Урок как среда взаимодействия
Титоренко Ирина Порфирьевна,
учитель ГБОУ гимназия №343
Невского района Санкт-Петербурга
Условия создания на уроке среды взаимодействия
Урок, рожденный более 300 лет тому назад и прошедший длинный и трудный путь развития, сегодня представляет собой очень сложную, многоуровневую и полиструктурную, дидактическую систему, овладеть которой в совершенстве удается далеко не каждому учителю.
Мы рассмотрим здесь урок как среду взаимодействия учителя и учащихся и условия, при которых урок может стать средой взаимодействия.
Школьная среда является частью образовательной среды, и урок представляет собой локальный уровень той среды, в которой протекает основная школьная жизнь учителя и ученик . Именно на уроке происходит встреча учителя и ученика обучающего и обучающегося, перерастающая затем в процесс обучения. Именно на уроке они совместно начинают проектировать и строить такую образовательную среду, которая будет способствовать их взаимодействию, а значит, и развитию.
Взаимодействие - это взаимная связь двух явлений (С. Ожегов), процесс воздействия объектов друг на друга, взаимная обусловленность и порождение одним объектом другого, универсальная форма движения и развития (БЭС).
Проблема взаимодействия чрезвычайно актуальна, так как взаимная связь в повседневной школьной жизни постоянно нарушается или часто совсем отсутствует. Распространенным недостатком при анализе и оценке труда учителя является такой подход, при котором деятельность учителя (преподавание) рассматривается в отрыве от деятельности ученика (учение), деятельность ученика не берется во внимание, и она просто не организована должным образом. Прогрессивные отечественные педагоги, одним из которых был К.Д. Ушинский, уже в XIX веке приблизились к пониманию процесса воспитания и обучения как сложного взаимодействия учителя и ученика, в котором ученик является не только объектом, но и субъектом деятельности. И уже в XXI веке проблема выстраивания на уроке субъект- субъектных отношений все еще остается до конца не решенной. Взаимодействие участников образовательного процесса - это изменение системы взаимоотношений и действий между ними, только втаком случае возможно приближение к субъект-субъектной организации обучения.
Обучение - это двусторонний взаимосвязанный процесс, включающий преподавание и учение, предполагающий его участников: учителя и ученика. С одной стороны, в процессе обучения принимает участие учитель, который планирует свою деятельность, а также деятельность учеников на уроке, организует ее, контролирует, корректирует и анализирует; а с другой ученик как второй субъект процесса обучения должен уметь поднять на уроке сначала под руководством учителя, затем самостоятельно, а дома только самостоятельно те же самые функции, что и учитель, то есть планировать свою деятельность, организовывать ее, контролировать, корректировать и анализировать. Вот эта сторона процесса обучения является очень сложной и практически слабореализуемой, что и ведет к тяжелым последствиям - потере интереса ученика к обучению. Субъектность ученика в том и заключается, что он умеет учиться. Умеет планировать ожидаемые результаты, организовывать и контролировать свои действия на уроке, применять мыслительные операции и знания на практике, анализировать свой образовательный продукт и осмысливать полученные результаты. Но к этому он приходит не сразу, а возможно не приходит и совсем. Это зависит от многих обстоятельств и прежде всего от профессионализма учителя.
Попробуем определить условия, при которых урок может стать средой взаимодействия учителя и ученика.
Первым условием из них является целенаправленное планирование урока, когда все его компоненты (цель, содержание, методы, средства и формы) тщательно продуманы и подобраны так, что все они вместе или в отдельности способствуют созданию на уроке среды взаимодействия. Взаимодействие учителя и учащихся - это развивающее и развивающееся явление. Организовать взаимодействие, - значит, связать все составляющие процесса (цель, содержание, способы и формы организации результаты и позиции учителя и учащихся в отношении к указанным компонентам процесса обучения и друг к другу), привести их в единство, обеспечивающее достижение целей.
Начнем с первого компонента - целеполагания.то есть выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и реального воплощения. Прежде всего, целеполагание должно обеспечивать планируемый результат и быть субъектным.
Постановка целей и задач урока зависит от того, чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде: личности или общества; чья деятельность планируется на уроке, учителя или ученика, каким хотят видеть конечный результат урока участники процесса обучения.
Анализ результатов диагностики дидактических затруднений учителей - слушателей курсов в планировании и проведении урока, содержания поурочных планов учителей разных педагогических коллективов, открытых и видеоуроков свидетельствует, что в постановке учителем целей и задач урока в основном преобладают такие формулировки, как:
«познакомить» с тем или иным вопросом;
«раскрыть», «объяснить», «рассмотреть» содержание учебного материала и т. д.
Подобные формулировки отражают лишь сторону деятельности учителя на уроке, поэтому практически исключают сотрудничество участников процесса обучения.
Формулировки целей и задач урока «выяснить», «доказать», «определить», «создать», «исследовать» и т. д. определяют и деятельность учащихся на уроке, а значит, и предусматривают взаимодействие учителя и ученика, которое может изменить стиль их взаимоотношений.
