Нетрадиционные методы обучения
Тарасоа Светлана Петровна
Учебно-воспитательный процесс должен быть имитацией той среды, которой живут и трудятся учащиеся, он должен содержать конкретные цели и задачи, обеспечивать формирование у учащихся способность решать практические задачи. В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия учебно-воспитательного процесса, ведущего поиск путей и способов решения учебных проблем.
Современный урок – это обеспечение творческого поиска учащихся под руководством педагога.
Высокая эффективность занятия достигается, как показывает педагогическая практика, когда сливаются воедино активность и творчество учителя и ученика.
Преподавание охватывает работу учиться от подготовки урока к проверке качества и анализа приобретенных знаний, умений и навыков. Педагог должен проанализировать учебную программу, соотнести основные понятия с фактами, решить, какие ранее усвоенные знания будут использованы для эффективного изучения содержания урока. Далее он обязательно должен выделить стержень знания, теоретические выводы, оценки, определения и главные факты. Затем продумать, как будет реализовывать образовательные, воспитательные и развивающие возможности содержания урока, далее учитель определяет организационно-методическую сторону занятия: отбирает приемы обучения, формирует познавательные задания, продумывает организацию дифференционной помощи «слабым» учащимся, планирует закрепление знаний и умений групп и отдельных учащихся. Таким образом, подготовить урок – это значит определить содержание занятия, выделить объекты и самостоятельную работу обучаемых, прежде всего мыслительную способность привести к достижению поставленных целей.
В педагогической практике необходимо разумное сочетание различных приемов и методов, таких как школьная лекция, рассказ, семинарское занятие, различные виды самостоятельной работы, должны быть и менее используемые более сложные, но дающие более высокие результаты, методы. Чтобы успешно их применять, педагог должен познакомиться с принципы работы нетрадиционных, активных методов обучения.
Деловая игра – это имитация реальных процессов, в которой ее участники воплощаются в действующие персонажи и выполняют их роли. Деловая игра является репетицией учебной, производственной или общественной, социальной деятельности. Она дает возможность поиграть практически любую ситуацию в лицах встать на их место, понять, что ими движет. В системе активного обучения используется пять видов деловой игры:
- Имитационные игры.
- Операционные игры.
- Исполнение ролей.
- Инсценировка.
- Психодрама и социодрама.
Процесс деловой игры состоит из нескольких этапов.
- Подготовительный (учебная цель, описание проблемы, план игры, описание игры, содержание ситуаций, характеристики действующих лиц).
- Подготовка аудитории (режим работы, цель, проблема, обоснование ситуации, выдаются материалы).
- Изучение ситуаций, установок, инструкций.
- Проведение игры (процесс игры).
- Анализ (обсуждение и оценка результатов игры).
Общими принципами организации деловых игр являются:
- Динамизм проведение, определяется сменой игровых ситуаций в результате взаимодействия участников.
- Групповая форма организации, при которой участники объединены в небольшие коллективы, выполняющие общую роль.
- Самоуправление, как внутри игровых групп, так и в игре в целом.
- Состязательность в выполнении заданий.
- Стимулирование участников игры.
ЛИТЕРАТУРА
- Е.Д. Полнер Современный урок. Его методическое обеспечение. Пособие для учителей. 2000
- А.Н. Неверивен, Т.И. Чалых Товароведение и организация торговли непосредственными товарами. Профессиональное обслуживание. Малое предпринимательство.