Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование коммуникативных учебных действий
на уроках русского языка

Баранова Ирина Анатольевна

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Поэтому целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  

 Большие возможности для этого предоставляет освоение учащимися универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, т.е. создают условия  для развития личности и ее самореализации. Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС НОО определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

 Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень   коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования коммуникативных учебных действий. В частности, «Русский язык» обеспечивает формирование коммуникативныхуниверсальных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

В учебниках «Русский язык» по программе «Перспективная начальная школа» разработана система заданий, ориентированных на формирование коммуникативных УУД.

Группа заданий  в рамкахкоммуникации как сотрудничествапредполагает освоение разных форм кооперации: работа вдвоем, в малой или большой группах (учащиеся учатся распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле, осуществлять взаимопроверку выполненной работы), работа по цепочке; освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя).

Группа заданийв рамках коммуникации как взаимодействия предполагает развитие умения аргументировано высказывать свою точку зрения, корректно критиковать альтернативную позицию, использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

Рассмотрим на примере урока русского языка, как можно формировать у младших школьников коммуникативные учебные действия,  работая в паре.

Урок русского языка в 1 классе (1-4) по программе «Перспективная начальная школа».

Тема урока: « Заглавная буква в именах собственных».

Тип урока: применение  полученных знаний.

Цель: создание условий для формирования умения планировать учебное сотрудничество с соседом через формирование умений писать заглавную букву в именах собственных.

Задачи:  1.Формировать умения записывать слова и предложения с именами собственными, находить их в тексте, отличать имена собственные от  других слов; закреплять умения писать словарные слова.

                2. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

    3. Воспитывать  культуру общения.

Планируемые результаты

Предметные: научатся отличать имена собственные, писать их с заглавной буквы.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое  высказывание в устной форме; формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока.

Регулятивные:оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.

Личностные:  формирование позитивной самооценки.        

 

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

 

 

 

 

 

 

 

Создание  эмоционального настроя.

-Урок русского языка. Надеюсь,  этот урок подарит вам радость общения.

Настраиваются на работу

 

Читают число, записывают в тетрадях.

Формулирование темы и цели  урока

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока

- Сегодня отправимся в страну заглавной буквы

-Кто живёт в этой стране?

- Зачем нужна заглавная буква?

- Как называются такие слова?

- Какая будет тема урока?

- Чему должны научиться?

 

 

Высказывают предположения

 

 

Формулируют тему и цель урока

Словарная работа

умение строить речевое  высказывание в устной форме;

 

 

 

планирование учебного сотрудничества с соседом;

умение строить речевое  высказывание в устной форме;

умение находить и исправлять ошибки в работе соседа

 

умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

определять успехи и трудности

1.      - Побываем в городах

город  Словарных слов

город  Предложений

-Почему написаны с заглавной буквы?

- Кто живёт в городе Словарных слов?

- Почему они называются словарными?

 

2.      Организация работы в паре.

- Что  значит работать в паре?

- Как вы будете сейчас работать, чтобы правильно выполнить задание?

 

 

 

       3. Проверка выполнения задания.

- По какому критерию будем оценивать?

- Как будете оценивать?

-У кого красный кружок? Что это значит?

-У кого жёлтый кружок? Почему?

 -Чем слово Москва  отличается от других словарных слов?

-  Почему пишется с заглавной буквы?

 

Читают название

 

Ученики высказывают своё мнение

Аргументируют свои ответы

 

 

 

Составляют алгоритм выполнения задания (приложение №1)

Записывают слова лимон, Москва, работая в паре.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся предлагают критерии для оценивания.

Оценивают свою работу по шкале правильности? (нет ошибок – красный кружок, одна ошибка – жёлтый кружок, более двух – зелёный кружок)

 

Высказывают свои предположения

 

Динамическая пауза.

 

 

Ученики сопровождают чтение стихотворения движениями.

 

Применение

полученных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение строить речевое  высказывание в устной форме;

извлечение необходимой информации из учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

определять успехи и трудности

1.      Организация фронтальной работы по учебнику.

- Отправляемся в город Предложений.

- Почему с заглавной буквы?

- Что такое предложение?

- Откройте учебник на стр 28  упр 8.

- Как будем работать с упражнением?

 -Зачем нужно прочитать задание?

- Что нужно сделать?

- Что значит правильно?

-Что будете делать потом?

 - Первое предложение разберём вместе. (Предложение записано на доске)  

 

2.      Организация самостоятельной работы учащихся.

 

-Второе предложение будем записывать в тетрадях, а один ученик будет работать у доски.

-Потом проверим и оценим свою работу.

- Какой критерий выберем для оценивания своей работы?

 

(правильность написания заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных)

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

Работают по учебнику

Составляют алгоритм работы с упражнением.

 

 

 

 

 

Объясняют написание слов в первом предложении

 

 

 

 

 

 

Выбирают критерий оценки

 

Ученик записывает предложение у доски, остальные у себя в тетради.

Оцениваем работу

Сравниваем свою работу с работой ученика, который работал у доски

Контроль за усвоением знаний учащихся

 

планирование учебного сотрудничества с соседом;

умение строить речевое  высказывание в устной форме;

умение находить и исправлять ошибки в работе соседа

 

 формирование  умения слушать и слышать друг друга;

умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

определять успехи и трудности

   1. Организация работы в парах

 - Как будете договариваться, чтобы выполнить работу правильно?

 - Как будете работать?

 

 

 

 

 

 

    2. Взаимопроверка

 - Как будем проводить взаимопроверку?

- По какому критерию будем оценивать?

 -Какие знания помогли вам выполнить задание?           

Составляют алгоритм работы в паре (приложение № 2), заслушивается образец работы над заданием.

Выполняют задание к упр 8, работая в паре

Заслушивают и сравнивают свою работу с работой других пар.

 

 

 

 

Выполняют взаимопроверку.

Оценивают свою работу и работу соседа.

Заслушиваем 2 пары

5. Итог. Рефлексия.

умение строить речевое  высказывание в устной форме;

оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

 

1.      Организация деятельности учащихся по анализу и оцениванию своей деятельности

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Как добивались цели?

Какое задание было интересным?

При выполнении какого задания испытывали трудности?

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения

 

Оценивание и рефлексия своей деятельности

 

 

 

Приложение № 1.

Алгоритм работы в парах (словарная работа)

•      Работаю с соседом по очереди.

•      Проговариваю слово чётко по слогам.

•      Сосед высказывает свою точку зрения (согласен, не согласен).

•      Если не согласен, приводит аргументы (проверяем по словарю).

•      Запишу слово в тетрадь.

•      Сверяю свою работу с образцом.

•      Оцениваю свою работу.

 

Приложение № 2.

Алгоритм работы в парах

•      Работаю с соседом.

•      Распределяем предложения.

•      Проговариваю предложение.

•      Объясняю написание слова в скобках.

•      Аргументирую свой выбор.

•      Выслушиваю оценку соседа.

•      Записываю предложение в тетрадь.

•      Оцениваю сам.

•      Оценивает сосед.

 

Литература

1. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская  [и др.];  под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.

2.Чуракова Н.А. Русский язык [Текст]: 1 класс: Учебник / Н.А.Чуракова. – 3-е изд., испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2007. – 96 с.: ил.

3. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1 -4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – М. : Академкнига/ Учебник, 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»