Но смена формулировок не повлияет на ситуацию, если сам ученик не осознает и не определит цель собственной деятельности.
Чтобы ученик сформулировал цель и присвоил ее, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Только в этом случае цель учеником воспринимается как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступает как субъективная.
На современном этапе образования более значимой является ориентация на ценности, а не на конечные результаты, то есть каким быть человеку, а не кем быть. На первый план выходит самоценность ребенка. Ребенок является субъектом своего развития, когда из школьника превращается в учащегося, то есть в ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя. Помочь ученику раскрыть способности, увидеть свои возможности, овладеть учебными действиями и рефлексией - одна из важных задач учителя.
Вторым компонентом урока, способствующим созданию среды взаимодействия учителя и ученика, на наш взгляд, является содержание учебного материала, которое должно быть тщательно отобрано учителем, научно обосновано, логически выстроено и доступно.
Выделение ведущей идеи темы данного урока, основных понятий для усвоения их учениками, определение способов их раскрытия являются основой содержания. Содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика взаимосвязаны и взаимодействуют, как и все на уроке. Содержание должно отвечать не только требованиям государственного стандарта, но и ориентировано на личностное развитие и саморазвитие ученика. Решение данной проблемы требует от учителя постоянного обращения к существующему субъектному опыту школьника как опыту его собственной жизнедеятельности. Опыт этот необходимо перевести на научно значимые образцы, носителем которых является учитель. Знания учителя, его опыт и сам он становятся средством и условием такого развития и создают образовательную среду, которая способствует саморазвитию ученика.
Двусторонний процесс как раз и предполагает взаимодействие учителя и ученика на уроке как обмен опытом познания, как обмен содержанием.
С одной стороны, учитель:
- организует работу ученика с различной информацией;
- сам выступает носителем социокультурных образцов;
- реализует свой опыт в виде собственной позиции, суждения, оценки;
- добивается освоения учеником общепринятого содержания, опираясь на его субъектный опыт.
С другой стороны, ученик:
- имеет разрозненные представления, относящихся к различным областям знаний;
- сравнивает их с образцами в получаемой им из разных источников информации;
- выходит на новый образовательный продукт.
В результате такого взаимодействия он становится реальным субъектом своего собственного развития.
Третьим компонентом урока, способствующим созданию на уроке среды взаимодействия учителя и ученика, являются методы и приемы обучения. Их выбор - это тоже непростая проблема.
На сегодня известны десятки классификаций методов обучения, в каждой из которых есть свои достоинства. Для эффективного выбора того или иного метода обучения их необходимо не только хорошо знать, но и владеть ими, так как все они выполняют определенные функции в учебном процессе: обучают, развивают и воспитывают, побуждают к деятельности, контролируют и корректируют ход и результаты процесса. Методы взаимопроникают друг в друга и определяют взаимодействие на уроке.
Можно одним методом тренировать память и внушать отвращение к учению, а можно развивать самодеятельность, укреплять мыслительные способности, давать навыки логического мышления. Методы и приемы не могут быть случайными, учебный процесс осуществляется как на использовании традиционных методов, излагающих и воспроизводящих, так и современных, проблемных и эвристических.
Для создания среды взаимодействия на уроке необходимо отбирать называемые в новейшей литературе интенсивными методы и приемы обучения, способствующие вовлечению учащихся в активный учебный процесс. Это могут быть «открытые» вопросы, проблемные задания, работа с карандашом в руках, дебаты, «сократовские» диалоги, организационно-де-ятельностные и другие игры, «мозговой штурм» и др. Монолог должен соседствовать с диалогом и полилогом.
Четвертым компонентом урока, тоже не менее важным в решении поставленной проблемы, является форма организации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе, способ получения знаний. Использование только фронтальной и индивидуальной работы на уроке исключает взаимодействие, которое возможно при групповой и коллективной формах деятельности, способствующих возникновению контактов между учениками, развитию новых видов взаимодействий в урочной среде.
Ученик живет в школе в настоящем, а не только готовится к жизни в будущем. И урок для него - это часть его жизни. Ученик должен быть субъектом процесса обучения, а значит, и форма организации его деятельности на уроке должна быть соответствующей, то есть активной: групповой или коллективной, или любой из всех вышеназванных, но главное - субъектной.
Х.Й. Лийметс в своей книге «Групповая работа на уроке» пишет о важности организации в учебном процессе обмена информации между учащимися, то есть имеющимися у них сведениями по теме урока, той или иной проблеме, часто способствует проявлению взаимодействия. В результате общения также происходит обмен такими социальными ценностями, как взаимопомощь, одобрение, признание и др. Каждый ученик имеет определенные ожидания относительно одноклассника, коллектива в целом — он ждет признания, поддержки и помощи при возникших трудностях. У него у самого повышается ответственность за выполнение возложенного на него задания на уроке. Таким образом, заключает Лийметс, «коллектив и каждая личность состоит в отношениях обмена ценностями, выполняют рольдающего и получающего», взаимно обогащая друг друга.
