Современные формы и методы оценивания
образовательных результатов школьников
Веселова Елена Викторовна,
зам. директора по УВР НШ, методист,
учитель начальных классов ГБОУ лицея № 329
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников.
Таким образом, актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования.
Целью данной работы является охарактеризовать современные методы и формы оценивания на примере рейтинговой накопительной системы, безотметочной системы оценивания.
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
-
Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
-
Дать классификацию и характеристику методов оценивания;
-
Охарактеризовать безотметочное обучение и рейтинговую накопительную систему как современные методы оценивания образовательных результатов школьников;
-
На примере изучения показать эффективность безотметочного обучения и рейтинговой накопительной системы оценивания учащихся.
Объект исследования: методы и формы оценивания образовательных результатов школьников.
Предмет исследования: использование безотметочного обучения и рейтинговой накопительной системы оценивания образовательных результатов школьников.
Гипотеза исследования: можно предположить, что применение безотметочного обучения и рейтинговой накопительной системы оценивания образовательных результатов школьников покажут более глубокий качественный срез знаний учащихся, способствуют развитию самооценки, повысит интерес к обучению, будет стимулировать развитие учащегося с учетом индивидуальных возможностей.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме, изучение школьной документации, опрос учителей и учащихся, наблюдение, эксперимент.
Ведущий компонент новых стандартов
Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора.
Новые стандарты устанавливают:
-
Ориентиры развития системы образования, определяющие основные направления образования;
-
Требования к содержанию и организации образовательного процесса;
-
Описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников.
Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ.
Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников.
Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:
-
Личностные
-
Метопредметные;
-
Предметные.
Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества.
Под метопредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:
-
Планирование;
-
Контроль;
-
Коррекция.
Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, в рамках внеурочной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный материал обучающимися в ходе изучения учебного предмета.
К основным результатам начального общего образования стандарт относит:
-
формирование универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-
воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-
индивидуальный прогресс развития личности.
Документ, который конкретизирует, уточняет требования ФГОСов к образовательным результатам являются «Планируемые результаты освоения образовательных программ». Таким образом, оценка достижения требований стандартов сводится к оценке достижения планируемых результатов.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Концепция и требования стандартов указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:
-
системы научных знаний и представлении о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах,
-
умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
-
коммуникативных и информационных умений.
Такая переориентация не только отвечает потребностям образовательного процесса, но и меняет место и роль системы оценки.
Особенности системы оценки достижения требований стандарта к образовательным результатам.
Как уже отмечалось, ФГОС второго поколения имеет новые особенности. Основные особенности стандартов второго поколения – подход к стандарту как общественному договору, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата – требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса:
-
организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников;
-
отбор и организацию учебного материала;
-
учебную среду.
Прежде всего меняется её роль и функции в образовательной программе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательной программы, но и как:
-
самостоятельный и самоценный элемент содержания;
-
средство повышения эффективности преподавания и учения;
-
фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
-
регулятор программы обучения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:
-
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Аксиомы оценивания:
-
Всегда есть более одного метода оценивания для каждой цели
-
Ни один метод не может адекватно оценить все разнообразие способностей ученика
-
Важно провести предварительную проверку, чтобы увидеть подходит ли метод для данной программы.
-
Невозможно использовать все методы (время и ресурсы)
-
Необходимо установить приоритеты использования методов
-
Нет идеального метода для измерения всех целей/результатов
-
Необходимо использовать имеющиеся в наличие ресурсы
-
Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
-
Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
-
Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
-
У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
-
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
-
Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
-
Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. [2.2][1]
При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.
-
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
-
Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
-
Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:
-
Оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он принес в выполнение задания или в изучение темы;
-
Учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
-
Учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
-
Побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой.
Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.
Новые образовательные стандарты внесли изменения не только в содержание образования, но и в требования к результатам обучения, и в подходы к диагностике и к оценке результатов. Перед педагогами встали следующие вопросы:
-
В чем особенность предметных, метапредметных и личностных результатов и как их оценить?
-
Как оценивать сформированность действий, а не просто наличие знаний?
-
Как по-новому использовать отметки, уровни достижений?
-
Как фиксировать новые результаты, чтобы ими пользоваться?
-
Какие современные формы и методы оценивания применять?
