Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Холина Светлана Аркадьевна (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
воспитатель, Федеральное государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации

 

Использование современных образовательных технологий
на уроках самоподготовки в ФГКОУ
Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации

Введение

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики, поиска инновационных средств, форм и методов воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. 

Сегодня часто можно услышать: «Школа будущего - это школа воспитания». И это правильно, ведь в современных условиях «обесценивания» человека, именно Человек должен стать высшей ценностью! Увидеть в ребенке интересную личность со своим неповторимым миром, создать оптимальные условия для полноценного развития личности, помочь в решении этих задач педагогам - основная задача педагога-воспитателя.

 

Понятие современных образовательных технологий.

Для реализации познавательной и творческой активности кадет в воспитательном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать время, отведенное на выполнение домашнего задания. По определению Н. Щурковой, педагогическаятехнология - это система профессиональных операций, позволяющих педагогу тонко прикоснуться к личности ребенка, чтобы вовлечь его в деятельность и проживание ценностных отношений. Каждый педагог, работающий с детьми, владеет своей системой методов и средств, все чаще в последнее время называемых технологиями. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, независимо от возраста и уровня образования. В корпусе тоже используются образовательные педагогические технологии, которые применяются в воспитательном процессе. 

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет воспитателю:  отрабатывать глубину и прочность знаний, закреплять умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;  воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. 

 

Виды современных образовательных технологий используемых на уроках самоподготовки.

 

Игровая технология.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике, занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество в труде и  воспитании кадет. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках самоподготовки при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность обучающихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед кадетами в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

При использовании игровых технологий на уроках самоподготовки необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для обучающихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках самоподготовки.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроках самоподготовки;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок – конкурс, например, между отделениями класса);

3) использование игры на определённом этапе урока самоподготовки  (начало, середина, конец; закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

4) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, и т.п.), которые могут проводиться между кадетами разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает ребятам выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность кадет, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе, сочетание элементов игры и обученья во многом зависят от понимания воспитателем функций педагогических игр.

Технология консультанты на опросе (опыт А.Ф. Акентьевой, г. Новосибирск)

Цели:

- активизация деятельности обучающихся,

- обучение кадет сотрудничеству,

- повышение объективности оценивания,

- активизация обучающей функции при опросе.

Эта технология может применяться в любом классе при изучении учебных предметов.

На подготовительном периоде назначается старший консультант класса по определенной теме, обычно по той, которую изучали сегодня на уроках по какому – либо предмету. Назначаются также старшие консультанты по рядам.

Кадеты сдают свои тетради с домашними заданиями консультанту своего ряда, который проверяет правильность выполнения работы. В это время к доске вызывается пара (старший консультант – кадет) и выполняют  задание домашнее задание по какому – либо предмету.

Кадет выполняет задание, а консультант внимательно следит и в случае необходимости подсказывает алгоритмы решения задачи и т. п.

Назначить отвечающих у доски может как воспитатель, так и старший консультант ряда.

 Одновременно с работой ученических пар у доски может проводиться фронтальный опрос обучающихся, сидящих на своих местах.

Итак, одновременно работают пары у доски, на своих местах, консультанты ряда проверяют домашние работы. Вызванные к доске кадеты, отвечают на вопросы ребят своего ряда, старший консультант класса наблюдает за работой, отвечает на вопросы обучающихся, консультантов ряда.

 Минут через 7-10 работа останавливается. Консультант дает оценку работе кадета, с которым он сотрудничал. В оценке отмечается степень самостоятельности, точность ответов на вопросы.

После этого выставляется устная отметка консультанту у доски, воспитателем класса и кадетами, которые задавали вопросы старшему консультанту.

Консультант класса может быть опрошен воспитателем до занятий самоподготовки.

Инсценировка «консультанты на опросе» включает обучающихся в управление учебным процессом на этапе контроля знаний и умений учащихся.

Технология разработана хорошо. Результативность оправдывает затраченное время. Требуется подготовка воспитателей и кадет. Применяться может редко в средней школе, и более часто в старшей. Противопоказанием являются недостаточная подготовка педагогов и обучающихся.

Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин)

В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения — «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО) - работа учащихся в парах сменного состава».

        При реализации данной технологии на уроках самоподготовки могут использоваться два вида парной работы:

 

Статическая пара, которая объединяет по желанию двух кадет, меняющихся ролями «преподаватель» - «кадет» (пару могут составить два «слабых» кадета, два «сильных», «сильный» и «слабый» — при условии взаимного расположения);

Динамическая четверка: четверо обучающихся, кадет обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

 

Основные преимущества данной технологии:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит  мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Каждый кадет чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.

У ребят повышается ответственность не только за  свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

Отпадает необходимость в сдерживании темпа  продвижения одних и в понукании других обучающихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных  связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

 

 Технология групповая 

 

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Кадетам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

   Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса на уроках самоподготовки, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

 

К групповым способам обучения на уроках самоподготовки можно отнести:

 -классно урочную организацию;

  -формы дифференциации учебного процесса;

 -дидактические игры и др.

 

Цели групповой технологии:

- Обеспечение активности учебного процесса.

 - Достижение высокого уровня усвоения содержания.

 - Развитие мышления обучающихся.

 - Концептуальные позиции

 

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

-взаимное обогащение обучающихся в группе;

-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

-распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

-коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

-обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;

-рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

 

 Особенности организации групповых форм обучения.

- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или воспитателя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

 

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения кадет разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости обучающихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

 

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

 

При групповой форме работы кадет на уроке самоподготовки возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ребенку как со стороны воспитателя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.

 

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов (по теории Г.К.Селевко):

Подготовка к выполнению группового задания.

 

-Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

- Инструктаж о последовательности работы.

- Раздача дидактического материала по группам.

 

Групповая работа.

- Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

- Распределение заданий внутри группы.

- Индивидуальное выполнение задания.

- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

 

Заключительная часть.

- Сообщение о результатах работы в группах.

- Анализ познавательной задачи, рефлексия.

- Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация воспитателя на группу.

 

Во время групповой работы воспитатель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся и группе в целом.

 

Заключение.

Содержательный компонент воспитательной технологии так же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и от него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно - ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Немаловажную роль в использовании современных педагогических технологий играет тесная взаимосвязь между воспитателем и преподавателями, работающими в классе. Только при их взаимодействии возможен положительный результат учебно-воспитательной деятельности.

 

Овладение педагогом той или иной педагогической (воспитательной)  технологий не освобождает учителя или воспитателя от творческого решения психолого-педагогической ситуации, рождающейся ежеминутно в его работе с детьми, а наоборот, обеспечивает готовность к творческому решению. По мнению В. Питюкова, главное – не наличие или отсутствие заготовленных рецептов, а способность «конструировать» воздействие из резерва освоенных элементов, своеобразное сочетание которых в конкретной ситуации обеспечивает педагогу возможность творчества в поиске и реализации своего влияния на детей.

Литература.

Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги. Школьное планирование.- 2010.-№2.

Громыко, Г. Обучение в парах – и просто. Директор школы.- 2010.-№3.

Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой. Народное образование.-2008.-№1.

Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке. Математика. Газета изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М:Танио, 1989.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб: КАРО. – 2004.

Новикова, А.М. Методология игровой деятельности.  Школьные технологии.- 2009.-№6.

Рачевский, Е.Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего. Директор школы.- 2010.-№1.

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»