Обучение решению задач – эффективный инструмент для достижения планируемых образовательных результатов в учебном процессе
Давыдова Людмила Константиновна
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
учитель математикиГБОУ СОШ №158
Санкт-Петербурга
«Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть»
М. Башмаков
Федеральные образовательные стандарты второго поколения нацелены на развитие индивидуальности обучаемого, на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитание, обеспечивающих развитие каждого школьника, его познавательных способностей и личностных качеств. Математика является универсальным инструментом формирования и развития у школьников «умения учиться». В системе общего образования данный предмет занимает одно из центральных мест, что, несомненно, свидетельствует об уникальности этой области знаний. Важность всеобщности качественного математического образования сейчас не вызывает сомнения. Его значимость определяется и объясняется в первую очередь ролью математики в современном мире, ее всеобъемлющим проникновением во все сферы человеческой деятельности, заключенным в ней потенциалом и всё возрастающими возможностями.
В настоящее время под образовательными результатами подразумеваются метапредметные и личностные результаты, определяющие мотивацию, направленность деятельности человека. Новые требования к результатам образовательной деятельности требуют определенных изменений в содержании и организации процесса обучения.
Конечный образовательный результат достигается в том случае, если изменится методика обучения, которая будет стимулировать самостоятельную и творческую деятельность ученика, а также происходит смещение содержательных акцентов с передачи и накопления информации на формирование предметных и универсальных способов действий, создающих опорную систему знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени.
Обучение искусству решать задачи создает условия для формирования у учащихся определенного склада ума, для развития интереса к закономерностям, возможность наблюдать за красотой и гармонией человеческой мысли. Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой построения и проверки гипотез, учит формулировать и сравнивать различные факты, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения.
Понимание задачи как проблемной ситуации, в которую попадает учащийся в процессе своей учебной деятельности, позволяет выделить пять типов учебно-познавательных задач: стандартные, обучающие, поисковые, проблемные и креативные - и соотнести каждый тип задач с уровнем познавательной и творческой деятельности.
В процессе образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе. Затем в основной школе - задачи, в том числе и творческие, включающие социальный контекст. И наконец, приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач - в старшей школе. Решая учебные задачи, учащиеся включаются в самостоятельную познавательную деятельность, они познают ранее неизвестные для них свойства изучаемого объекта, раскрывают причинно-следственные связи, знание которых позволяет более глубоко ориентироваться в явлениях действительности, овладевают новыми методами изучения фактов, закономерностей, теорий.
Основные затруднения у учащихся возникают, прежде всего, на начальных этапах процесса решения задачи. Часто она оказывается трудной потому, что учащийся привык работать над задачей только в ситуации выбора, то есть выбирать одну из известных ему альтернатив, полагаясь на прошлый опыт. Учащиеся привыкли применять к решению задач известную им последовательность действий, часто не проводя критического анализа условия с выдвигаемой гипотезой, не осуществляя должного анализа полученных результатов.
Необходимым условием обучения решению задач является рассмотрение различных видов действий учащихся на каждом этапе ее решения.
При деятельностном подходе к обучению основным элементом работы учащихся является решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. В этом случае фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик может сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую обществом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Смысл решения учебных задач состоит не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для теории и практики, а в то, чтобы сформировать у учащихся определенную систему знаний, отношений и практических умений.
Выделяют четыре основных этапа в структуре деятельности по решению учебно-познавательных задач:
- анализ состава задачи;
- поиск (составление) плана решения;
- осуществление найденного плана решения и доказательство, что полученный результат удовлетворяет требованию задачи;
- обсуждение (анализ, изучение) найденного решения.
Целью деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Особо актуальным в настоящее время считается развитие интеллектуальных навыков конструирования и моделирования математических задач. Если при обучении математике учащихся основной школы систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задания, то повысится интерес к изучаемым объектам, и, как следствие, качество математической подготовки к предмету.
При решении стандартных и обучающих задач от учащегося требуется соотнести между собой знания и действия, полученные ранее и не выходящие за рамки стандартных ситуаций.
Немаловажную роль в успешном решении задач играет целенаправленность поиска решения, т.е. сознательное ограничение числа проб и ошибок, характерных для начальной его стадии.
Иногда учащийся не в состоянии самостоятельно проанализировать задачу и решить ее без помощи учителя. Однако в этом случае не следует сообщать ему готовое решение, а тем более заставлять школьника заучить данный в готовом виде способ действия.
При создании оптимальных условий, которые бы активизировали мыслительную деятельность учащихся при решении задач, весьма часто применяется особый дидактический прием, называемый системой подсказок. Система подсказок, состоящая из вспомогательных задач, вопросов, не подменяя мышление школьника, придает ему нужное направление, т.е. делает поиск решения целенаправленным.
Полезность упорядочения поисковой деятельности в процессе решения задач школьникам следует продемонстрировать на эффективно подобранной задаче и ее решении.
Эффективный вид работы – проверка задачи и составление аналогичной задачи. Выполняя проверку, учащихся прослеживают путь решения задачи. Хорошо, если используется, там, где это возможно, несколько способов проверки. Видов работы может быть огромное множество. Чем больше видов используется на уроке, тем полнее работа по укрупнению дидактической единицы. К каждой задаче рекомендуется записывать краткую запись. Ученики сами любят придумывать вид работы над задачей, который ещё не использовался на уроке.
Постановка задачи с дополнительными вопросами на уровне осмысления решения задачи позволяет учителю применять дифференцированный подход при обучении и постепенно приобщать учащихся к творческой деятельности через видение, постановку, осмысление вопросов поискового и исследовательского характера.
Содержание учебно - познавательных задач направлено на всестороннее раскрытие свойств рассматриваемого объекта или явления, что позволяет учащимся составить целостное представление о предмете изучения. В процессе их решения учащиеся учатся применять знания из разных областей знаний, выходят на новый, личностный уровень осмысления изучаемых объектов, формируя содержание личностных смыслов, обретают индивидуальный духовно-нравственный и социальный опыт.
Список литературы:
1. Абдулаева О.А. «Уровни познавательной деятельности учащихся при решении учебных задач». Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки.-2006.-Вып. З.
2. Демидова Н.З Рефлексивный анализ учебных задач как средство развития умственной самостоятельности учащихся: дисс. на соиск. учен. степени канд.пед. наук.-2005.
3. Пойя Д. Как решать задачу: пособие для учителя пер. с англ. Под ред. Ю.М.Гайдука.-М.:Учпедгиз.-1959.
4. Современные образовательные технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б.Даутова,Е,В,Иваньшина,,О.В.Ивашедкина,Т,Б.Казачкова,О.Н.Крылова,И.В.Муштавинская.-СПб:КАРО, 2013.
5. «Естественно-научное образование в идеологии стандартов второго поколения: проблемы и решения» монография: сост. О.А. Ивашедкина, науч. ред. И.Ю.Алексашина -СПб. АППО2012-(Научные школы Академии).