В поиске ответов на поставленные вопросы творческая группа учителей начальной школы определила следующие задачи:
-
изучить особенности педагогического контроля и оценивания результатов образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов;
-
изучить научную и методическую литературы по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования;
-
разработать критерии оценки образовательных результатов учащихся с позиций ФГОС;
-
анализ результатов контроля и оценки достижений учащихся.
Выявлены особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС.
-
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
-
выделение предметно-деятельностных (содержательных) линий;
-
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
-
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-
организация и самооценка учащихся;
-
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и др.;
-
ритмическая организация образовательного пространства учебного года
Постепенное введение Образовательных стандартов в учебный процесс способствовало постепенному ознакомлению, подбору, апробации форм и методов оценивания; выявление скрытых рисков при нововведении, продумывание оформление и способы передачи для взаимоконтроля между всеми участниками образовательного процесса; понимание, что система оценки результатов будет развиваться, по ходу её внедрения, будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
Историческое понимание формы и метода
Понятие формы пришло в педагогику из философии. Исторически философское понимание формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов (В.С.Безрукова).
Оценивание знаний (для разных целей) может происходить всегда, в том числе во время изучения нового материала и выполнения тренировочных упражнений. При оценивании знаний (качества усвоения информации) и некоторых интеллектуальных умений педагог может применять специальные опросы и контрольные работы. Как правило, педагог отводит особое время на занятии (или целое занятие) для оценивания обучающихся (опрос, контрольные работы, проведение «контрольных» упражнений, тренажеров) или предлагает специальное домашнее задание, которое подлежит оцениванию. Иногда для оценивания давно практикуемых умений и навыков (работа в малых группах, краткое выступление) педагог может совмещать оценивание с выполнением «тренировочного» упражнения по другой теме или по отработке иных умений и навыков.
В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие:
-
Тест.
-
Экспресс-опрос («летучка»).
-
Расширенный опрос.
-
Игровые методы оценивания.
-
Контрольное упражнение.
-
Наблюдение.
-
Самооценка.
-
Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.
Очень часто категории метод и форма смешиваются или употребляются как синонимы.
Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ. Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятельность. В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия. С точки зрения И.Ф. Харламова, метод – это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалам. Как многомерное понятие метод обучения имеет много сторон, в соответствии с чем методы можно группировать в системы. В связи с этим существует множество классификаций методов.
Достаточно широкое распространение получила классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
-
Объяснительно-иллюстративные методы
(рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж)
-
Репродуктивные методы
(лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение)
-
Проблемные методы
(беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение)
-
Частично-поисковые методы
(диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа)
-
Исследовательские методы
(исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование)
Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю.К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности |
Словесные, наглядные, практические Индуктивные и дедуктивные Репродуктивные и проблемно-поисковые Самостоятельной работы и работы под руководством учителя |
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности |
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга, ответственности в учении |
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
|
Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторного контроля и самоконтроля |
Сравнительный анализ методов обучения, применяемых в России и за рубежом, позволяет дополнить предлагаемые выше классификации импрессивными и экспрессивными методами обучения - оценочными.
Импрессивные методы обучения (от латинского impressio - впечатление, переживание, чувство) сводятся к организации участия детей в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных. Метод основан на активизации такой деятельности как:
-
получение информации о произведении, его создателе, полное сосредоточение на восприятии и участие в ходе экспонирования произведения;
-
соответствующая форма собственной активности участников, выражающая главную идею произведения;
-
сопоставление этой идеи с принципами поведения участников, практические выводы в отношении собственного поведения и поступков.
Экспрессивные методы (от латинского expressio - выражение) основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их. Создание картин, скульптур, короткометражных фильмов, других произведении.
Метод оценивания - способ теоретического исследования или практического осуществления.
Форма оценивания - установленный образец чего-нибудь, придать чему-нибудь окончательную, установленную или необходимую форму.
Объединив эти два понятия, приходим к выводу, что формы и методы оценки должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем, оценки и отметки нужны не сами по себе, а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
С целью проведения текущего оценивания используются следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.
