О новых подходах в преподавании и обучении
(из опыта преподавания Программы по семи модулям Кембриджского университета)
Горлач Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 333 Санкт-Петербурга
Разум, однажды расширивший свои границы,
никогда не вернётся в прежние.
А. Энштейн
Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики. И это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребёнка получает наибольшее развитие.
Традиционная система обучения основана на передаче готовых знаний, что не всегда способствует успешному их усвоению, развитию глубокого понимания, взаимодействию с уже имеющимися.
Задачи, стоящие перед учительством сегодня, предполагают развитие способностей человека, стремление его к самообразованию, установление связей сотрудничества учителя и ученика с целью создания благоприятного эмоционального фона для решения воспитательных, образовательных задач. Народная мудрость гласит: «Если тебе дали одну рыбку, ты будешь сыт один день, если две, то два дня, а если тебя научат ловить рыбку, ты будешь сыт всю жизнь».
Психологии утверждают, что успехи человека зависят, по меньшей мере, от 12 различных типов интеллекта: сенсорного (развитие ощущений, представлений, воспоминаний), интуитивного (умение составлять план действий, глубоко исследовать проблемы), логического, вербального (умение общаться устно и письменно), пространственного (координация движений, глазомер, чувство времени), личностного (умение управлять собой, способность к реализации успеха), музыкального (ритмичность, гармония), психофизического (связь разума и тела), социального (способность устанавливать контакты с людьми), технического (компьютерная грамотность), визуального (быстрое восприятие идей и текстов), творческого (генерация свежих идей, отсутствие инерции).
Программа преподавания по семи модулям основана на принципе гуманизации образовательного процесса, содержит творческую направленность. Основой обучения является когнитивное развитие (англ.) всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» содержит конструктивистские подходы, основанные на идеях когнитивной психологии, то есть знания для себя ученик добывает и конструирует сам. Это возможно при создании демократической атмосферы в классе, когда ученики проявляют инициативу в обучении, когда у них есть возможность в учебной деятельности общаться друг с другом, принимать решения, смело высказывать их.
Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже (1896—1980)[1], утверждающем, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.
Ховард Гарднер[2]выдвигал идею множественных интеллектов, соотносящихся между собой. Швейцарский ученый Авраам Маслоу[3], обосновал гуманистический подход к обучению и считал, что первоочередной целью человека является самореализация. По его теории каждая личность заключает в себе чувственный, социальный, когнитивный опыт.
Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского[4], личность является участником историко-эволюционного процесса, выступает носителем социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразование природы, общества и самого себя. Ученый утверждал, что на процесс обучения и воспитания влияют культурные ценности общества. Развитие личности происходит от социального к индивидуальному, ситуация, как утверждал Л.С.Выготский[4], определяет эволюцию внешней речи. По его мнению, ученик развивается в результате взаимодействия с более знающими людьми. Зоной ближайшего развития он назвал расстояние между уровнем интеллектуального развития в настоящий момент и возможного развития в результате взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В работах ученых: Мерсера, Бахтина, Вуда, Александера – рассматривается преподавание в форме диалога «учитель-ученик», «ученик-ученик». В диалоге срабатывают различные уровни саморегуляции: эмоциональный (уверен в действиях, регулирует свое поведение), когнитивный (уровень умственных способностей), социальный (вступает легко в отношения с окружающими, участвует в совместной работе, помогает другим), мотивационный (планирует самостоятельные действия).
Согласно исследованиям Джона Хэтти[5], 50 % знаний учащихся зависит от них самих, 30 % от преподавания. Значит, учитель, как рулевой, должен управлять процессом обучения, чтобы ученики изучали, знали, применяли.
Беседа является неотъемлемой частью обучения учащихся. Н. Мерсер[6] различает три типа беседы: диспутивная, кумулятивная, исследовательская. Совместная беседа позволяет ученикам выражать свое понимание идеи, аргументировать, воспринимать идеи других, помогает понять, где находятся ученики в процессе обучения.
