Организация проведения образовательного путешествия с применением ИКТ-технологий
Лебедева Ирина Александровна,
учитель биологии ГБОУ гимназии №155
Санкт-Петербурга
Проблема проектирования образовательной среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры является одной из актуальных проблем современной педагогической науки.
В педагогической практике актуальной остается проблема низкой мотивации учащихся к учебе, отсутствие должного интереса к истории своей Родины и как следствие слабые знания по истории.
Приобщение личности к историко-культурному наследию в образовательном процессе через организацию образовательных путешествий при определенных условиях может стать фактором, влияющим на качество образовательной деятельности, обеспечивая благоприятную атмосферу для самопознания и самореализации человека.
Многолетней традицией ГБОУ гимназии №155 является проведение в январе каждого года педагогической декады «Ученик в образовательной системе г. Санкт – Петербурга». Все внеурочные мероприятия с классами педагоги проводят в формате образовательных путешествий.
В данной статье попытаемся разобраться, что такое образовательное путешествие, в чем его отличие от экскурсии, чем определяется успех образовательного путешествия? Что необходимо учесть педагогу при организации путешествия и в чем его значение для обучения, развития и воспитания учеников?
Образовательное путешествие – форма проектной деятельности, обеспечивающая дополнительные возможности для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и других компетенций учащихся (2,3).
Это эффективный способ познания мира культуры и уникальный инструмент развивающего обучения, направленный на раскрытие творческого потенциала личности.
Целью образовательного путешествия является освоение учащимися определенных закономерностей культуры, активное постижение историко-культурного, социального опыта цивилизации.
Идеальным объектом для образовательного путешествия является Город как социоккультурный феномен, являющийся частью культуры и одним из самых ярких способов ее воплощения (1). Он обладает разновременностью и позволяет проследить развитие многих культурных процессов во времени, погрузиться в историю, природу, науку и культуру, мир людей и идей, его составляющих.
Образовательное путешествие имеет несколько принципиальных отличий от экскурсии (4):
- · Путешествие предполагает непосредственное взаимодействие школьников с объектами природного и культурного наследия;
- · В качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребенка личный опыт и объекты природного и культурного наследия города;
- · Учащиеся добывают нужную информацию различными способами, соединяя визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов;
- · Образовательный процесс строится не от изложения готовых истин экскурсоводом к их иллюстрации, а, наоборот, от личных ощущений, наблюдений и исследований учащихся к обобщению и формированию новых представлений;
- · Активность и самостоятельность участников путешествия; каждый ребенок может выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения;
- · Познание мира происходит в процессе столкновения различных точек зрения, что позволяет ребенку переосмыслить увиденное, сопоставить собственную позицию с иными и скорректировать ее.
Успех в проведении образовательного путешествия зависит от продуманности плана, от опыта, умения и находчивости руководителя путешествия. Путешествие необходимо проектировать в содружестве нескольких педагогов.
Реализуя модель образовательного путешествия, педагогу необходимо:
- сочетать разнообразные вопросы школьников на едином маршруте, не утратив при этом возможности «встречи каждого с культурой»;
- помочь каждому ученику подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;
- объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды, сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
- сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы;
- помнить, что учитель является ведущим и помощником, а ученик исследователем.
План проведения образовательного путешествия включает три этапа – замысел, поиск и представление.
Пошаговые действия по подготовке путешествия могут быть следующими:
- · выбор темы путешествия, определение его замысла, формулировка цели;
- · определение маршрута путешествия и основных мест остановок для детального изучения;
- · разделение класса на исследовательские группы и распределение заданий по направлениям;
- · освоение учащимися определенных объектов с опорой на наблюдение, исследование, подбор иллюстраций, просмотр видео, прочтение литературы, поиск в Интернете;
- · самостоятельный поиск ответов на вопросы учащимися по ходу путешествия;
- · оформление итогов путешествия и презентация своей работы (мультимедийная презентация, фоторепортаж, видеофильм, устный журнал)
Каждому ученику выдается планшет «Вопрос – Маршрут – Материал»:
Индивидуальный образовательный вопрос |
Точки маршрута |
Источник/ материал |
|
До путешествия |
На маршруте |
||
|
|
|
|
Организация образовательных путешествий для учащихся на наш взгляд имеет важное образовательное и воспитательное значение, поскольку:
- способствует самоопределению учащихся;
- развивает ответственность и самостоятельность гимназиста;
- способствует развитию навыков ориентации в пространстве и получении опыта освоения нового незнакомого пространства за счет самостоятельного выполнения исследовательских заданий;
- формирует субъективное отношение к себе, другой культуре, окружающей действительности за счет обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и идей;
- способствует развитию навыков коммуникативного общения в группе;
- развивает навык получения, обработки и анализа информации, полученной из разных источников;
- расширяет границы культурного самосознания (за счет интерактивного формата ряда путешествий).
Литература:
1. Аксельрод В. И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом наследии И. М. Гревса и Н. П. Анциферова) [Электронный ресурс] - http://www.institute-spb.standardsite.ru
2. Ванюшкина Л. М. Внеаудиторное образование – путь в новое образовательное пространство: Монография. – СПб.: ЗАО «Лита», 2003. - 224 с.
3. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: Монография. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 176 с.
4. Морозова А. Школьные экскурсии, их значение и организация [Электронный ресурс] http://www.schoolnano.ru