Образовательные технологии, как способ развития универсальных учебных действий
Воронина Екатерина Константиновна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №77
с углублённым изучением химии
Санкт-Петербурга
В современном мире приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Это означает, что фактически учитель создает условия, в которых становится возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности.
Обучение по образовательной программе РОСНАНО "Современные образовательтные технологии" помогло мне сориентироваться в огромном море современных образовательных технологий, чтобы применив их, я, как учитель, и ученик могли стать соавторами образовательного процесса.
Обучающие материалы, предоставленные участникам курса, были подробные, разнообразные, из них можно было выбрать те, которые наиболее полно отвечали моей педагогической концепции. По материалам курса мною был разработан ряд авторских методических материалов, которые успешно были апробированы на уроках в школе. Эти материалы и освоенные технологии позволят сформировать у школьников универсальные учебные действия по требованиям нового государственного образовательного стандарта.
Очень интересно было проанализировать уроки с точки зрения преобладающих типов интеллекта среди школьников. Это поможет в дальнейшем составить правильные технологические карты тем уроков, что позволит учащимся полностью раскрыть свой потенциал, а это в свою очередь, поможет сформировать у них личностные и познавательные универсальные действия.
В современном мире существует огромное количество текстовых источников информации, которые требуют от учащегося правильной организации работы с ними. На этом курсе был представлен широкий спектр современных технологий развития критического мышления. Я выбрала для описания и проведения открытого урока приём «тонких» и «толстых вопросов», который идеально подходит для анализа читаемого текста, а также развивает у учащихся умение задавать вопросы и простые, и требующие размышления или даже осмысления. Этот приём ещё хорош тем, что может использоваться как для индивидуальной работы, так и для работы в группах, он развивает у ребят личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На уроках английского языка применение коллективных способов обучения невероятно популярно, так как позволяет ученикам добиться лучших результатов освоения иноязычной речи в диалоге, при обсуждении текста или аудиотекта. Данная образовательная технология позволит сформировать у учащихся регулятивные и коммуникативные универсальные действия.
При обучении не обойтись без игровых технологий, элементы которых применялись, конечно, и ранее, но вот сейчас в рамках данного курса, было предложено создать игру «Крестики-Нолики» в совершенно новом ключе. И задание потребовало пересмотреть создание такой игры, а ребята смогли проявить с блеском свои знания и умения. Данная технология, на мой взгляд, позволяет развить у ребят все универсальные учебные действия.
И вот наступает тот момент, когда ученик должен показать свои продуктивные умения, а это неизбежно влечёт за собой оценку данных умений. Без контроля со стороны учителя, а что более важно - самоконтроля со стороны ученика, трудно представить себе современный процесс обучения. Чаще всего на итоговых уроках применяются тестовые задания закрытого и открытого типа, так как это отвечает требованиям экзаменационных заданий ЕГЭ.
В процессе освоения данного курса учитель сможет использовать современные образовательные технологии для того, чтобы, применяя их на уроках, он мог расширить сферу самостоятельности и ответственности учащихся для решения разнообразных учебных задач, в том числе творческих, включающих социальный контекст.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.