Современные образовательные технологии в учебном процессе
Филатова Наталия Николаевна,
преподаватель химии
Колледж судостроения и прикладных технологий
Мир не стоит на месте и современные технологии проникают в нашу жизнь не только на рабочем и бытовом уровнях, но и внедряются в то, с чем мы имеем дело на самых первых порах нашей жизни – в образовательный процесс.
Что такое современный образовательный процесс? Это процесс, в течение которого учитель умело, использует разные методы и способы подачи материала, направленные на максимальное раскрытие личности ученика, развитие его возможностей и активного умственного роста. Успех любого процесса имеет три составляющие:
– четко намеченная цель – чего учитель хочет добиться;
– правильно поставленная задача – каковы действия учителя, для достижения цели;
– правильно подобранные средства – дополнительные средства подачи материала, призванные вызвать интерес к предмету.
Взаимодействие с учащимися должно основываться, в первую очередь, на взаимном интересе к изучаемому материалу. Еще К.Д. Ушинский считал, что важнейшим побудителем учебной деятельности является интерес. Так как же побудить интерес? Как вызвать любопытство? Эти вопросы остаются открытыми на протяжении всей истории педагогики. На сегодняшний день, все более актуальным становится использование деятельностных методов подачи материала, которые побуждают ученика занимать активную позицию – самостоятельно собирать и анализировать информацию, строить и доказывать гипотезы, делать выводы. Все это говорит о том, что у современного ученика должен быть сформирован универсальный комплекс действий, позволяющий самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, переработку и усвоение получаемого материала. Одним из методов может являться такая форма подачи материала, при которой цикл получения и закрепления материала поделен на две части:
– получение знаний при помощи активных форм познания;
– закрепление материала при помощи компьютерных технологий.
Одной из удачно разработанных активных форм познания являются «живые квесты» - приключенческая игра с особым сюжетом перенесенная на урок, где каждому ученику или группе учеников отведена особая роль. Преимущества такой подачи материала очевидны – коммуникативное взаимодействие с другими игроками, полное погружение в материал, самостоятельная постановка задач и поиски их решения. В процессе «прохождения квеста» учащиеся «проживают» конкретные ситуации, проникают вглубь процесса и одновременно с этим и сами становятся его частью и имеют возможность понять механизм изнутри. Немаловажно и то, что такая форма подачи материала обуславливает плотное взаимодействие в тандеме «учитель – ученик», где обязанности каждого четко распределены. От учителя требуется правильно выстроить канву задания:
– придумать интересную завязку события, с четко сформулированной целью поиска;
– продумать этапы прохождения квеста с подсказками к дальнейшим действиям на каждом из них;
– указать источники информации для выполнения заданий.
От ученика, в свою очередь требуется:
– понять свою роль в происходящем процессе;
– продумать схему действий для решения поставленных задач, задействовав поисковые и коммуникативные навыки;
– добиться конечной цели;
– проанализировав совершаемые действия, приготовить отчет.
Создаваемые квесты могут быть различной тематики и полноты. Могут быть кратковременными и затрагивать отдельный вопрос или проблему, а могут быть растянутыми на длительный срок и охватывать целый предмет. Актуальность такой подачи материала, с точки зрения самостоятельного добывания информации, неоспорима.
Компьютерные технологии в современном мире заняли прочное место позицию в нашем повседневном окружении, и становится все более целесообразным плотно задействовать их в образовательном процессе. Закрепление материала при помощи компьютерных технологий – это практически универсальная форма, позволяющая решить несколько учебных задач одновременно: визуализация и систематизация пройденного материала; проверка знаний; возможность ориентироваться в профильных программах. А так же побуждение интереса посредством близкого ученикам канала подачи информации.
Исходя из намеченных целей и поставленных задач, современному учителю следует не только давай ученикам блок знаний, в виде некоторой сухой системы, а вызывать в них любопытство, мотивировать на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы. Необходимо создание такой образовательно среды, которая бы представляла учебный курс одновременно и рациональной системой знаний, и ярким, запоминающимся материалом. Внедрение современных технологий в программу урока поможет ученикам развиваться не только как актуальным сегодняшнему дню специалистам, но и научиться реализовывать свои возможности.