Воспитание средствами иностранного языка
в школе
Молчан Елена Александровна
Воспитание в наши дни получает особое значение. Но, однако же, при всей остроте вопросов воспитания в сегодняшних условиях они не всегда адекватно рассматриваются в теории и практике образования. В частности, воспитание еще нередко трактуется «вообще», безотносительно к тому, каковы взгляды преподавателей по проблеме осуществления воспитательной работы, каковы возможности их учеников. Сегодня воспитанным человек должен быть не только как член общества, подчиняющийся правилам, нормам человеческого общежития, по и как «просто» профессионал или носитель иной социальной роли. Ведь воспитание — это формирование целостного, основывающегося па нравственности человека, многомерного его взгляда на действительность, на способы существования в ней. Такая целостность, многомерность обусловливается разными, реализуемыми человеком, сторонами его оценки выполняемой актуальной деятельности, определяющими своим содержанием направления воспитания. Последние, в свою очередь, выражают собой влияние на становление общей позиции человека, в ее разных, соответствующих составу этих направлений интерпретациях. На основании изучения вопросов воспитания на уроке иностранного языка с позиции изложенного выше, а именно: изучения целей иностранного языка как учебного предмета в практике его преподавания и анализа вопроса в психолого-педагогической и методической литературе, считаю возможным констатировать следующее: - В иностранном языке как в учебной дисциплине потенциально заложены большие воспитательные возможности, т.к. изучение иностранного языка способствует речевому и общему развитию школьников и в целом совершенствует культуру общения, приобщает школьников к культуре другого народа. - Иностранный язык является существенным, формирующим личность фактором, который необходим для разностороннего развития учеников и полноценной реализации их возможностей в будущей самостоятельной жизни. - Обучение иностранным языкам, как и обучение любому другому учебному предмету, преследует всегда воспитательные цели, которые заключаются в том, чтобы средствами иностранного языка развивать у школьников коммуникативную культуру, т.е. формировать коммуникативную компетенцию, культуру восприятия, развивать зрительно-слуховое восприятие и воображение школьников, осознание ими эстетики бытия, развивать умения эстетически оценивать формы проявления культуры, формировать у школьников культуру мира, формировать мировоззрение, конкретные черты и качества личности: способность к сопереживанию и проникновению в суть идей, выдвигаемых другими людьми, гуманистическую направленность личности, воспитать потребность в самообразовании, способствовать самоопределению, самопознанию и нравственному формированию личности. - Иностранный язык – это образовательная область, формирующая личность, всесторонне-развитую, высококультурную и духовно богатую, имеющую гуманистические ценностные ориентации и готовую осуществлять межъязыковое взаимодействие в контексте диалога культур. Главная задача иностранного языка – способствовать социализации личности учащегося. При определении возможных путей реализации воспитательной цели обучения на уроках и во внеурочной деятельности средствами иностранного языка выясняется, что оказывать воспитательное влияние на учащихся посредством иностранного языка можно как через содержание обучения, через организацию обучения, т.е. приемы, формы и методы работы, так и посредством личного примера и обаяния учителя иностранного языка. Рассмотрев состояние вопроса воспитания учащихся средствами иностранного языка в школе был сделан следующий вывод – хотя вся совместная и индивидуальная деятельность нацелена на развитие интеллектуальной, нравственной и эмоционально-волевой сферы личности воспитанников, воспитательный потенциал иностранного языка недостаточно реализуется в процессе его преподавания. И хотя в качестве принципов выступают основополагающие идеи или главные правила построения воспитательного взаимодействия, к примеру, духовности и душевности; защищенности и комфортности; доверия и открытости; сотворчества и содружества; индивидуальности и личностной ориентированности, также были выявлены проблемы осуществления воспитания учащихся средствами иностранного языка, а именно: - отсутствие готовности у учителей иностранного языка признавать должное значение данного предмета в воспитании учащихся; - неумение применять на практике методы, приемы и формы воспитательной работы; - проблема выбора и применения методов и технологий осуществления воспитательного процесса; - сложность осуществления педагогического общения на иностранном языке; - неумение слушать и слышать; - недооценка учителями иностранного языка значения подбирать дополнительный материал и адекватные средства обучения к каждому уроку помимо стандартного учебника. На основании изложенного правомерно предположить, что проблема воспитания учащихся средствами иностранного языка имеет комплексный характер. Ее корни кроются в недостаточной теоретической разработке воспитательных целей обучения средствами иностранного языка. Следует также помнить, что в качестве главных критериев и показателей результативности воспитательного процесса выступают либо воспитанность детей, либо сформированность жизненно важных потенциалов личности учащихся, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.