Современные методы и формы оценивания
Следовательно, школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
Однако эти способы требуют дополнения такими методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере — в решении учебных задач. Один из таких методов — проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний. «Оценка и взаимооценка портфолио происходят постоянно при обмене информацией, при презентации портфолио, о выборе конкретных форм и критериях оценки портфолио стоит договориться заранее.» [8][2]
Гипотеза. В результате проведенной работы предполагали, что построенная система контроля и оценки учебных достижений будет более эффективной по сравнению с традиционной. Она обеспечит более объективную и качественную обратную связь, будет поддерживать и стимулировать учащихся, включит их в контрольно-оценочную деятельность.
Для реализации первой задачи необходимо было изучить научную и методическую литературу по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Изучив литературу, пришли к пониманию, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы образования и является необходимой частью повышения уровня образовательных достижений каждого ученика.
Пришли к выводу, что, прежде всего, меняется роль системы оценивания и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
-
самостоятельный и самоценный элемент содержания;
-
средство повышения эффективности преподавания и учения;
-
фактор, обеспечивающий единство вариативной системы
образования;
-
регулятор программы обучения.
Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках-баллах, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой баллом.
В Рекомендациях по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ отмечается, что школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять:
-
осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
-
использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
-
отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения);
-
ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;
-
опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Исходя из выше сказанного видно, оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Всё это требует расширение существующей практически повсеместно системы оценивания, выраженной в баллах по пятибалльной (а точнее по четырехбальной ) шкале. Такая оценка ограничивается сугубо утилитарной целью: проверить степень усвоения знаний, выработку умений и навыков по конкретному учебному предмету и носит крайне неинформативный характер как для учителя, поскольку не позволяет ему выносить суждения об эффективности программы обучения, ни об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, так и для ученика, поскольку дает ему информацию лишь об общем уровне выполнения программы, но не о характере испытываемых затруднений, не позволяет развивать рефлексию и такие универсальные учебные действия, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Оценивание учебных достижений школьников в практике работы школы.
Следовательно, школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения спо-собов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
И здесь на помощь могут прийти различные методы системы оценивания, которые уже давно используются при безотметочном обучении (например: в первом классе):
- лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;
- волшебные линеечки подробно описанные в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман;
- листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;
- листы наблюдений и др. [6][3]
Однако эти способы требуют дополнения такими методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере в решении учебных задач. Один из таких методов проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях:
1. Листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса) по следующим показателям.
2. Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио- и видеозаписей, письменной фиксации фактов.
3. Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод следует использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.
4. Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т. д.).
5.Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения (по материалам рекомендаций по организации внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио).
Полученные знания, выводы, результаты обсуждений и практических применений стали основанием для решения второй задачи: разработка методического обеспечения системы контроля и оценки учебных достижений.
На первом этапе, мы выделили предметно-деятельностные линии (основные способы действий), которые осваиваются детьми в курсах начальной школы.
На основании анализа основных предметно-деятельностных линий определены планируемые результаты освоения по курсам начальной школы (личностные, метапредметные и предметные). Это послужило содержательной и критериальной базой системы контроля и оценки.
Составили график контрольно-оценочных мероприятий по семестрам для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся были определены следующие:
1 Входной контроль (стартовая работа)
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Фиксируется учителем в оценочном листе.
2. Диагностическая работа
Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (линеечки, лист умений) .
3. Проверочная работа
Проверяется уровень освоения учащимися предметных способов действия. Представляет собой задания разного уровня сложности. Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия.
-
Проектная работа
Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей. Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.
-
Итоговая проверочная работа
Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности. Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы .
6 Включенное наблюдение, самоанкетирование
Исходя и определяемых задач оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Показатели, отражающие динамику образовательных достижений обучающихся.
Лист наблюдений.
I. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии таких навыков учения, как:
- приобретение знаний,
- понимание знаний,
- применение знаний,
- анализ,
- синтез,
- оценка, самооценка
- диалектичность мышлений,
- метазнание
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
- повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;
- инициативной творческой работы
II. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии социальных навыков:
- способность принимать ответственность;
- способность уважать других;
- умение сотрудничать;
- умение участвовать в выработке общего решения;
- способность разрешать конфликты;
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся
III. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков:
- слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
- чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
- письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
- совместного обсуждения;
- групповой и индивидуальной презентации;
- авторского собеседования;
- ученик как конструктор;
- неформального общения в связи и по поводу прочитанного
они дополняются само- и взаимооценками учащихся работы в группе
IV. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:
- формулировать вопрос, ставить проблему;
- вести наблюдение;
- планировать работу;
- собрать данные;
- зафиксировать данные;
- упорядочить и организовать данные;
- интерпретировать данные;
- представить результаты или подготовленный продуктНаблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
- направляемого учителем мини-исследования;
- группового мини-исследования;
- самостоятельного мини-исследования;
дополняются самооценкой учащихся
Такая система позволит обеспечить достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения оценки. Однако соблюдение этого условия требует дополнительных усилий и времени со стороны учителя. Работу можно упростить, если использовать с этой целью информационные технологии.