Важное значение имеет постановка вопросов, употребление глаголов, выражающих:
1 Оценку чего-либо: судить, ценить, выбирать, расценивать, определять, подсчитывать, измерять, осуждать…
2 Синтез чего-либо: формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, переопределять, предлагать, создавать…
3 Анализ чего-либо: отличать, дифференцировать, рассчитывать, оспаривать, относить, сравнивать, экспериментировать, противопоставлять, изучать…
4 Применение знаний: демонстрировать, назначать, выполнять, очерчивать, применять, использовать, заниматься…
5 Понимание темы: пересматривать, идентифицировать, обсуждать, располагать, признавать, объяснять, рассказывать, прояснять…
6 Знание темы: вспоминать, определять, утверждать, перечислять, повторять, называть, рассказывать, представлять, находить…
Эта таблица должна быть настольной у учителя, ибо такая постановка вопросов будит мышление, вызывает ассоциативные связи.
Немаловажным фактором при диалоге является умение учителя давать время на обдумывание от 3 до 7 секунд и выслушивать учеников.
Диалог даёт возможность говорить конструктивно, вызывает интерес к исследованиям, развивает любознательность, помогает формировать знания, поддерживает креативное мышление, углубляет мышление посредством разговора и размышлений, даёт возможность учиться друг у друга, уважать и ценить мнение других.
Программа 7 модулей основана на ключевой идее - обучение через диалог. Так, чтобы ознакомить учащихся с текстом по литературе, я разделила содержание повести на 5 отрывков, несколько сократила их, но так, чтобы смысл остался ясен. Передо мной встала задача за 45 минут работы вызвать у учащихся живой интерес к книге, организовать взаимообучение в группах, научить выбирать главное в прочитанном, передавать знания другим. Пойти традиционным путём - это учителю совместно с читающими учениками прокомментировать содержание, обратив внимание на ключевые эпизоды. А как же другие? Так и не прочтут? И мне удалось найти выход, применив метод Джигсо критического мышления. После ознакомления с текстом предложено творческое задание – нарисовать рекламу книги. Ребята, взаимодействуя в группе, за 10 минут создали красочные рекламы.
Ученики приобретают новые знания благодаря новым подходам в преподавании и обучении, они ценят помощь друга, подсказку, активно участвуют в учебном процессе.
Задания на уроках регламентируются временем, за что отвечает в группе хронометражист, руководит работой консультант, заполняя листок достижений. А еще важно соблюдать правила групповой работы, ненавязчиво напоминать учащимся какой-либо пункт. Учителю меньше говорить, больше слушать, наблюдать, учиться молчать во время выполнения заданий учениками. Не стоит перегружать урок различными стратегиями, а следовать принципу целесообразности.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению». В рамках обучения критическое мышление включает сбор информации, систему доказательств, выводы, применение идей на практике. Основой данного метода является креативность. Креати́вность (созидательный, творческий) — творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.[7] Согласно идее американского психолога Абрахама Маслоу[3], кретивность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Небольшой процент учеников владеет навыками мышления на высоком уровне, позволяющем свободно выражать свои мысли. С этой точки зрения является ценным применение стратегий критического мышления, основанного на диалоге и конструктивной аргументированной речи.
Обучение критическому мышлению осуществляется в диалоговой части уроков, когда ученики по-своему осмысливают эпизоды прочитанного, обмениваются мнениями, в рефлективной, когда защищают маршрутные карты, выполняют творческие задания. На уровне мышления реализуются процессы анализа и синтеза информации, её воспроизведение в различных формах. Стратегии критического мышления обеспечивают быструю включаемость в работу, повышение интереса к обучению, развитие творческих способностей. Небольшой объём заданий, четкое их объяснение позволяют решать дидактические задачи в короткий период времени и не перегружать учащихся, вызывая интерес. Очень важен аспект рефлексии, креативности в педагогической практике. А.А.Бизяева называет эту способность исполнительной и контролирующей системой регуляции действий учителя[8].Мысль о рефлективной практике высказал великий философ Джон Дьюи в книге «Моё педагогическое кредо»[9].
