Дистанционная форма обучения в школьном образовании
Вережинская Римма Леонидовна,
учитель ГБОУ СОШ 364, кандидат хим. наук;
Рушанская Екатерина Ивановна,
учитель ГБОУ СОШ 444, методист
ГБОУ ДППО ЦПКС "ИМЦ"
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Дистанционное обучение (ДО) в его современном понимании уже широко распространилось по многим странам мира. В начале 90-х годов, когда дистанционная форма обучения делала лишь первые робкие шаги, многие сводили его к возможности использования удаленных информационных ресурсов или обучению с помощью электронных средств. В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя, будь то в ВУЗе или в школе, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением. Основа его – компьютерные телекоммуникации, интернет-технологии.
Интерес к ДО в последнее время постоянен. В школах и вузах оно уверенно вытесняет традиционные формы обучения. Для специалистов в области информатизации образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, ДО требует использования компьютера, а, следовательно, органически включает его в учебный процесс и естественным путем, в силу необходимости, привлекает к его освоению все больший круг преподавателей вузов и школьных учителей.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. Уже в 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий [1]. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу ДО, так и требований к программному обеспечению. Сейчас имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.
Дистанционное обучение– интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) [1].
Использование технологий ДО позволяет:
-снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.); компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым;
-проводить обучение большого количества человек, например, электронная почта намного облегчает преподавателю массовую рассылку материалов, позволяет отслеживать историю переписки со слушателями;
-создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения);
-повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
Современные средства информационных технологий дают возможность использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают слушателю, с одной стороны, быстрее и глубже освоить учебный материал, с другой стороны дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.
По сравнению с традиционным заочным обучением дистанционное образование имеет свои особенности. Эти особенности должны быть выявлены и изучены. Эффективные методики дистанционного обучения могут быть построены только при учете всех факторов. Отметим наиболее существенные свойства современных дистанционных форм обучения:
1. Опора на средства новых информационных технологий: в средствах дистанционного обучения используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
2. Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения.
3. Наличие развитой среды обучения.
4. Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями.
5. Коммуникативная направленность, применение коллективных форм обучения.
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:
-электронная почта,
-телеконференции,
-пересылка данных (FTP-серверы),
-гипертекстовые среды (WWW-серверы),
-ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы),
-видеоконференции.
Перечисленные средства могут использоваться в совокупности, или же более развитые виды общения могут, как частный случай, обеспечивать более простые телекоммуникационные механизмы (например, общение через WWW-серверы может включать посылку писем и файлов, иметь механизм обсуждения общих тем по типу телеконференций).
В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанных на [2]:
-интерактивном телевидении (two-way TV);
-компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (с использованием текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
-сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет.
Учебная деятельность школьников в ДО может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов - видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения [3]:
1. Познавательно-продуктивная деятельность - создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств. Познавательно-продуктивная деятельность учащихся реализуется в системе таких форм, как дистанционные творческие олимпиады, проекты и курсы. Основной целью такой деятельности в дистанционном обучении является приобретение и развитие учащимися умений создавать творческий продукт с использованием средств телекоммуникаций.
2. Коммуникативная деятельность - взаимодействие субъектов дистанционного обучения. Коммуникативная деятельность учащихся в дистанционном обучении отличается от соответствующей очной формы возможностью участия в ней субъектов с различными качественными характеристиками. Круг субъектов дистанционной коммуникативной деятельности практически не ограничен ни количеством, ни географическим пространством, ни часовыми поясами. Творческий образовательный продукт, создаваемый учащимися в ходе познавательно-продуктивной деятельности в дистантном режиме, вносится на обсуждение в электронные конференции и чат-дискуссии, что увеличивает образовательное пространство для участников дистанционных форм обучения, позволяет им представить свою продукцию для более широкого круга пользователей, услышать вариативность мнений и суждений относительно созданных творческих продуктов, вступить в образовательную коммуникацию с субъектами дистанционного обучения, имеющими различные функции.
3. Методолого-содержательная деятельность - управление учащимся содержанием и методами учебного процесса в дистантном режиме. Методолого-содержательная деятельность учащихся в силу специфических особенностей дистанционного обучения - удаленности субъектов учебного процесса друг от друга, предполагает существенное увеличение составляющей самостоятельного управления учащимися своей познавательно-продуктивной деятельностью, развитие у учащихся умений, направленных на самоуправление своей учебной деятельностью в дистантном режиме.
4. Психолого-воспитательная деятельность - развитие имеющихся и приобретение специфических для дистанционного обучения личностных качеств. При формировании у дистанционных учащихся универсальных умений по созданию творческого продукта необходимо отвечать не только на вопрос - чему учить, но и что воспитывать. Создание учащимися специфических форм веб-текстов (например, в формате html) помогает им развивать критическое мышление, чувство владения новыми технологиями.
5. Техническая деятельность - овладение необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет и др. Техническая деятельность необходима для эффективной реализации самостоятельной познавательно-продуктивной деятельности. Дистанционный учащийся должен приобретать и развивать специфические умения и навыки по использованию средств телекоммуникаций, информационных массивов, компьютерных программ и оборудования, которые влияют на качество исполнения его образовательного продукта.
К сожалению, даже сейчас реализация ДО в процессе обучения затруднено рядом факторов:
1. Интеграция школьного образовательного процесса и образовательных ресурсов Интернет возможна при условии создания в школах новой структурной единицы - информационной службы.
2. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща «детская болезнь» увлечения средствами новых информационных технологий, особенно интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а, как следствие, к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать российский опыт сетевого обучения. Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств дистанционного образования, выглядит следующим образом: печатные материалы - 40:50%, учебные материалы на WWW-серверах - 30:35%, компьютерная видеоконференцсвязь - 10:15%, другие средства- 5:20% [4].
3. Техническое и финансовое обеспечение. Минимальное оснащение школ веб-камерами, не у всех детей дома также есть такая камера. Нет безлимитного Интернета на территории, услуги достаточно дороги. Просмотр видеоконференций с учителем будет иметь большие затраты.
4. Гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены. Необходимо сохранять здоровье детям, а не портить его.
5. Учащиеся младших классов не владеют необходимыми навыками работы на компьютере, а предмета информатика в начальной школе обычно нет.
Тем не менее есть основания полагать, что многие отечественные школы, имеющие доступ в Интернет, смогут в полной мере воспользоваться богатыми информационными и телекоммуникационными возможностями глобальной сети, если будут осваивать педагогические технологии организации дистанционной учебной деятельности. Разработка и внедрение в школьное обучение педагогических телекоммуникационных технологий может привести к получению качественно нового образовательного результата благодаря существенному изменению форм, содержания и целей образования. Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности как условий жизни в современном открытом мире.
Литература
1. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
2. Хуторский А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000
3. Андрианова Г.А.Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 16 мая. http://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm.
4. Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий В.А., Цикин И.А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи// ДО.-1998.-№1.-с. 15-20.