В данный момент в школе ведется активная работа, которая позволит проводить дистанционное обучение и консультирование, а также сделать образовательный процесс открытым для всех его участников. В частности, родители получили возможность получать оперативную информацию о состоянии учебного процесса и участвовать в его организации через тематические форумы. Теперь родители под индивидуальным логином и паролем могут войти на страничку своего ребенка и получить там более конкретную информацию об учебном процессе. Это позволяет персонифицировать учебный процесс и вместе с родителями выстраивать индивидуальные парадигмы развития ребенка.
В начале учебного года разработан комплекс примерных контрольных заданий для каждого планируемого результата и технологическую матрицу.) Такая матрица позволит учителю успешнее управлять образовательным процессом.
На втором этапе, были разработаны средства фиксации и учета результатов контроля и оценки. Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности мы ввели оценочные листы, как индивидуальных достижений, где фиксируется самооценка учащегося и оценка учителя и где каждый ребенок отслеживает свою динамику обученности.
Проведенная экспериментальная работа позволяет сделать вывод: построенная система контроля и оценки соответствует требованиям ФГОС НОО и более эффективна по сравнению с традиционной. Важнейшими компонентами разработанной системы являются:
• выделение предметно-деятельностных (содержательных) линий;
• ориентированность на способы предметных действий;
• разноуровневость заданий;
• деятельностная направленность контрольных заданий;
• организация и самооценка учащихся.
Введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, эффективно включит учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать индивидуальный прогресс. Продолжена работа по выработке общеклассных оценочных листах которые дадут возможность проследить динамику образовательных достижений не только одного ученика, но также и динамику всего класса по умениям, линиям развития. Такая работа позволит не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и увидеть процесс формирования этого знания у учащихся и организовать коррекционно-дифференцированную работу.
В данный момент в школе ведется активная работа в сети по электронному дневнику, что позволяет сделать образовательный процесс открытым для всех его участников. В частности, родители получили возможность получать оперативную информацию о состоянии учебного процесса и участвовать в его организации через тематические форумы. Теперь родители под индивидуальным логином и паролем могут войти на страничку своего ребенка и получить там более конкретную информацию об учебном процессе. Это позволяет персонифицировать учебный процесс и вместе с родителями выстраивать индивидуальные парадигмы развития ребенка.
С введением ФГОС целью итоговых проверочных работ по русскому языку, математике является оценка способности выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами математики и русского языка. Поэтому и задача на протяжении всего этапа обучения учащихся в начальной школе контролировать достижение ими планируемых результатов. Каждый элемент планируемого результата подкрепляется заданиями, с помощью которых можно оценить, достиг ли выпускник заданного планируемого результата или нет. При этом важно оценить, может ли выпускник применить освоенное знание или умение в простых знакомых ситуациях, которые встречались, в учебниках и на уроках, или он способен применить данное знание и умение в новой ситуации. Данная информация является основой для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учащихся, а также определения направлений оказания помощи учащимся и выстраивания их образовательных траекторий. Для этого необходимо не только оценить способности выпускников начальной школы решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, но и дифференцировать их по уровню достижений: базовому (опорному) и повышенному (функциональному). В идеале итоговая проверочная работа по предмету должна полностью охватить все планируемые результаты или такую совокупность планируемых результатов, которую можно принять за 100%. Были созданы таблицы, в которых внесены планируемые результаты с указанием умений, характеризующих данный результат.(Приложение 1) Получились своеобразные листы достижений класса, которые, в свою очередь, позволяют их преобразовывать в листы индивидуальных достижений.(Приложение 2,3) Отслеживать по этим таблицам достижение планируемых результатов можно на протяжении всех четырех лет обучения, т.к. меняться будет лишь предметный материал, с которым учащийся должен произвести то или иное действие. На мой взгляд, это сделает систему контроля более оперативной и, соответственно, более качественной.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.
