Рефлексия – один из важных этапов урока
Бабичева Галина Николаевна,
учитель математики высшей категории,
старший эксперт ОГЭГБОУ
лицей № 623 им.И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Очень важным этапом урока является рефлексия в конце каждого урока. Так как, подводя итоги усвоения учебного материала, в первую очередь учитывается мнение ребенка. Если ученик рвется к доске, хочет отвечать, на поставленный вопрос сразу поднимает руку, готов один из первых сдать тетрадь с самостоятельной работой до звонка, просит дополнительное задание, на поставленный проблемный вопрос урока дает верное решение, которое говорит о глубине и гибкости памяти и сообразительности, скорости мышления, это говорит о высоком уровне усвоения учебного материала. Все это внешние проявления уровня усвоения учебного материала, которые учитель может выявить на уроке. Но только слова, сказанные учеником в конце урока – «Я понял, что…», «Теперь я знаю, что…», «Я умею…» - являются первой ступенью на этапе овладения знаниями и умениями по рассматриваемой теме.
Положительная самооценка работы учащихся на уроке, самоанализ проделанной деятельности, мотивирует его на дальнейшее изучение предмета. Например, на лабораторной работе «Золотое сечение в фигуре человека» в 6 классе учитель подводит итоги урока, предложив учащимся дополнить фразы:
Фраза учителя |
Фраза ученика |
Теперь я знаю, как… |
…математика помогает в жизни человека |
Теперь я умею… |
…применять математические знания в повседневной жизни |
Я могу… |
...рассчитывать оптимальную высоту каблука …решать исследовательскую задачу …решать пропорцию …решать уравнение |
Например, на уроке геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора» учитель попросила ответить на вопросы:
Фраза учителя |
Фраза ученика |
Что мы повторили? |
Возведение в степень Решение квадратных уравнений |
Оцените свою работу на уроке |
Отличная работа, урок понравился; Меня удивила возможность построения прямого угла без циркуля; |
Где могут пригодиться полученные знания? |
В строительстве, в архитектуре
|
Например, на уроке алгебры в 11 классе по теме «Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции» учитель, используя групповой метод обучения, попросила ответить на вопросы:
Фраза учителя |
Фраза ученика |
Оцените свою работу в группе |
Удовлетворительно, очень понравилась работа в группе, все помогали друг другу, в итоге решили задачу быстрее других групп, всегда бы так работать на уроке! |
Обычно рефлексия на уроках, где проблемный вопрос решается в группах, показывает, насколько учащиеся научились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать высказывания других учащихся, уметь формулировать свое мнение и позицию в коммуникации, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, уметь аргументировано высказывать свои предположения, ориентированные в учебном материале, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, учитывая мнение других. Самоанализ этой деятельности играет не только контролирующую функцию, но и несет большую воспитательную функцию, развивающую личность ребенка.
Например, на уроке обобщающего повторения по алгебре в 9 классе при подготовке к ОГЭ, в работе по парам учитель предлагает оценить свою работу и работу напарника. Возможные варианты ответов учеников: «У меня получалось решать задачи, но сосед мне помогал и я решил гораздо больше задач», «Работа в парах понравилась, можно обратиться за помощью».
В целом, в конце урока ученику предлагается самому повести итог собственной деятельности, охарактеризовать методику, предложенную учителем, осуществляя первый шаг оперативного контроля собственных знаний и умений.