Применение техники оценивания «Карта понятий»
Шапирова Дауреш Нурболатовна
ГБС(К)ОУ С(К)ОШ №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Цель: выявить влияние техники « Карта понятий» формирующего оценивания на процесс преподавания
- 1. Реализация задач исследования:
Характеристика класса: Уровень обученности школьников: в 7а классе обучается 9 учеников, из них средний уровень – 5 ребенка, низкий уровень – 4 детей.
Описание техники оценивания
Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
- проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
- проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
- оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Помимо этого, учителя часто используют карту понятий для собственной подготовки к занятиям либо как графический органайзер во время урока, а также для того, чтобы подтолкнуть учеников к рефлексии своих знаний. Составление карты понятий может стать хорошим основанием для совместной работы в группах сотрудничества, расширяющей пространство понимания предмета для каждого из партнеров (рис. 1).
|
Концептуальные карты |
|
|
|||
проверяют |
|
|
могут использоваться для |
|
||
|
|
|
|
|
||
Ментальную |
|
|
это |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
структуру |
|
Двумерные |
Внутриклассного |
|
||
долговременной |
|
оценивания |
|
|||
|
диаграммы |
|
||||
памяти |
|
|
|
|||
|
|
|
|
раскрывающего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предположительно |
|
содержащие |
|
|
||
построенную на |
|
|
|
Обоз- |
Структуру |
|
|
Понятия |
|
знаний |
|
||
|
|
наченные |
|
|||
Соотнесении |
|
|
|
учеников |
|
|
которые строят |
линки |
|
||||
|
|
|
||||
|
|
и то |
|
|||
формирующем |
|
|
которые строят |
|
||
|
|
|
|
|
||
|
связан- |
|
|
осо- |
Как |
|
Иерархию |
|
|
беннно |
преподава- |
|
|
ные в |
|
|
|
|||
кластеров |
|
Пропозиции |
ние меняет |
|
||
|
структуру |
|
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Использование техники «Карта понятий» с целью обучения курса физики.
Перед практикой обучения и воспитания в современной школе стоят задачи реализации личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов в образовании. Обновляющейся школе требуются технологии обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы исследовательские, рефлексивные умения, формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является техника «Карта понятий», в основе которой лежитисследование, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, а также как процесс понимания развивается с течением времени.
- Техника « Карта понятий»- это техника универсальная и применима на любой ступени обучения при любом предметном содержании, что позволяет заменить традиционный урок объяснения нового материала уроком поиска и открытия новых знаний.
- Техника « Карта понятий»- ставит задачи создания условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, ставит задачи стимулирования активности учащихся в сочетании с предоставлением им свободы в изучении конкретного учебного материала.
- Учитель, таким образом, становится «проводником» в мир знаний: экспертом и консультантом при изучении теоретического материала.
Данная техника использовалась мною в7 классе, в разделе «Давление в твердых телах, жидкостях и газах» . В каждом разделе и на итоговом обобщающем уроке.
Анализ работы
Начиная работать с данной методикой, следует сфокусиро-ваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы:
Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
- Соответствуют ли линки между понятиями, представленными на карте, научному знанию?
- Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?
- Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?
- Как выполненные учениками карты меняются через не-сколько дней или недель?
Если преподаватель и ученики приобрели опыт работы с карта-ми, можно попробовать применить для их количественного оценивания одну или несколько оценочных рубрик (рис. 2.3). В наиболее распространенной схеме оценивания 1 балл дается за каждую корректную связь между двумя соседними понятиями; 5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень, 10 – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк) и 1 балл – за каждый пример.
Вывод: Помогают ученикам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета, поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.
- Помогают школьникам и учителю устанавливать существенные связи между понятиями.
- Обеспечивают ученикам доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с соучениками и преподавателями.
- Переносят акцент с инертных статических знаний к контекстно-обусловленным, от изолированных фактов – к связанным понятиям, включенным в единую теоретическую рамку.
- Помимо того, что они выполняют роль средства оценивания, помогают детям научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения.
Тем не менее у этого метода есть и негативные аспекты:
- Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.
- Оценивание карт может потребовать значительного времени.
- При оценке карт надо пользоваться проверенными схемами.
- Ученики, имеющую привычку к механическому заучиванию
и вербальным знаниям, испытывают очень серьезные трудности, сталкиваясь с картированием.
- Картирование – это сложное когнитивное задание, требующее подготовки и упражнения.