Приложение 1
Лист достижений (ФГОС)
Пояснительная записка
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом:
1. Предметных знаний;
2. Действий с предметным содержанием.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету (приложение).
Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые выпускник научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном (предусмотрено ФГОС НОО).
Горизонтальные колонки заполняются фамилией и именем ученика определенного класса (выпускника).
По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов:
0 б. – не научился (не проявил данное умение)
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)
2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)
Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль проводится в каждом классе один раз в полугодие. Это дает возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.
В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у обучающегося предметных знаний и действий с предметным содержанием. Представлен один лист оценки и предметных результатов по русскому языку, в котором перечислены все предметные знания и действия с предметными знаниями выпускника начальной школы. Для каждой ступени начальной школы разделы и умения соответствуют программе по данному предмету, соответствуя базовому уровню и повышенному.
Приложение 2
Лист индивидуальных достижений ( букварный период)
Ученик ___________________ Школа_______ Класс________
Формируемые навыки и умения |
|
Старт |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Янв. |
Февр. |
Итог |
Навыки чтения ( техника чтения)
|
- чтение слогов - чтение слов - ударение - чтение предложен - чтение текстов - безошибочность - выразительность - количество слов в минуту |
|
|
|
|
|
|
|
Понимание прочитанного
|
- ответ на прямой вопрос по прочит. - восстановление пропущ. слова - составление «устн. картинки» - сопоставление прочит. текста и иллюстратив. ряда - построение плана текста с помощью иллюстраций |
|
|
|
|
|
|
|
Пересказ
|
- с помощью - без помощи |
|
|
|
|
|
|
|
Чтение наизусть |
|
|
|
|
|
|
|
|
Составление собственного рассказа |
|
|
|
|
|
|
|
|
Навыки письма
|
- большая буква в начале предложения - знаки препинания в конце предложен. |
|
|
|
|
|
|
|
|
- написание гласных после шипящих - большая буква в им. собственных |
|
|
|
|
|
|
|
|
- написание слов без пропусков, искажений букв |
|
|
|
|
|
|
|
|
- соблюдение правил каллиграфии |
|
|
|
|
|
|
|
Вычислительные навыки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Лист индивидуальных достижений
___ученика(цы)_______________________________________класса 1 «__»_
Предмет |
№ на шкале |
Формируемые навыки и умения |
Чтение |
1 |
Техника чтения |
2 |
Безошибочность чтения |
|
3 |
Понимание прочитанного текста |
|
4 |
Пересказ с помощью учителя |
|
5 |
Выполнение творческих заданий |
|
Обучение грамоте |
6 |
Каллиграфия |
7 |
Письмо под диктовку |
|
8 |
Знание словарных слов |
|
9 |
Фонетический разбор |
|
10 |
Правописание орфограмм |
|
Математика |
11 |
Правильное написание цифр |
12 |
Решение неравенств |
|
13 |
Знание состава числа |
|
14 |
Сложение и вычитание в пределах 10 |
|
15 |
Сложение и вычитание двузначных чисел |
|
16 |
Решение уравнений |
|
17 |
Решение задач в одно действие |
|
18 |
Решение задач в два действия |
|
Окружающий мир |
18 |
Активность на уроке |
20 |
Выполнение заданий по желанию |
Диаграмма успеха
Отлично Хорошо Буду стараться
/_____________________/______________________/____________________/
Подпись учителя _______________________________
______________________________________ ученика (цы) ______класса
(фамилия имя обучающегося)
ГБОУ №…….. ……… района города……. .
