Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Средства коммуникативной технологии

Титова Галина Фёдоровна

Технологии – совокупность приемов. Прием структурная основа любого упражнения.

ПРИЕМ

Любой прием включает в себя четыре компонента:

1)      Операционные действия, или действия которые совершает ученик.

2)      Материальные средства, или вербальные, иллюстративные и схематические материалы. Которыми оперирует ученик.

3)      Способы, которыми совершается учебное действие.

4)      Условия, в которых действует ученик

РАСШИРЕНИЕ СИНТАГМЫ

Синтагма – это слово или словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл. Расширяя его можно составить блок синтагм, в котором слово будет повторяться с новыми словами. Например: «обязанность».

- я знаю свои обязанности.

- Нет, учиться – это не сама главная обязанность.

- я думаю. Что самая главная моя обязанность – это быть порядочным человеком.

Первая сигма произносится с вопросительной интонацией, а остальные ответ – раздумье. Интонация способствует запоминанию фраз.

Достоинство чтения расширяющихся синтагм в том, что это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: человек привыкает читать ( а следовательно, и говорить, и понимать) не пословно, и сигмами, к тому же с каждым разом все более крупными чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше смысловое членение текста, а следовательно, тем выше скорость и лучше понимание.

ЗАПИСЬ С ОДНОКРАТНОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ.

Ученики записывают несколько фраз, каждую из которых учитель произносит только один раз. Высказывание, которое будет записывать ученики, следует заранее записать на магнитофон. Задача учителя – представить его таким образом, что бы оправдать озвучивание.

Например: если речь идет о школе, то можно сказать: « а теперь послушайте, что думает о нашей школе иностранец, побывавший у нас в гостях, и скажите, прав ли он».  Что бы вам было легче ответить на мой вопрос, запишите это высказывание. Так оправдывает процесс записи. Учитель произносит в нормальном темпе фразу. Ученики обязательно проговаривают ее и только потом записывают. Через месяц ученики станут воспринимать фразы целиком. Затем это высказывание записывают на доске. Ученики сверяют орфографию, исправляют ошибки в тетради. В процессе записи с однократного предъявления ученик слышит фразу, проговаривает ее, записывает и прочитывает, что способствует прочному запоминанию речевого материала. Такая форма работы хорошо развивает слуховую память, фонетический слух, развивает навыки аудирования, улучшает плавность речи.

УСЛОВНО – РЕЧЕВЫЕ УПРЖНЕНИЯ.

Эти  упражнения могут использоваться для формирования лексических, грамматических и произносительных навыков.

1.Имитативные упражнения – это упражнения, в которых учащийся находит лексические единицы в реплике учителя и использует их не изменяя.

Например:

-в воскресенье  я навещу своих друзей.

- я тоже навещу своих друзей в воскресенье.

2. Постановочные упражнения характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в какой – либо речевой образец.

Например:

«Поделитесь с товарищем, если у вас есть другие намерения».

- Летом я поеду в Москву.

- А я поеду в деревню.

3.Тансформационные упражнения предполагают определенную трансформацию реплики, что выражается в изменении порядка слов. Лица или времени глагола, падежа или числа существительного и так далее.

Например:

«Если вы считаете требования собеседника правильным, согласитесь с ним».

- Навести завтра Олю. Она больна.

- Хорошо. Я обязательно ее навещу.

4. Репродуктивные упражнения предполагают полностью самостоятельное воспроизведения в репликах учащихся тех форм или лексических единиц, которые усвоены в предыдущих упражнения.

У1: Вечером я пойду в кино.

У2:  А я буду читать интересную книгу.

У3:…

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

1.       Упражнения для формирования механизма зрительного восприятия лексических единиц.

Пример: Сгруппировать по какому – либо признаку рекламы, объявления и так далее.

2.       Упражнения для формирования механизма зрительного восприятия грамматических структур.

Пример: Машинистка, перепечатывая важный документ, сделала ошибку. Учащиеся сравнивают текст оригинала и напечатанного и делают вывод о том, как изменился смысл документа и что может произойти в результате такого изменения сообщения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЯ

-выполните команды во все убыстряющемся темпе;

- поднимите руку, когда услышите неправильное утрвеждение;

- догадайтесь, о ком я говорю;

- перечислите лица (объекты), которые упоминаются в моем рассказе

- запишите кратко информацию, которую вы получите о человеке ( дается схема: имя, возраст, национальность, профессия);

- найдите расхождения между услышанным и изображенным.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ.

 Упражнения стоятся на основе ситуации, ибо только ситуация как система взаимоотношений создает условия для реализации речевой стратегии и тактики, вызова речевой активности партнеров и обеспечивает новизну высказываний.

Установки упражнений для обучения монологическому высказыванию.

Типы монологического высказывания

1         Сообщение

2 Объяснения

1.       Одобрение

2.        

3.       Осуждение

4.       Убеждение

Примеры коммуникативных установок

Расскажи нам, что интересного ты прочитал летом.

Объясни почему тебе нравится этот журнал

Посоветуй своим друзьям прочитать понравившуюся тебе книгу

Покритикуй своего друга за то, что он мало читал на каникулах.

Убеди своего друг, что для зарядки всегда можно найти время.

УСТАНОВКИ УПРЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ

Тип диалога

(организационная форма общения)

1 установление отношений

2 интервью

3 обоюдостороннее побуждение к действию

4 дискуссия

Примеры коммуникативных установок

Представьтесь своим друзьям из Германии.

Расспросите друг друга о том, как вы провели каникулы.

Порекомендуйте друг другу книгу для чтения.

Как вы думаете: что такое истинное и ложное товарищество.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ЧИТАТЬ

Для развития умения читать используются речевые упражнения

1.       СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

– найти в прочитанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными;

- определить, соответствует ли данное предложение содержанию рассказа;- выбрать предложения, которые соответствуют содержанию рассказа

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК:

-найти предложения, подтверждающие..

- найти то, что характеризует…

- найти причины того, что…

Основная задача данных упражнений – развитие механизма логического понимания

3.СМЫСЛОВОЙ ВЫБОР:

- подобрать подходящее название текста;

- выбрать правильный по смыслу ответ из предложенных вариантов

- выбрать из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.

Основной задачей этих упражнений является развитие механизма логического понимания, развитие смысловой догадки, совершенствование техники чтения.

4. ПРЕДВАРЯЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ УСТАНОВКА

- прочитать сообщение и прокомментировать его;

- прочитать рассказ и составить краткую аннотацию к нему;

- прочитать описание внешности и сказать, что нового вы узнали о человеке

- выбрать из трех сообщений то, которое значимо для интересующегося;

- прочитать высказывание н и установить, прав ли он.

Упржанения такого видя являются основными для развития умения читать

5.УПРЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ

-  прослушайте рассказ и ответьте на вопросы;

- прослушайте диалог и передайте его основное содержание;

- подберите заголовок к услышанному;

- определите место, где происходит действие.

6. УПРЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

- написать письма

- написать доклад

- Написать объявление

- заполнить анкет

- подписать конверт.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»