Преподавание не мыслится без оценивания. Программа обучения по семи модулям направляет наше внимание на модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»: формативное оценивание - оценивание для обучения, суммативное – оценивание обучения. Данная концепция получила известность в 1999 году, когда Группа Реформы Оценивания из Великобритании опубликовала брошюру под названием «ОдО»[10]. Они выразили свою идею в форме взаимодополняющего круга: постановка целей – взаимодействие – сбор данных о достижениях - выводы – обратная связь с каждым учеником. И так до бесконечности. Согласно критериям «Группы Реформы Оценивания», формативное оценивание должно быть одним из основных видов деятельности на уроке, направленное на самосовершенствование.
Читая литературу по данному вопросу, обратила внимание на своебразный взгляд на оценивание формативного и суммативного Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета[11]. Они рассматривают оценивание как «петлю улучшения качества образования». Ее основной смысл состоит в том, что связующим звеном между формативным и суммативным оцениванием является промежуточная программа улучшения качества образования, в которой последовательно замкнут процесс: оценка – программа улучшения – реализация – оценка, то есть наличие обратной связи между знаниями и пониманием. Учитель, получив информацию об уровне знаний, разрабатывает дальнейшие действия для их качественного преобразования. Он меняет преподавание с учетом результатов оценивания. Это должно подвергнуть учеников и учителя к самоанализу и стремлению улучшить результат.
Во время уроков консультанты осуществляют формативное оценивание, заключающее в себе этапы работы на уроке. Лист достижений отражает этапы работы на уроке.
№ |
ФИО ученика |
отвечал |
грамотность |
Давал идею |
диктант |
проверка |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме того, ученики заполняют лист самооценки с той целью, чтобы знать, какой вопрос они хорошо усвоили, над чем надо еще поработать.
Лист самооценки
ФИО ученика |
Выполнил сам |
С помощью товарища |
Не знаю |
|
|
|
|
Учащиеся приобретают навык взаимооценивания, без труда ориентируются в определении доли участия в работе каждого ученика, проявляя принципиальность и в то же время дружеское участие.
Обучение и преподавание в школе, согласно программе семи модулей, немыслимо без использования информационно-коммуникативных технологий. Кроме педагогических знаний, учитель должен владеть ещё и технологическими, знаниями о вспомогательных средствах преподавания: использование интерактивной доски, тестирование на компьютерах, использование электронной почты, видео. Использование ИКТ в учебном процессе повышает мотивацию обучения. Педагог К.Д. Ушинский утверждал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Учитель математики Ленивкина Е.А. в статье «Использование ИКТ в учебном процессе»[12] приводит факт: «По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации».
Приоритеты ИКТ неоспоримы: это и развитие мышления, логики, саморегуляция индивидуальной и культура познавательной деятельности, экономия времени, автоматизация процессов.
Применение на практике новых подходов в преподавании и обучении, критического мышления, системы формативного и суммативного оценивания, использование ИКТ оказывает непосредственное влияние на развитие способностей учащихся. Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» тоже включён в систему курсовой подготовки по семи модулям, в «Руководство для учителя»[13], содержащее ключевые идеи.
А.Хилтон[14]заметила, что одарённые дети не воспринимают на слово информацию, они все осмысливают, апробируют. Для них важен пример для подражания, важно общение с учеными, практиками. Действительно, одаренные дети сразу обращают на себя внимание и проявляют свои способности. Во время уроков способные учащиеся получают возможность проявить свои лидерские качества в группе.
Провожу исследование по выявлению лидеров в классе.
Учащимся предложено анонимно ответить на вопросы:
1 Кто самый ответственный в классе?