Критерии |
Очень хорошо J |
Хорошо
K |
Плохо
L |
Очень плохо L |
люблю учиться |
|
|
|
|
Я работаю, отвечаю на уроке |
|
|
|
|
Чувствую себя на уроке |
|
|
|
|
Пишу в тетради |
|
|
|
|
На уроке я запоминаю |
|
|
|
|
Мое поведение на уроке |
|
|
|
|
Мое поведение на перемене |
|
|
|
|
Это я:
(нарисуй себя)
I
II
II
Приложение 4
Лист оценки предметных результатов
РУССКИЙ ЯЗЫК
0 б. – не научился
1 б. – частично научился
2 б. – в полной мере научился
Ф.И. ученика Умения |
|
|
|
|
|
|
Фонетика и графика |
||||||
Базовый уровень (выпускник научился) |
||||||
1. Различает звуки и буквы |
|
|
|
|
|
|
2. Характеризует звуки и буквы |
|
|
|
|
|
|
- гласные ударные/безударные |
|
|
|
|
|
|
- согласные твердые/мягкие |
|
|
|
|
|
|
- парные/непарные твердые и мягкие |
|
|
|
|
|
|
- согласные звонкие/глухие |
|
|
|
|
|
|
- парные/непарные звонкие и глухие |
|
|
|
|
|
|
3. Знает последовательность букв в русском алфавите |
|
|
|
|
|
|
4. Пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации |
|
|
|
|
|
|
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) |
||||||
1. Проводит фонетико-графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму |
|
|
|
|
|
|
2. Оценивает правильность проведения фонетико-графического (звуко – буквенного) разбора слов |
|
|
|
|
|
|
Орфоэпия |
||||||
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) |
||||||
1. Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи |
|
|
|
|
|
|
2. Оценивает соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников |
|
|
|
|
|
|
3. Находит при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (словарь, помощь учителя и др.) |
|
|
|
|
|
|
Состав слова |
||||||
Базовый уровень (выпускник научился) |
||||||
1. Различает изменяемые и неизменяемые слова |
|
|
|
|
|
|
2. Различает родственные (однокоренные) слова и формы слова |
|
|
|
|
|
|
3. Находит в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс |
|
|
|
|
|
|
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) |
||||||
1. Разбирает по составу слова с однозначно выделенными морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом |
|
|
|
|
|
|
2. Оценивает правильность проведения разбора слова по составу |
|
|
|
|
|
|
Лексика |
||||||
Базовый уровень (выпускник научился) |
||||||
1. Выявляет слова, значение которых требует уточнения |
|
|
|
|
|
|
2. Определяет значение слова по тексту или уточняет с помощью толкового словаря |
|
|
|
|
|
|
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) |
||||||
1. Подбирает синонимы для устранения повторов в тексте |
|
|
|
|
|
|
2. Подбирает антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении |
|
|
|
|
|
|
3. Различает употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые ситуации) |
|
|
|
|
|
|
4. Оценивает уместность использования слов в тексте |
|
|
|
|
|
|
5. Выбирает слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи |
|
|
|
|
|
|
Морфология |
||||||
Базовый уровень (выпускник научился) |
||||||
1. Определяет грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение |
|
|
|
|
|
|
2. Определяет грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж |
|
|
|
|
|
|
3. Определяет грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прош. врем.), лицо (в наст. Врем.), спряжение |
|
|
|
|
|
|
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) |
||||||
1. Проводит морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму |
|
|
|
|
|
|
2. Оценивает правильность проведения морфологического разбора |
|
|
|
|
|
|
3. Находит в тексте части речи (личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах) |
|
|
|
|
|
|
Синтаксис |
||||||
Базовый уровень (выпускник научился) |
||||||
1. Различает предложения, словосочетания, слова |
|
|
|
|
|
|
2. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении |
|
|
|
|
|
|
3. Классифицирует предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, восклицательные) |
|
|
|
|
|
|
4. Определяет восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения |
|
|
|
|
|
|
5. Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения |
|
|
|
|
|
|
6. Выделяет предложения с однородными членами |
|
|
|
|
|
|
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) |
||||||
1. Различает второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства) |
|
|
|
|
|
|
2. Выполняет в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический) |
|
|
|
|
|
|
3. Оценивает правильность разбора простого предложения |
|
|
|
|
|
|
4. Различает простые и сложные предложения |
|
|
|
|
|
|
Орфография и пунктуация |
||||||
Базовый уровень (выпускник научился) |
||||||
1. Применяет правила правописания |
|
|
|
|
|
|
2. Определяет (уточняет) написание слова по орфографическому словарю учебника |
|
|
|
|
|
|
3. Безошибочно списывает текст объемом 80-90 слов |
|
|
|
|
|
|
4. Пишет под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания |
|
|
|
|
|
|
