяются в подгруппы. Для предупреждения смешения родного для ребенка и русского языка необходимо требовать от ребенка ответа только на русском языке, не допускается вплетение в русскоязычную фразу слов другого языка. 

Словарь минимум по теме «Знакомство», «Семья»:

-ты, твой, мой, моё, имя, здравствуйте, привет и т.п.

-мама, папа, брат, сестра и т .п,

-старший, младший, старый, молодой и т. п.

 Далее прорабатываются темы:  «Наш дом», «Здоровье», «В магазине», «В транспорте» и т.п. Прохождение темы предусматривает моделирование наиболее распространенных коммуникативных ситуаций. Каждый тематический блок включает словарь-минимум и лексико-грамматические модели.

     Развитие  коммуникации на русском языке создает возможность для успешной коррекции специфических нарушений у двуязычных детей.

    Примерная структура занятия по коррекции дисграфии  у детей овладевающих русским (неродным) языком.

 «Дифференциация О и Ё», «Дифференциация У и Ю», «Дифференциация Ю и Ё»:

1.     Сравнение артикуляции  О и У, входящих в состав Ё и Ю

(подчеркивается степень раскрытия рта - дополнительный контроль рукой под подбородком)

2.     Упражнение в чтении слогов: двойных, тройных:

от-ут,  ут-ют ,ум-ом, ро-рё и т .д.

3.     Запись серий слогов под диктовку, контроль чтением (хором и индивидуально)

4.     Дифференциация в словах, отраженное проговаривание:

 ёжик, юбка, приём, салют и т.д.

5.     Сопоставление по смыслу и звучанию слов:

 вол-вёл, нос-нёс, ров-рёв, воз-вёз

6.     Физминутка :

  Ёлочки зеленые

На ветру качаются,

На ветру качаются,

Низко наклоняются.

Много  ёлочек зелёных,

Много сделаем поклонов.

7.     Изменение слов по образцу :

 я жую- он жуёт, я пою- он …, мы даём- они …

8.     Записать предложения, вставляя пропущенные слова :

 Подай … полотенце и … расческу (мою, моё). Возьми … мыло и … щётку (свою, своё).

9.     Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку:

 Бедный ёжик ёжится.  Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. Люк ведёт в тёмный трюм.

 

Литература

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №8.2013.

Чиркина Г.В. программа логопедической работы с детьми, овладевающим русским (неродным) языком./М. Просвещение, 2010/

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»