Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рефлексия – один из важных этапов урока

Бабичева Галина Николаевна,
учитель математики высшей категории,
старший эксперт ОГЭ
ГБОУ
лицей № 623 им.И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга

Очень важным этапом урока является рефлексия в конце каждого урока. Так как, подводя итоги усвоения учебного материала, в первую очередь учитывается мнение ребенка. Если ученик рвется к доске, хочет отвечать, на поставленный вопрос сразу поднимает руку, готов один из первых сдать тетрадь с самостоятельной работой до звонка, просит дополнительное задание, на поставленный проблемный вопрос урока дает верное решение, которое говорит о глубине и гибкости памяти и сообразительности, скорости мышления, это говорит о высоком уровне усвоения учебного материала. Все это внешние проявления уровня усвоения учебного материала, которые учитель может выявить на уроке. Но только слова, сказанные учеником в конце урока – «Я понял, что…», «Теперь я знаю, что…», «Я умею…» - являются первой ступенью на этапе овладения знаниями и умениями по рассматриваемой теме.

Положительная самооценка работы учащихся на уроке, самоанализ проделанной деятельности, мотивирует его на дальнейшее изучение предмета. Например, на лабораторной работе «Золотое сечение в фигуре человека» в 6 классе учитель подводит итоги урока, предложив учащимся дополнить фразы:

 

Фраза учителя

Фраза ученика

Теперь я знаю, как…

…математика помогает в жизни человека

Теперь я умею…

…применять математические знания в повседневной жизни

Я могу…

...рассчитывать оптимальную высоту каблука

…решать исследовательскую задачу

…решать пропорцию

…решать уравнение

 

Например, на уроке геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора» учитель попросила ответить на вопросы:

 

Фраза учителя

Фраза ученика

Что мы повторили?

Возведение в степень

Решение квадратных уравнений

Оцените свою работу на уроке

Отличная работа, урок понравился;

Меня удивила возможность построения прямого угла без циркуля;

Где могут пригодиться полученные знания?

В строительстве, в архитектуре

 

 

Например, на уроке алгебры в 11 классе по теме «Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции» учитель, используя групповой метод обучения,  попросила ответить на вопросы:

 

Фраза учителя

Фраза ученика

Оцените свою работу в группе

Удовлетворительно, очень понравилась работа в группе, все помогали друг другу, в итоге решили задачу быстрее других групп, всегда бы так работать на уроке!

 

Обычно рефлексия на уроках, где проблемный вопрос решается в группах, показывает, насколько учащиеся научились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать высказывания других учащихся, уметь формулировать свое мнение и позицию в коммуникации, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, уметь аргументировано высказывать свои предположения, ориентированные в учебном материале, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, учитывая мнение других. Самоанализ этой деятельности играет не только контролирующую функцию, но и несет большую воспитательную функцию, развивающую личность ребенка.

Например, на уроке обобщающего повторения по алгебре в 9 классе при подготовке к ОГЭ, в работе по парам учитель предлагает оценить свою работу и работу напарника. Возможные варианты ответов учеников: «У меня получалось решать задачи, но сосед мне помогал и я решил гораздо больше задач», «Работа в парах понравилась, можно обратиться за помощью».

В целом, в конце урока ученику предлагается самому повести итог собственной деятельности, охарактеризовать методику, предложенную учителем, осуществляя первый шаг оперативного контроля собственных знаний и умений.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»