5. Проверяет собственный и предложенный тексты, находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки |
|
|
|
|
|
|
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) |
||||||
1. Осознает место возможного возникновения орфографической ошибки |
|
|
|
|
|
|
2. Подбирает примеры с определенной орфограммой |
|
|
|
|
|
|
3. При составлении собственных текстов перефразирует записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок |
|
|
|
|
|
|
4. При работе над ошибками осознает причины появления ошибок и определяет способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах |
|
|
|
|
|
|
Развитие речи |
||||||
Базовый уровень (выпускник научился) |
||||||
1. Оценивает правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения (на уроке, в школе, с людьми разного возраста и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
2. Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор) |
|
|
|
|
|
|
3. Выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения |
|
|
|
|
|
|
4. Самостоятельно озаглавливает текст |
|
|
|
|
|
|
5. Составляет план текста |
|
|
|
|
|
|
6. Сочиняет письма, поздравительные открытки, записки и др. небольшие тексты для конкретных ситуаций общения |
|
|
|
|
|
|
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) |
||||||
1. Создает тексты по предложенному заголовку |
|
|
|
|
|
|
2. Подробно или выборочно пересказывает текст |
|
|
|
|
|
|
3. Пересказывает текст от другого лица |
|
|
|
|
|
|
4. Составляет устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) |
|
|
|
|
|
|
5. Анализирует и корректирует тексты с нарушенным порядком предложений, находит в тексте смысловые пропуски |
|
|
|
|
|
|
6. Корректирует тексты, в которых допущены нарушения культуры речи |
|
|
|
|
|
|
7. Анализирует последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносит их с разработанным алгоритмом |
|
|
|
|
|
|
8. Оценивает правильность выполнения учебной задачи: соотносит собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами и условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов) |
|
|
|
|
|
|
9. Соблюдает нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (электронная почта, Интернет и др. способы связи) |
|
|
|
|
|
|
Список литература
-
Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. -- Томск: Томский государственный университет, 2007. - 368 с.
-
Воронцов А.Б.. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Методические рекомендации. /М.: ОИРО, 2010. – 64 с.
-
Воронцов А.Б. . Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? /– Вопросы психологии. – 1988. - 5. – с.75.
-
Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),Вита-Пресс, 2012 г., 168 стр.
-
Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. /.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
-
Иванов С.В., Карабанова О.А., "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Часть 1. ФГОС" 125 стр.
-
Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., Горбылёва А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. /– М.: АРКТИ, 2006. – 72 с. – (Школьное образование).
-
Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУМП, 2002
-
Методика организации работы с дистанционными ресурсами: методическое пособие / И.Б. Мылова, Т.М.Прокофьева, под ред. И.Б.Мылова. СПб.: СПб АППО, 2010
-
Мылова И.Б. Инновации в образовательных технологиях. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: СПБ АППО, 2012
-
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2009. 215 с. (Стандарты второго поколения).
-
Пинская М.А., Улановская И.М. : Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС. – М. : Просвещение, 2013. – 80 с.
-
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред.. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М. : Просвещение, 2009
-
Педагогическая среда с применением компьютерных средств методические рекомендации / под ред. И.Б. Мыловой. СПб.: СПб АППО. 2007
-
Сизова М.Б. Иновационные формы и методы социальной адаптации школьников. // Инновации в образовании. Сборник научных статей. Выпуск 3. СПб.: СПб АППО, 2012
-
Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений, Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./
-
Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы – М., 2010. – С.5
Список электронных ресурсов
-
Карпенко М.П. Будущему образованию – технологию будущего. // Дистанционное образование. 2010 № 4, стр. 28-33. [Электронный ресурс]URL: httр://do.gendocs.ru/docs/index-2456.html/page=3(07.12.13)
-
Сизова М.Б. к.п.н, доцент кафедры инновационных образовательных технологий./презентация «Современные методы оценивания результатов обучения.»
[1]Современные методы оценивания результатов обучения. Сизова М.Б. к.п.н, доцент кафедры инновационных образовательных технологий
[2] Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУМП, 2002
[3] Иванов С.В., Карабанова О.А., "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Часть 1. ФГОС" 125 стр.