Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках .
Современные педагогические технологии.
Куцапкина Людмила Васильевна
учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга
Эпиграф: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - К.Д. Ушинский
Универсальные учебные действия (УУД)- это навыки, которые нужно научиться закладывать уже в начальной школе. УУД модно сгруппировать в четыре основных блока:
1. Познавательные (включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания).
2. Личностные- позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.
3. Регулятивные- обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.
4. Коммуникативные- обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.
Однако, при планирования уроков каждому учителюнеобходимо учитывать взаимосвязь уровня УУД с состоянием здоровья детей, навыками их общения со сверстниками, умением учащихся слушать и, главное, слышать учителя, с умением ставить задачи, задавать вопросы, со стремлением к знаниям, желанием принимать и решать учебные задачи, поведением на уроке и др.
Мы все знаем, что наиболее распространенным и популярным у большинства учителей типом урока является комбинированный. Попробуем рассмотреть его с новыми изменениями, которых требует современный подход к уроку и выделить самые распространенные универсальные учебные действия (УУД), которые при этом формируются:
Начало урока. Объявление темыурока формируют сами учащиеся ( функцией учителя будет подвести их к этому). УУД- общеучебные, коммуникативные, регулятивные.
Сообщение целей и задач:Их ставят сами учащиеся, при этом четко понимая границы своих знаний и незнаний. УУД- регулятивные, коммуникативные, целеполагания.
Планирование:Учащиеся сами (учитель только направляет и советует) составляют план достижения цели. УУД- планирования, регулятивные.
Практическая работа учащихся:Учащиеся осуществляют учебные действия по составленному плану (здесь модно работать как индивидуально, так и в группах). УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Осуществление контроля: Контроль осуществляют сами учащиеся (это само- и взаимоконтроль). УУД- регулятивные контроля и самоконтроля, коммуникативные .
Осуществление коррекции: Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы, вызвавшие у них затруднения и находят ответы (функция учителя- консультации и советы, в случае сильное затруднения- помощь.) УУД- коммуникативные, регулятивные, коррекции.
Оценивание учащихся: Исходя из результатов, учащиеся дают оценку и себе (самооценка) и товарищам. УУД- регулятивные оценивания и самооценивания, коммуникативные.
Итог урока: Проводится рефлексия (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…) . УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Домашнее задание:За учеником оставляется право выбирать из заданий, предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого. УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Все изложенное выше- это УУД в обобщенном виде. При планировании каждого конкретного урока видно, на каком из этапов урока метапредметные результаты можно достичь при правильной организации детей на уроке. (приемы: проблемный диалог, интерактивный плакат, работа в парах (всем давно знакома), учебно-ориентированный проект, моделирование ситуации, ролевые игры, самоконтроль, коррекция знаний, обучение правильному (объективному) оцениванию и взаимооцениванию, рефлексия. Не следует забывать, что очень полезно направлять детей к работе со справочными материалами, к поисковой работе по отбору материала.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится главным. Здесь уместно вспомнить слова Уильяма Уорда: Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». Каждый учитель- творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок. Но, как мне кажется, если прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, то не спешите отказываться от них. Попробуйте найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.