Танцевально-двигательная терапия
Кутовая Рада Викторовна.
педагог дополнительного образования
квалификация: Преподаватель по специальности
«Музыкальное искусство эстрады»
ГБДОУмдетский сад № 44 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербург..
Случаи осложнения психического развития ребенка в современном мире не редкость. Эта проблема приводит к возникновению многих психологических проблем и негативно влияет на его социально-психологическую адаптацию. Можно выделить основные психологические проблемы:
1 Тревожность;
2 Депрессивное настроение;
3 Агрессивность;
4 Формирование неадекватной самооценки.
С помощью танца можно стабилизировать психологическое состояние ребенка.
Танец – это не только форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Это еще и кинезиотерапия, танце-терапия, коммуникативный тренинг.
Для детей дошкольного возраста танец используется как метод психологической помощи в рамках танцевально-двигательной терапии. Использование техник танцевально-двигательной терапии отличается от урока классического танца тем, что её целью является не научить танцевать, делать правильно поставленные танцевальные движения, а дать ребенку возможность быть спонтанным, проявить своё творчество, осознать и выразить свою индивидуальность и почувствовать свое тело. Но для правильного проведения занятий по танцевально-двигательной терапии, нужно правильно выбрать танцевальное направление, что бы не навредить физическому развитию и воспитанию ребенка. Особенно это важно, если у педагога нет образования в области спортивного или хореографического направления. Для правильного понимания и преподавания танцевально-двигательной терапии нужно понимать особенности танцевальных стилей.
В России распространены и закрепились два направления:
Классический танец — основное выразительное средство балета. Благодаря соблюдению определённых позиций ног, рук, корпуса и головы и точному следованию принципам выворотности ног, вертикальности тела и изоляции, различных его частей, движения классического танца стремятся к геометрической ясности.
Народно характерный танец – представляет собой один из старейших видов искусств, Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались на протяжении многих веков. В основе народного танца лежит соблюдение определённых позиций ног, рук, корпуса и головы.
Контемпорари танец - авторский, постоянно формирующийся стиль. Это та ниша в хореографии, где все еще идут поиски языка, выразительных форм. Это не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных и терапевтических методик, взятых из западного (джаз-модерн, модерн, постмодерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения. И в своей технике избегает чётко обозначенных движений классического балета (хотя и использует его принципы)
Контемпорари танец состоит из синтеза различных техник современного танца.
Здесь не важен рост, вес, комплекция танцора. В отличие от балета, где основная идея - невесомость, вы знаете о том, сколько весит тело или рука, и используете это для построения свободного, легкого, красивого движения и танца.
Если сопоставить эти танцевальные направления, контемпорари танец больше всего подходит для танцевально-двигательной терапии. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела и духа ребенка и формирования его индивидуальной танцевальной лексики. Но самое интересное и парадоксальное то, что контемпорари танец впитал в себя несовместимые техники - терапевтические и боевые. Терапевтические техники необходимы, так как многие мышечные зажимы от перегрузки тела часто не снимаются и приводят к серьезным травмам. Боевые техники появились задолго до танцев, - люди пытались познать свое тело и узнать на что оно способно при физических нагрузках, развить силу духа и моральные качества.
В танцевально-двигательной терапии нужно правильно направлять ребенка. Дайте ему вектор направления для его индивидуальной танцевальной лексики.