Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках иностранного языка с использованием игровых технологий
Беляева Ирина Ивановна,
преподаватель высшей категории
ГБОУ Гимназия №52 Санкт-Петербурга
Уроки иностранного языка являются благодатной почвой для формирования личности учащегося. Ученик не только осваивает навыки разговорной и письменной речи, понимание иностранного языка, но и знакомится с психологическими, культурными, историческими, поведенческими особенностями народов, живущих в разных странах.
Нет сомнений, что современный учитель уже не может выступать в качестве лишь механического исполнителя. Необходимо принимать во внимание весь спектр черт личности учащегося, сознательно создавать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей ребенка, взаимодействовать с ним в ходе учебной деятельности, чтобы пробудить мотивацию к обучению, в противном случае изучение иностранного языка не будет успешным.
Отношение учащегося к иностранному языку в значительной степени определяет успех процесса обучения. Негативное отношение к предмету или преподавателю может привести к нежеланию изучать язык, в то время как положительное отношение может способствовать успешному овладению им.
Преподаватели знают, что скука и беспокойство являются главными виновниками отсутствия прогресса в изучении любого предмета, и иностранного языка, в частности. Сегодня многие исследования в области обучения направлены на выявление наиболее эффективных методов создания позитивной, безопасной и стимулирующей атмосферы в классе, которая поможет ученику повысить интерес к изучаемому предмету.
Как показывает практика, эмоциональное напряжение учащихся, на начальном этапе обучения иностранному языку, связано не столько с самим предметом или преподавателем, сколько с другими учениками, а, точнее, с их знаниями. Ребенка беспокоит, насколько хорошо одноклассники владеют иностранным языком, может ли он с имеющимися знаниями быть на одном уровне с другими учениками. Этим объясняется беспокойство и тревожность учащихся на уроках иностранного языка.
Таким образом, для успешного овладения иностранном языком ученику требуется позитивная атмосфера на уроке. Учителя играют центральную роль в создании благоприятной атмосферы обучения. Преподаватель должен преподносить информацию так, чтобы она была понятна и использовать вербальные и невербальные средства для создания дружеской атмосферы на уроке.
Психологи Н. Амбади и Р. Розенталь после эксперимента 1992 года опубликовали статью, в которой подтвердили гипотезу, что впечатления от поведения преподавателя оказывают большое влияние на успеваемость и итоговые оценки ученика. Было доказано, что дети, чьи учителя на уроке совершают суетливые движения руками, часто хмурятся, обычно получают более низкие оценки по предмету. Другая группа учеников, поведение преподавателя которой оценивалось как более оптимистичное и доброжелательное, в конце года оказалась гораздо более успешной в освоении данного предмета. В подтверждение этому Д. Борг обнаружил, что одним из важнейших признаков эффективного учителя иностранного языка является умение свободно общаться с учениками и излучать положительные эмоции.
Благоприятная атмосфера, созданная учителем на уроке, является непременным условием для проявления творческих способностей обучающийся. Одним из способов создания такой атмосферы является применение игровых технологий в учебном процессе.
До недавнего времени игра не имела широкого распространения в учебном процессе, применяясь больше в развлекательных целях на различных школьных мероприятиях – викторинах, конкурсах. Сегодня взгляд на игры постепенно меняется – они способствует взаимодействию между учащимися, поиску нестандартных решений и это можно использовать в учебном процессе. Эта технология дает возможность применения знаний, с которыми ученик имел дело только в теории. В игре часто существует несколько возможных решений, в то время как стандартные задания, обычно, предполагают только один верный ответ. Решение задач в игровой форме можно назвать обучением через исполнение, что подразумевает активные действия: максимальную включенность, глубокий анализ проблемы, поиск новых решений.
Ученики получают и обрабатывают информацию по-разному, поэтому очень важно чтобы преподаватели использовали различные стратегии и стили при подаче нового материала. Применение игровых технологий на уроке подразумевает использование логических рассуждений, общение между учениками, визуальную стимуляцию. Игры включают в себя анализ и интерпретацию нового и старого материала, который делает обучение более продуктивным. Кроме того, практический опыт является неотъемлемой частью обучения иностранному языку.
Включая игру в процесс обучения необходимо учитывать простые условия, соблюдение которых позволит учащимся наилучшим образом усвоить материал. Необходима тщательная подготовка, распределение этапов игры по продолжительности. Непосредственно перед началом нужно четко определить цель и правила игры. Особое внимание нужно уделить распределению класса на команды – они должны формироваться с учетом знаний и личностных особенностей учеников – каждая группа должна иметь примерно одинаковые возможности. Произвольное деление на команды крайне нежелательно. В игре должны принимать участие все присутствующие ученики без исключения.
Игровая форма урока позволяет вовлечь в активный познавательный процесс учеников с разным уровнем теоретической подготовки и разговорных навыков; предоставляет ребенку более безопасную и дружественную атмосферу для занятий. Таким образом игра формирует у учащихся устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им.
Список литературы
Паундстоуи, У. Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов/ У. Паундстоуи. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2004 г. – 62с.
Борг Д. Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей/ Д. Борг. – Москва: Pretext, 2013 г. – 332с.