Лучший результат, который может выбрать для себя человек, -
добиваться самого высокого результата, на который способен
Четверикова Елена Ивановна
Каждый ученик должен понимать, что его жизненный успех определяется не объёмом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, умением переучиваться. И задача учителя – научить его этому.
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме. В последние годы появляются эффективные, комфортные методы обучения, а вместе с ними всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс - технология является одним из вариантов.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. (историческая справка).
Название технологии произошло от casus (лат) – запутанный необычный случай; или от case (англ) – портфель, чемоданчик. Этимология отражает суть технологии. Педагог предлагает пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляется проблема и пути её решения, либо вырабатываются варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
Это анализ конкретной ситуации, который заставляет применять полученные знания на практике, а не повторение за учителем, не пересказ заученного, не ответ на вопрос. Применение этой технологии повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает такие качества, как социальная активность, коммуникабельность умение слушать и излагать свои мысли.
Можно выделить несколько сильных сторон данной технологии:
• возможность работы в группах (4 -6 человека) на едином проблемном поле; развивает такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли;
• ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;
• предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;
• даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
• выпускник может планировать время работы над данной темой;
Правда, как показывает практика, использование кейс-технологии неэффективно в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, оно бесполезно, например, в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, нет опоры на уже имеющиеся знания и умения.
Эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения при их разумном сочетании, дополнении друг друга и грамотном управлении. Только тогда к концу учебного года кейс-метод предполагает, что, во- первых, у выпускников накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который они могут использовать для повторения и подготовки к экзамену, во-вторых, каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда.
Алгоритм работы над кейсом сложный и трудоемкий, включает в себя следующие этапы:
1. сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, как выявить эту проблему, каким способом можно её сформулировать;
2. принятие решений: выбор основной проблемы; формулировка, выделение проблемы в форме вопроса;
3. рассмотрение альтернатив: выступление представителей группы с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем;
Представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода.
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку можно выделить различные уровни сложности заданий: 1)выполнение задания тестовой работы; 2) выполнение творческого задания части С (на втором этапе кейс является достаточно эффективным методом).
Самое сложное в работе филолога — научить ребенка писать сочинения. Творческая лаборатория каждого ученика уникальна, поэтому непродуктивно вести работу по формированию письменного монологического высказывания (изложения, сочинения) только фронтально, ведь одному ученику необходимо помочь «отточить» стиль текста, а другого — научить конструировать элементарное высказывание. Необходимо убедить «слабых» учеников, что критерии оценивания части С дают им возможность даже при большом количестве орфографических и пунктуационных ошибок получить определенное количество баллов, если научиться развивать навыки осмысления текста, подбора аргументации и т.д. В этой ситуации может быть эффективна индивидуальная работа, позволяющая раскрыть творческий потенциал каждого ученика.
К планируемым результатам освоения учебного материала при формулировке проблемы исходного текста относятся:
предметные:
- знание понятия «проблема текста», умение работать с речевым клише для определения проблемы, установление связи проблемы, обсуждаемой автором текста, с темой;
метапредметные:
- умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать;
- умение работать с разными источниками информации при подготовке индивидуального задания, отбирать и систематизировать материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, во вовлечении в процесс анализа.
Важно определить, правильно ли сформулированы проблемы в сочинениях к текстам? ( кейс с алгоритмом); вспомнить, что такое проблема? Чем она отличается от темы? Сколько проблем можно найти в предложенном тексте? Со всеми ли найденными проблемами нужно работать? Какими способами можно сформулировать проблему? Назвать эти способы, привести примеры. Как понять, что данная проблема основная; обсудить результаты работы ( кейс «Алгоритм работы»); пользуясь кейсом «Сочинение на 100 баллов» (критерии оценивания ответа на задание 25), оценить работу каждого участника.
Я работаю с группами по 6-7 человек, в каждой группе есть те, кому выполнение задания 26 не доставляет особых усилий и те, для кого написание любой творческой работы – серьезная проблема. У каждой группы свой определенный день недели и время для консультаций и обсуждений написанных работ. Начинаем консультацию с зачитывания написанных дома сочинений по предложенному тексту сначала ребятами, у которых, по их мнению, получились не очень удачные работы по разным причинам ( не поняли поднятую проблему, не могли сформулировать, подобрать аргументы и т.д.), эти работы обсуждаются, корректируются членами группы, зачитываются фрагменты из других сочинений для доказательства своей точки зрения. Иногда начинаем с работ сильных учеников ( чаще всего это происходит в случае анализа сложного текста). Я нахожусь в качестве независимого эксперта и, если ситуация заходит в тупик, прихожу на помощь. Ребята делают пометки в своих работах, корректируют их, исправляя не только содержание, но и речь, грамматику, орфографию, пунктуацию (обращаясь при необходимости к соответствующим папкам – кейсам). Еще раз, используя кейс с критериями оценивания ответа на задание 26, проверяем сочинения поэтапно, оцениваем, выставляем баллы. Выдаю новые тексты для анализа, а тем, у кого предыдущая работа оценена как «незачет», переписывают, используя рекомендации и понравившиеся варианты товарищей из группы (либо берут другой текст с подобной проблемой). Переписанные работы приносят уже в индивидуальном порядке ( на каждого ребенка есть специально для него отведенные в течении недели 15-20 минут, когда они могут прийти на консультацию по любому вопросу, связанному с подготовкой к аттестации). Где взять время учителю? Да, временем придется пожертвовать, но зато, провожая на экзамен, ты уверен, что все, что от тебя зависело, ты сделал.
В процессе подготовки к тестовым заданиям хорошо использовать подачу материала блоками, в чём помогает метод инфографики, так как старшеклассники получают материал в полном объёме и в дальнейшем могут использовать её в качестве шпаргалок для выполнения тренировочных упражнений. Создаем кейсы по каждому блоку, по каждой теме, отдельно теория и практика ( в кейс входят и таблицы, и схемы, презентации как учителя, так и ребят, и видеоуроки с интернетсайтов)
В результате эффективного совмещения этих двух методов, каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат приходит не сразу, а через определенное время.
Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни.
По словам Аристотеля, «лучший результат, который может выбрать для себя человек, - добиваться самого высокого результата, на который способен»