Метод проекта как средство воспитания социально ориентированной личности
Акиншина Е.В., Гладченко Е.П.,
преподаватели высшей категории
ГБОУ СПО колледжа парикмахерского искусства
и декоративной косметики «ЛОКОН»
"Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются"
Эразм Роттердамский
Что же можно считать проектом? Проект – это сумма приемов и действий обучающихся, которые проводятся в определенной последовательности с целью достижения поставленной задачи в виде некоего конечного продукта.
В теоретическом подходе к социализации, предложенном И. С. Коном, социализация понимается как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Современное поколение детей значительно более активно и развито, чем предыдущее. Оно быстро осваивает новые многочисленные средства передачи информации. Студенты интересуются многим, поэтому преподаватель должен быть эрудирован не только в области своих знаний, но также быть компетентным во многих сферах деятельности. Чтобы удовлетворить потребность студентов в знаниях преподаватель должен научить их искать ее, направить ребят в нужное русло, помочь определить интересные направления деятельности, увлечь своими идеями, носящими образовательный характер.
На наш взгляд, проект – это именно та форма обучения, которая, решая образовательные задачи учебного предмета, дает возможность студентам проявить свое творчество, фантазию, талант, возможность реализовать свои разнообразные способности, повысить самооценку.
Цель нашей статьи – поделиться с коллегами опытом применения проектной деятельности во внеурочное время как средство воспитания социально ориентированной личности в современных жизненных условиях. На сегодняшний день, одной из главных целей современного образования является воспитание подлинно свободной личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах.
В число важнейших задач образования входит подготовка студентов к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологизированном обществе. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.
Все эти задачи возможно решать в процессе работы над проектом. К несомненным достоинствам метода проектирования относится обучение публичному выступлению и ведению дискуссии, так как при современных методах аттестации, которая проводится в виде тестирования, учить студентов «говорить», используя термины и понятия, крайне необходимо. Другое достоинство проектной деятельности - групповая защита проекта, которая позволяет даже слабым ученикам проявить себя и почувствовать свою необходимость в работе, то есть создается ситуация успеха, что является немаловажной частью обучения. Таким образом, проект учит студентов самостоятельному критическому мышлению, формирует умение размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей, учит делать обоснованные выводы, учит принимать самостоятельные аргументированные решения, направлено на самооценку и саморегуляцию.
Наши выводы: проект многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.
Источником мотивации студентов в рамках проектной деятельности является достижение реального успеха (реальный успех — в данном контексте означает создание собственного проекта), а также возможность использования соревновательных механизмов.
Реализация проекта рождает уверенность у студента в своих силах и способствует конструированию на базе множества раздельных сведений и мыслительных схем, оставшихся от ранее изученных курсов, нового знания — и теоретического и технологического одновременно.
Используя проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности мы пришли к выводу, что более эффективным в рамках реализации воспитания социально-ориентированной личности является использование этого метода во внеурочной деятельности. Поэтому готовясь к проведению мероприятия , посвященного дню толерантности 16 ноября «Толерантность –диалог культур», мы использовали именно метод проекта. Были поставлены цели:
- формировать отношение к гуманистическим принципам толерантности
- воспитывать у студентов уважение к другим культурам, выражать великодушие и терпение
- развивать умение объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать , делать выводы
- развивать творческие навыки студентов, используя межпредметные связи.
Студентам были даны темы-задания: каждая группа должна была подготовить творческий номер ( танец, песня, стихотворение) и сделать презентацию , раскрывающую социокультурные особенности отдельного народа по своему выбору. Формируя творческие группы , студенты опирались на наличие творческих способностей (вокальные данные, танцевальные или ораторские навыки), национальные корни (особенно это коснулось подготовки заданий по таким национальностям как аланы, армяне, белорусы) и желание проявить себя в реализации проекта. Во время реализации подготовительной части проекта проводились консультации по подбору творческого материала( литература, музыка ,танец) с преподавателями , ведущими проект. Учитывались традиции и особенности в постановке танцев, в подборе костюмов, в исполнении песен( музыкальные, эмоциональные и языковые особенности). Все презентации в качестве гипотезы имели утверждение о самобытности и уникальности каждой национальности. Под нашим руководством главной целью каждой презентации стало доказательство необходимости воспитания толерантности в отношении к другим народам.
Защита проекта проходила в актовом зале колледжа в виде творческого концерта. Были представлены творческие номера по таким народам как:- аланы («Танец девушек»)
- русские (русский народный танец и песня)
- армяне (песня и стихотворение на армянском языке)
- белорусы (композиция :песня и танец о празднике Ивана Купалы)
- испанцы ( « Испанское фламенко»)
- греки ( танец «Сиртаки»)
- японцы («Танец с веерами» и песня на японском языке)
- мексиканцы ( танец и композиция «Путники в прериях»)
В заключение проводится рефлексия в форме письменного задания – высказать свою точку зрения по первоначальному проблемному вопросу: «Необходимость воспитания толерантности у современной молодежи»». Выбор ответа на практике оказывается неоднозначным, мнения расходятся. Но именно эта неоднозначность и является необходимой в этом проекте. Каждый ответ – это своя точка зрения. Для формулировки окончательного мнения необходимо аргументировать свой выбор, что активизирует мыслительную деятельность, учит анализу полученной информации.
Тезисы-правила:
1. Экспериментируй! Студенты не боялись экспериментировать , подготавливая творческие номера .
2. Проект не для всех — но для многих! Даже те студенты , которые не обладали особыми творческими способностями , попробовали себя в исполнении в исполнении номеров , преодолев стеснительность и неуверенность в себе.
3. «Мы» всегда лучше, чем «они»! При подготовке творческих заданий студенты групп работали в сотрудничестве, что способствовало развитию коммуникативных способностей и умению работать в сотрудничестве.
4. Создавать возможное! Студенты готовили задания, отталкиваясь от собственных умений и навыков. Многие из них ранее занимались в танцевальных и музыкальных кружках и школах, что дало им возможность быть лидерами в подготовке проектов в своих группах.
5. Искать союзников! Помощниками в реализации проектов были и преподаватели, и родители, и сами участники групп.
Исходя из опыта нашей работы, применяя проектный метод обучения, мы можем сделать вывод, что проектные задания позволяют заинтересовать студентов предметом, повысить качество обучения, добиться ощутимых результатов в формировании различных навыков и умений у каждого отдельного ученика, привлечь в помощники преподавателя родителей и таким образом воспитывать социально – ориентированную личность.
Использованная литература:
1. Клименко А.В., Подколозина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 9
2.Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - № 7
3. www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/monographs/Lukov&Minevich/
Личные данные:
1. Акиншина Евгения Викторовна, преподаватель высшей категории социальных дисциплин ГБОУ СПО колледжа парикмахерского искусства и декоративной косметики «ЛОКОН», AkinshinaEB@mail.ru, 8-921-323-74-95
2. Гладченко Екатерина Петровна, преподаватель высшей категории русского языка и литературы ГБОУ СПО колледжа парикмахерского искусства и декоративной косметики «ЛОКОН», 8-911-160-14-82