Портфолио как инновационный метод в педагогической деятельности
Давидюк Ольга Геннадьевна,
учитель ГБОУ школа №471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. Современное общество не может обучать молодежь по устаревшим схемам. Поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций стала предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования выделяют два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений, внедрение в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли, например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.
Инновационные методы – методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у учащихся творческих способностей и самостоятельности.
На сегодняшний день актуальными инновационными методами считают метод портфолио, метод проблемного обучения, метод проектов, научно-исследовательская работа учащихся, проблемное обучение.
В нашей школе активно используется метод портфолио. Идея этого метода в сфере образования возникла в 80-х годах в США. Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются: повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»; раскрытие личных способностей каждого школьника; постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития, развитие положительных нравственных качеств; развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях; мотивация стремления к самосовершенствованию.
Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, начиная с поступления ребенка в школу в первый класс, собираемые на протяжении всего времени пребывания ученика в школе.
Во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам. Портфолио школьника – это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции.
Введение портфолио позволяет учителю с самого начала поступления ребенка в учебное заведение собирать и систематизировать информацию о школьнике, фиксировать уникальные особенности ребенка. Таким образом, учитель может выстроить учебный процесс, позволяющий ориентироваться на формирование и развивитие когнитивно-личностных особенностей учащегося, выдвигаемые образовательными стандартами. Портфолио стимулирует учащегося участвовать в различного рода проектах и конкурсах, способствует развитию его творческих способностей, нестандартного мышления, выбору будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, метод портфолио как один из инновационных методов позволяет качественно изменить учителю подход к организации учебного процесса, повысить мотивацию учащихся в изучении предмета или циклов предметов.
Литература:
1. Инновационныеметодывобразовании- Сборник материалов международнойнаучно практической конференции 3–10 мая 2008 года Москва 2008
2. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 724-725.
3. Портфолио ученика как средство реализации требований и идей ФГОС (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/25/portfolio-uchenika-kak-sredstvo-realizatsii-trebovaniy-i)