Методическая разработка урока по русскому языку для иностранных обучающихся
Кухни народов мира в Санкт-Петербурге
Дашкова Ольга Вениаминовна
Данная методическая разработка с элементами заочной экскурсии может быть использована как одна из форм работы на этапе повторения, обобщения и систематизации полученных знаний по лексике, орфографии, синтаксису и пунктуации и предназначена для работы с детьми, изучающими русский язык как иностранный (первый и второй год обучения).Поскольку одной из задач работы со школьниками – билингвами является формирование их коммуникативной ориентированности в пространстве Санкт-Петербурга, то и лингвистический материал объединяется контекстом «Еда», а сведения, предложенные школьникам, позволяют получить практическую информацию о том, в каких петербургских кафе можно побывать, чтобы отведать разнообразные блюда народов мира.
Что касается работы с языковым материалом, то она направлена на развитие логики, совершенствование точности мысли; обучение внимательному отношению к выбору слова и пониманию его значимости в контексте. Цель данной работы – формирование практического умения выбирать точное слово в контексте.
Для школьников, изучающих русский язык как иностранный, освоение системы языковых знаний сопровождается трудностями: необходимо учитывать особенности – словообразовательные, морфологические, стилистические, лексические, синтаксические – слов русского языка, сопоставлять эти слова со словами родного языка и при необходимости – подбирать более точные для замены. Поэтому в данной разработке делается акцент на уточнение значения слова, его морфемного состава, понимание значений словообразовательных элементов, возможностей лексической сочетаемости, соотношение контекста и языковой единицы.
Так, проводится лексическая работа: усвоение значения слова, подбор синонимов / антонимов, знакомство с пословицами русского народа. Важно, чтобы дети понимали, верно ли употреблено слово с точки зрения выражаемого им лексического значения, не нарушена ли его лексическая сочетаемость с языковыми единицами в данном контексте.
С помощью слайда, посвящённого словообразованию, дети повторяют суффиксальный способ образования слов и наблюдают за тем, как словообразовательные суффиксы придают слову различные оттенки значения, требуемые для контекста.
Также важна работа для предупреждения грамматических ошибок при употреблении форм слова (на слайдах она представлена). В игровой форме предлагается повторить правила по синтаксису и пунктуации: постановка запятой в простом предложении с однородными членами при обобщающем слове, в сложных предложениях.