Развитие у школьников универсальных учебных действий
Королькова Светлана Львовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия №505
Умение учиться – важный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций. Я разработала серию уроков для 7 класса по теме «Предлог» и провела эти уроки по рейтинговой накопительной системе. К каждому уроку составлялась рабочая карта, которая включала 5 этапов с заданиями разного уровня по теме. Технологическая карта имеет большую практическую значимость, так как она включает характеристики разных уровней сформированности тех или иных универсальных учебных навыков, помогает четко построить процесс обучения. В классе были те ученики, кто выбирал стандартные задания первого уровня, и те, кто сразу принимался за выполнение заданий повышенной сложности. От урока к уроку становилось все больше таких учащихся, кто выбирал задания второго уровня, так как за их правильное выполнение можно было получить больше баллов. На выполнение заданий отводилось определенное количество времени, что дисциплинировало учащихся и приучало их рассчитывать хронометраж. А это довольно важный аспект, так как при сдаче ГИА и ЕГЭ необходима самодисциплина. После каждого этапа задания проверялись, причем мы договорились с ребятами, что исправлять до проверки можно, эти исправления потом не учитываются при выставлении баллов. А во время проверки исправления выполняются только зеленой ручкой. За активную работу на уроке можно получить бонусы. Универсальные учебные действия создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Ребята быстро освоили правила заполнения технологической карты урока, достаточно объективно оценивали свои навыки и умения. Безусловно, после моей проверки выставленные баллы корректировались, так как при выполнении заданий 4 и 5 этапов допускались орфографические и пунктуационные ошибки. Однако некоторые недооценивали себя, приходилось стимулировать таких учеников дополнительными баллами за грамотно составленный текст или за умение применить правило. Начиная с третьего урока изучения темы, вводилась следующая дифференциация: за первое задание можно было получить 2 балла, если ученик смог записать текст и расставил недостающие знаки препинания, но допустил ошибки. Если же записал текст грамотно и расставил знаки препинания, то получал 3 балла. За выполнение второго задания можно было получить 4 балла, если смог составить или продолжить, но не все предложения. Если сумел грамотно составить свои предложения, то получал 5 баллов. Обязательным учебным действием являлась рефлексия в конце урока. Именно рефлексия учащимися своих действий помогала осознать им все компетенции. Оценив свою деятельность на уроке, ученики заканчивали предложения: «Было трудно…», «Было интересно…», «Теперь я могу…», «Я бы хотел научиться…» Стоит отметить, что наибольший интерес вызывали задания творческого характера, когда нужно было или конструировать предложения, или откорректировать текст, или создать свой собственный. Однако именно такие задания трудней всего было оценить баллами. В конце темы был проведен контрольный диктант, за грамотно написанный текст отводилось 30 баллов, за грамматическое задание – 10 баллов. Обычно ученики с трепетом ожидают отметок за контрольную работу, здесь же все чувствовали себя достаточно комфортно: не было неудовлетворительных отметок. За допущенную орфографическую ошибку снимался балл, за пунктуационную ошибку – полбалла. После изучения темы можно сделать вывод о преимуществах, связанных с использованием рейтинговой накопительной системы как средства успешного усвоения знаний учащихся. Позволяет осуществить индивидуальный подход к обучению и дает возможность более эффективно организовать деятельность учащихся; Стимулирует максимально возможный интерес учащихся к каждой конкретной теме урока; Позволяет охватить всех учащихся в процесс обучения без исключения, поскольку каждый должен выбрать задание по силам и выполнить его в рабочей карте; Каждый урок включает не менее пяти видов учебной деятельности, что позволяет отработать умения навыки, связанные с орфографической и пунктуационной зоркостью; Позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, особенно для тех учеников, которые испытывают определенный дискомфорт на уроках; Дает возможность уменьшить число «необучаемых» учеников. Нельзя не отметить трудности, с которыми может столкнуться педагог. Прежде всего, это колоссальная подготовка, связанная с подбором заданий разного уровня. К сожалению, в учебнике под редакцией М.М.Разумовской мало упражнений практической направленности, поэтому приходилось самой подбирать и составлять задания. Каждый новый урок не должен повторять предыдущий, иначе у детей не будет интереса.