Опыт участия в проекте
Информационные образовательные технологии –
в учебный процесс
Смирнова Екатерина Викторовна,
педагог-психолог ГБОУ СОШ №264,
ГБОУ ЦПМСС Кировского района Санкт-Петербурга
С 2012 года наш Центр ГБОУ ЦПМСС Кировского района Санкт-Петербурга участвует в пилотном проекте СПбАППО-БОС "Информационные оздоровительные технологии - в учебный процесс". В данной статье я поделюсь своим опытом участия в проекте и некоторыми наработками, появившимися в результате полученных теоретических и практических знаний в НОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институте Биологической Обратной Связи».
В нашей стране метод лечебно-оздоровительного дыхания разработал ученый – физиолог Александр Сметанкин. Все исследования проходили под наблюдением опытных профессоров Московского Института экспериментальной медицины. Сейчас данная методика активно используется и приносит видимые результаты. Оздоровительному дыханию в Институте БОС специалистов образовательных учреждений обучали по специальной компьютерной системе. Диафрагмально-релаксационное дыхание, то есть животом (без движения грудной клетки) позволяет самостоятельно снять напряжение и справиться со стрессом. Специалисты, научившиеся правильно дышать, смогли успешно применять это умение не только при обучении детей диафрагмальному дыханию, но и в различных ситуациях своей повседневной жизни.
Диафрагмальному дыханию можно научить любого школьника или взрослого человека. Есть такая мышца-диафрагма. Она работает в организме как насос. При каждом вдохе и выдохе. Больше чем на 90 процентов работа этой мышцы обеспечивает газообмен человека. Внешне этот вид дыхания выглядит как дыхание животом. На вдохе живот должен обязательно, как шарик, надуться, а на выдохе он должен втянуться полностью. На вдохе диафрагма напрягается, а на выходе она расслабляется. Дыхание должно быть релаксационным, то есть вспомогательная дыхательная мускулатура не должна участвовать в процессе дыхания. Мышцы плечевого пояса и верхних отделов грудной клетки должны быть расслаблены.
После того как человек понял, что дышать нужно животом, начинаются сеансы БОС - тренировки.
Основные противопоказания:
- Повышенная судорожная готовность головного мозга;
- Выраженное органическое поражение головного мозга
- Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта
- Тяжелые формы психических расстройств;
- Сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения;
- Выраженные эндокринные нарушения;
- Наличие диафрагмальной грыжи;
- Тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца;
- Возраст пациента менее пяти лет.
Известно, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Эти изменения зависят от качества эмоций и от их интенсивности. Когда вы испытываете отрицательные эмоции, пребывая в состоянии гнева или раздражённости, когда вы страдаете, когда вы готовы отдаться злобе и чувственности. В такой момент ваши мышцы напряжены, дыхание стеснено, оно не регулярное, не ровное, с одышкой, пальцы рук сжаты в кулаки, вы покраснели или побледнели - это изменился тонус ваших кровеносных сосудов. Как правило, при плохом настроении обостряются болезни, ухудшается общее самочувствие. Чем дольше вы испытываете негативные эмоции, тем большую нагрузку получает ваша нервная система. Каждый человек должен научиться управлять собой, своим психическим и физическим состоянием. Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых ситуациях. Другими словами, очень полезно каждому владеть теми возможностями, которые заложены в психической саморегуляции. Так как эмоциональные состояния вызывают определенные изменения в физическом состоянии организма, возможен и обратный процесс – изменяя степень напряжения мышц, регулируя ритм дыхания, можно добиться изменений в эмоциональной сфере. То есть человек может научиться целенаправленно, воздействовать на свое эмоциональное состояние.
Как психолог, конечно же, в своей профессиональной деятельности я использовала дыхательные упражнения с целью успокоить и расслабить человека. Но я не задумывалась, что диафрагмальное дыхание повышает уровень концентрации внимания. Участие в проекте предполагало отслеживание воздействия дыхательных упражнений по специальной компьютерной системе БОС на процессы внимания детей и на их настроение. Проще говоря, я отслеживала динамику процессов внимания и настроения ребенка после диафрагмального дыхания.
Занятия проводились с детьми, наблюдающимися у невропатолога с СДВГ, дыхательные упражнения по БОС включались в основное занятие длительностью 45 минут, направленное на снятие напряжения, тревожности, повышение самооценки, развитие познавательных процессов и навыков общения.
К проведению уроков БОС - «Здоровье» родители отнеслись с интересом и охотно согласились на дополнение индивидуальных занятий с детьми оздоровительными процедурами по системе БОС. Ребята с интересом выполняли задания, правда постепенно повторяющаяся диагностика, предлагаемая в начале и в конце каждого занятия, стала восприниматься заданием скучным и однообразным. По этой причине детям дополнительно объяснялась важность и значимость данной процедуры, рассказывалось о результатах пройденных диагностик, отмечались их успехи, для детей это стало хорошей мотивацией при выполнении заданий.
Со слов родителей, после занятий дети были более расслаблены и спокойны, лучше засыпали вечером, улучшалось их поведение в школе, повышался самоконтроль, чаще наблюдалось хорошее настроение и реже отмечались эмоциональные вспышки. На протяжении всего периода сопровождения, ребята выражали желание посещать занятия, делились своими успехами и неудачами.
Отнести эти результаты только к дыхательным упражнениям по БОС, конечно, не представляется возможным, так как в работе использовались различные психотерапевтические методы, которые могли дать хорошие результаты. Но, исследуя, результаты диагностики проводимой сразу после дыхательных упражнений, можно сделать вывод, что данная методика заметно улучшает концентрацию внимания, особенно учитывая, что у троих из детей, показавших хорошую динамику, есть дефицит внимания по диагнозу невропатолога. Положительную динамику можно увидеть, сравнивая диагностику не только в начале занятия и в конце - после дыхательных упражнений, но и сравнив данные первого и последнего дня цикла занятий, а именно:
- точность выполнения заданий после дыхательных упражнений увеличивалась в среднем в два раза, что говорит об улучшении концентрации внимания. Учитывая диагноз детей (дефицит внимания) — это очень показательно.
- скорость переработки информации, после дыхательных упражнений, уменьшалась в среднем на 11%, что для детей с СДВГ также является положительным результатом, свидетельствующим о достигнутом расслаблении и успокоении нервной системы.
Подводя итоги результативности всех занятий, значительные улучшения показали 60% обучающихся, улучшения - 20% (ребята с сильной утомляемостью), хорошую динамику в эмоциональной сфере показали 20% обучающихся с изначально высоким уровнем внимания.
Из полученных результатов можно смело сделать вывод о значительной пользе подобных занятий для детей с повышенной тревожностью, дефицитом внимания и гиперактивностью.
Данный проект подарил мне еще один маленький секрет в мою «копилку секретов», которыми я охотно делюсь с ребятами. Дети, использующие хотя бы 2-3 дыхательных упражнения перед проверочными и контрольными работами, значительно сокращают количество допущенных ошибок по невнимательности.