2 Кому можно доверить тайну?
3 Кто заслуживает наибольшего уважения?
4 Кто добросовестнее всех относится к учебе?
5 Кому бы вручил поощрительный приз?
Удачным моментом в работе с одарёнными детьми считаю выявление лидеров, вовлечение их в интеллектуальную, деятельностную среду. Интересно проходят уроки в разновозрастном классе, например, когда 5-классники обучаются с 9-классниками, происходит совместное общение лидеров разного возраста.
Иногда можно наблюдать, когда даже одарённые дети не могут справиться с заданием. Причиной тому служит подбор материала, не соответствующий возрастным особенностям. Модуль «Преподавание и обучение в соответствие с возрастными особенностями учеников» предостерегает учителя от таких ошибок.
Джером Брунер[15], американский психолог и педагог утверждал, что «любого ребенка, находящегося на любом уровне развития, можно обучить любому предмету, если обучение ведется должным образом». Согласно Брунеру, «все дети обладают природным любопытством и желанием уметь решать различные учебные задачи; однако, когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно. Поэтому учитель должен строить свою работу на уровне, соответствующем стадии развития ребенка, на которой тот в данный момент находится».
Его единомышленник Карл Роджерс[16], предложил свою модель образования – модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений в деятельности педагога: уважения к себе и учащемуся, который учится для себя, несёт ответственность за обучение и воспитание, руководствуется собственным опытом, учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу, результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед, самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину, обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.
В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связью с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение – собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.
Модуль «Управление и лидерство в обучении» предполагает дальнейшую рефлексию учителей по внедрению на практике «Программы семи модулей».
Американский поэт Уолт Уитмен относительно роли личности в обществе сказал следующее: «Единственная вещь в мире, которую мы способны изменить, - это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир». Это высказывание я встретила в книге А.А.Бизяевой[8] «Психология думающего учителя», в которой автор размышляет об учителе, способном на рефлексию, утверждая, что у каждого должно быть зеркало заднего вида, чтобы учитель мог неспешно анализировать события прошлого.
Завершая своё размышление о «Программе семи модулей», в который раз убеждаюсь, что «учитель – вечный ученик своей профессии», по словам Д Дьюи[9]. Учителю необходимо возрождаться, потому что он находится в постоянном взаимодействии с молодежью и должен шагать в ногу со временем. И данные приёмы и методы обучения дают ему возможность намного улучшить педагогическую практику обучения, отойти от стереотипов, стать лидером в педагогическом сообществе.
Используемая литература
1 Жан Пиаже, «Психология интеллекта», 1942г
2 Ховард Гарднер, «Границы мышления: Теория множественного интеллекта», 1989 г
3 Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
4 Л.С Выготский ., Разум в обществе, 1978г.
5 Джон Хэтти, «Видимое обучение: синтез 800 мета-анализа
соответствующего достижениям», Лондон, Рутледж», 2009г, стр 220-227
6 Н. Мерсер, «Получение знаний под руководством: беседы между учителями и учениками», Клеведон: Малтилинвиал Мэттерс, 1995г
7 Креативность, Википедия ru.wikipedia.org/wiki/
8 А.А. Бизяева, Психология думающего учителя», 2001г
9 Джон Дьюи. Моё педагогическое кредо. 1897 г.
10 «ОдО», Группа Реформы Оценивания из Великобритании, 1999г.
11 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 6 (июль – декабрь 2003 г.), Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета (www.charko.narod.ru)
12 Ленивкина Е.А. в статье «Использование ИКТ в учебном процессе», 2012г"http://nsportal.ru/lenivkina-elena-alekseevna"
13 Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.www.cpm.kz
14 А.Хилтон, А (2006 г.) «Захватывающая наука: повышение значения науки для одаренных и талантливых учеников».
15 Д.Брунер, «Процесс образования», 1960 г
16 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994г.