При организации взаимодействия меняется коммуникативная деятельность учителя. Ему необходимо обеспечить взаимоотношения сотрудничества между учащимися в парах, группах, между группами, а также благоприятный эмоциональнопсихологический климат.
И учащиеся получают возможность стать на иные позиции по отношению к одноклассникам и классу в целом, выйти на контакты, содружество, деловое сотрудничество.
И именно групповая и коллективная формы деятельности позволяют реализовать в процессе обучения такую важную потребность ученика как общение.
К сожалению, в школах преобладает фронтальная форма работы, и автор, поднимая проблему создания на уроке среды взаимодействия субъектов обучения, обращает особое внимание на другие, реже используемые в силу разных обстоятельств, но более эффективные формы организации деятельности учащихся.
Разумное сочетание всех их на уроке является показателем уровня профессионализма учителя.
Итак, процессуальные формы взаимодействия субъектов обучения: целеполагание, отбор содержания, выбор методов и приемов, средств и форм организации деятельности ученика на уроке - должны быть направлены на организацию взаимодействия.
Вторым условием создания на уроке среды взаимодействия является учет факторов, влияющих на состояние ученика. Учитель, управляя процессом обучения, не может не учитывать их при планировании и проведении урока.
Факторы условно можно разделить навнутренние и внешние.
К внутренним можно отнести:
- актуальный уровень интересов и потребностей ученика, его субъективный опыт;
•качественный состав классного коллектива. Наличие в коллективе группировок и их интересов, лидеров (вожаков), звезд (любимцев класса), а также «преуспевающих», «отстающих», «отверженных» и др. Учителю важно видеть роль и место конкретного ученика в данном коллективе;
- взаимоотношения в коллективе (сотрудничество и взаимопомощь или господство и подчинение);
- уровень профессиональной компетентности учителя, опыт работы.
Из внешних факторов можно выделить:
- влияние на ученика средств массовой информации, культурных институтов, объектов духовной культуры, социума;
- отношение ученика и его семьи к школе в целом и конкретному предмету в частности.
Понятно, что знание факторов и их учет в организации действительного
взаимодействия участников процесса обучения потребует от учителя дополнительных затрат времени, сил и энергии, но это оправданные затраты.
Критерием качества образовательной среды и урока как ее части можно считать создание условий, способствующих:
- удовлетворению потребностей ученика в образовании;
- эффективному личностному саморазвитию.
Если они не будут созданы в школьной среде, то ученик начнет искать их вне школы. Тогда возникнут вопросы, под чье воздействие попадет ученик? Каков будет результат этого воздействия?
Третьим условием создания на уроке среды взаимодействия учителя и ученика является организация образовательного процесса, а именно:
- оформление классного помещения как образовательного пространства (расстановка мебели для возможно быстрой перегруппировки ученических мест, размещение наглядных пособий и технических средств обучения для удобного их использования и т. д.);
- его дидактическое обеспечение (совместное, учитель - ученик, планирование учебного процесса от замысла и проекта до результата, разработка раздаточного материала, наличие фонда справочной и другой литературы, создание системы обратной связи);
- использование различных форм и способов получения знаний учащимися;
- осуществление промежуточного и итогового контроля;
- создание системы педагогических воздействий, способствующих раскрытию индивидуальности каждого ученика, ведение наблюдения за его развитием;
- выбор различных форм взаимодействия и стиля коммуникаций с учащимися. Субъект -субъектные отношения.
Исходя из этого, урок как среда взаимодействия учителя и ученика продолжает обогащаться, обновляться и гибко реагировать на требования времени. Целью взаимодействия является создание системы возможностей для эффективного личностного саморазвития
ученика. Урочная среда в наших школах должна быть личностно-ориентированной развивающей средой, и это является одним из критериев «хорошей» школы, которую родители с удовольствием выберут для своих детей.
Решение поставленной проблемы во многом зависит от учителя, уровня его профессиональной компетентности, осознания своей роли в современных условиях, изменения позиции «непререкаемого авторитета». Школе нужен учитель, способный понимать внутренний мир ребенка и активно воздействующий на него, одобрение, признание и др. Каждый ученик имеет определенные ожидания относительно одноклассника, коллектива в целом — он ждет признания, поддержки и помощи при возникших трудностях. У него у самого повышается ответственность за выполнение возложенного на него задания на уроке. Таким образом, заключает Лийметс, «коллектив и каждая личность состоит в отношениях обмена ценностями, выполняют роль дающего и получающего», взаимно обогащая друг друга.
При организации взаимодействия меняется коммуникативная деятельность учителя. Ему необходимо обеспечить взаимоотношения сотрудничества между учащимися в парах, группах, между группами, а также благоприятный эмоциональнопсихологический климат.
И учащиеся получают возможность стать на иные позиции по отношению к одноклассникам и классу в целом, выйти на контакты, содружество, деловое сотрудничество.
И именно групповая и коллективная формы деятельности позволяют реализовать в процессе обучения такую важную потребность ученика как общение.