Используемые инновационные технологии
в воспитательной работе
Плотникова Нина Михайловна,
воспитатель ГПД ГБОУ школа №561
Понятие «педагогическая »технология прочно вошло в учительский лексикон. Вот несколько определений. «Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса» «Описание процессов достижения планируемых результатов обучения». Педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя все определения. Существует определённая классификация педагогических технологий.
Я хочу рассказать о лично – ориентированной технологии обучения. Она предполагает
приоритет личности перед коллективом, создание гуманистических взаимоотношений в классе. Воспитатель, знает, что ученик обладает правами. Воспитатель отказывается от деления на «слабых» и «сильных» детей. Воспитатель и ребёнок равноценны в процессе обучения .Воспитатель обладает направляющей функцией. Позиция воспитателя; « Не я учу, а мы с тобой учимся». Согласно требованиям сегодняшнего дня, на первое место в образовательном процессе выдвигается воспитание ,на второе – обучение. Таким образом, меняется социальная роль воспитателя и социальная роль ребёнка. Задача воспитателя не нагрузить знаниями, а помочь ребёнку вступить во взрослый мир, создать личностно – нравственный диалог с окружающей ребёнка действительностью .Формирование новой социальной роли ребёнка должно начинаться в начальной школе .В качестве стратегического направления ФГОС второго поколения предлагается программа « Я и мой мир», разработанная кафедрой социального образования АППО Санкт – Петербурга. Это нравственно – этическое, а на базе этого правовое воспитание школьника. Требование сегодняшнего дня – выпускник школы – это личность, у которой должны быть сформированы понятия; Человек, Гражданин ,Родина, Честь, Совесть. Хочу напомнить строки из стихотворения В.В. Маяковского; «Крошка – сын к отцу пришёл, и спросила кроха; «Что такое хорошо? Что такое плохо?» В совремённой жизни понятия «хорошо - плохо» достаточно стёрты. Дети приходят в школу из семей с различными жизненными установками, часто идущими в разрез с представлениями о добре и зле, о том, что можно делать, а что нельзя. Задача воспитателя познакомить с системой жизненно – смысловых ценностей. Он формирует человека. Самое важное и главное место в системе ценностей отводится жизни и здоровью человека, а затем – свобода, честь, достоинство.
Детские впечатления – самые яркие и устойчивые, чувства – самые глубокие. Накопить собственный опыт, нравственные переживания и сопереживания, и в результате – желание стать хорошим, добрым, честным. Это цель и направление всего образовательного процесса.
Нравственно-этическое воспитание зависит в первую очередь от личности воспитателя. Оно занимает первую ступень и затем даётся правовое воспитание. Приведу в качестве примера некоторые аспекты этой технологии.
Система морально – нравственных ценностей → Знакомство с Декларацией прав человека и
Конституцией
Развитие представлений о добре и зле → Декларация прав ребёнка. Гос. органа .куда
обратится за помощью.
Восприятие понятие вежливости, → Что наносит вред обществу (кража, жестокость,
как доброго отношения к людям насилие, порча имущества и т.д.)
Используется приём знакомства детей с эмоционально сильным произведением. Это не обязательно литературное произведение, может быть картина, фильм, презентация, личная беседа. И только потом , по истечение какого-то времени , обсуждение. Передача ощущений на основе чувств,. а не логике .Предполагается работа во внеурочной деятельности; тематические праздники, конкурсы, трудовые задания и т.д.
«От педагога зависит чем станет сердце ребёнка – нежным цветком или засушенной корой»В.А.Сухомлинский
.