Яковлева Наталия Николаевна,
читель истории и обществознания,
гимназия №209,Санкт-Петербург.
В настоящее время проблемное обучение занимает особое место среди методов обучения. Постоянно требующее творческого подхода, не терпящее стандарта, оно способствует наиболее полному использованию мыслительных способностей учащихся. Развитие творческой личности, способной самостоятельно усваивать материал на основе логического познания, является главным требованием проблемного обучения.
Проблемно–познавательные задания, являясь одной из форм проблемного обучения, отвечают всем его требованиям.
Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методы, решения которых ему ещё не известны.
Цель использования этого метода – творческое
интеллектуальное усвоение учениками материала. Сущность метода: перестановка образовательных акцентов с выслушивания учениками предметного материала на их деятельность и развитие мышления.
Проблемно–познавательные задания вариативны. Их можно использовать:
-как завязку урока
-при объяснении нового материала
-для групповых заданий
-для индивидуальной работы с учётом подготовленности отдельных учеников
-на семинарских занятиях, при проведении зачётов (преимущественно в старших классах)
При всём многообразии познавательных заданий различают несколько типов:
-задания репродуктивного характера, позволяющие организовать проверку усвоения информации,
-задания, ориентированные на развитие творческого мышления,
-задания с использованием внутрипредметной и межпредметной связи.
Эта типология в основном соответствует трём уровням познавательной деятельности учащихся:
-усвоение информации в готовом виде,
-применение знаний и умений в творческой ситуации, по образцу,
-творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.
На примере урока по мифам Древней Греции рассмотрим возможности использования проблемно-познавательных заданий.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир, населённый бессмертными очеловеченными богами и бесстрашными героями. Это путешествие поможет нам закрепить и углубить свои знания в области античной художественной культуры, расширить кругозор, развить память и смекалку.
Знание мифов незаменимо для понимания символов в произведения искусства и поэзии; многие крылатые выражения прочно вошли в нашу речь, а современные географические названия тоже связаны с древностью.
Вопрос к участникам игры: где может пригодиться знание мифов?
Распределение по командам.
Участники, заходя в кабинет, получают карточки с номерами (№1,№2,№3), и рассаживаются согласно указателям
(команда№1, команда №2,команда №30)Предлагается придумать название, связанное с мифологической тематикой. Примеры: «Аргонавты», »Архонты», »Троянцы»
Описание конкурсов:
(1) Викторина. Командам предлагается 30 секунд для обсуждения. В скобках даны правильные ответы.
1)Чем олимпийские боги отличались от людей? (они бессмертны)
2) Кто из титанов не участвовал в сражении с олимпийскими богами и почему? (Океан, так как он был очень осторожным)
3) Кто из богов водворял спокойствие на Олимпе во время ссор? (Гефест)
4) Чем питались олимпийские боги? (Нектаром и амброзией)
5) Кто был вестником богов? (Эрида, Гермес, Осса)
6) Кто из дочерей Зевса был хранительницей его молний? (Басилея)
7)Кто был самым могущественным из богов, перед которым не могли устоять ни боги, ни люди? (Эрот, Гипнос)
8)Кто из богов совершил больше всего деяний, и каких в первый день жизни? (Гермес. Рано утром он родился, в полдень сделал кифару и научился играть на ней, вечером украл коров Аполлона)
9)Какую тайну Зевс тщательно скрывал от людей? (Тайну управления государством)
10)Кто из богов был больше всех занят и не спал по ночам?
(Гермес. Он сопровождал по ночам души умерших в царство Аида)
11)Кто из богов занимался физическим трудом? (Гефест, Афина)
12)Почему в древнегреческих мифах женщины часто терпят поражение? (Матриархат сменяется патриархатом)
Конкурс 2 «Отыскать родителей». Командам предлагается подобрать пары родителей и детей. Свой выбор объяснить.
Карточки:
Фаэтон Гелиос и Климена
Гармония Арес и Афродита
Тритон Посейдон и Амфитрита
Геракл Зевс и Алкмена
Кербер Тифон и Ехидна
Артемида Зевс и Лето
Гермес Зевс и Майя
Дионис Зевс и Семела
Автолик Гермес и Хиона
Конкурс 3 «Крылатые выражения»
На столе лежат предметы, связанные с крылатыми выражениями. Нужно объяснить значение выражения, вспомнить миф.
клубок ниток - нить Ариадны (выход из тупика)
камень - Сизифов труд (бесполезный труд)
цветок Нарцисс - Нарцисс (самовлюблённый человек)
шкатулка - ящик Пандоры (источник бедствий)
лошадка - Троянский конь (коварный подарок)
отрез ткани - ткань Пенелопы (бесконечный труд)
кольцо - узы Гименея (брачные узы)
бочонок - бочка Данаид (бесплодный труд)
Конкурс 4 »География и мифы»
1) Почему пролив, отделяющий Европу от Азии, называется Босфор, в каком мифе это нашло отражение (В мифе об Ио и её преследовании Герой. Босфор переводится как »коровий брод». Это то место, где пробегала Ио).
2)Как назывался остров в Атлантическом океане, который по велению Зевса был поглощён за непомерную гордыню?
(Атлантида)
3)Какой остров в Эгейском море и как долго блуждал по волнам? (Остров Делос, до тех пор, пока у Лето, возлюбленной Зевса, не родились Аполлон и Артемида)
4)Какая гора считалась, согласно некоторым мифам, местом рождения Зевса (Ида, близ Трои.)
5)В каких местах, по представлению древних греков, находились входы в Аид? (У Тенарского мыса в Лаконии, на западе Пелопоннеса, у озера Аверн в Италии.)
6)Какой полуостров был назван в четь юноши, дважды спасённого богами от смерти. (Пелопоннес в честь Пелопса)
7)Объясните происхождение названия «Олимпия». (Место проведения олимпийских игр в честь Зевса)
Литература:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. «Просвещение « 2011.
Гузик М.А. В поисках золотого руна. »Просвещение» 1994
Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. История Древнего мира «Дрофа» 2008