Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Доклад по программе курса ОВЗ

Индивидуальный подход как средство
повышения качества образования учащихся

Чернышова Александра Владиславовна,
Социальный педагог ГБОУ СОШ № 291
Красносельского района Санкт-Петербурга
Оглавление
Введение. 4
1. Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия  6
2. Учет психологических и возрастных особенностей в реализации индивидуального подхода. 9
Заключение. 15
Список литературы.. 16
 
Введение
Актуальность индивидуального подхода в образовании связана со стремлением современного подрастающего поколения к получению качественно нового образовательного материала. При тесном взаимодействии ученика и преподавателя повышается уровень знаний учащихся, а учитель имеет возможность повышения своего профессионального уровня, так как изучает и апробирует разнообразные технологии, базирующиеся на индивидуальных и психологических особенностях учеников. Он выявляет сильные и слабые стороны личности и на этой основе имеет возможность выбрать соответствующие методы и приемы обучения, а также средства педагогического воздействия. [1]
Успех в освоении учебных материалов, темпы овладения требуемыми умениями, прочность и осмысленность знаний, уровень детского развития, находятся в зависимости не только от деятельности педагога, но и от интеллектуальных возможностей и способностей учеников, которые могут быть обусловлены большим числом факторов, включая особенности восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физического развития. То есть, каждый учитель должен непрерывно решать задачу нейтрализации негативных последствий таких противоречий, усиления положительных результатов, то есть создания таких условий, в которых могло бы быть возможно использовать фактические и потенциальные возможности каждого ученика в процессе классно-урочного обучения. Решение этой практической задачи связывают с последовательной реализацией дифференциального и индивидуального подходов к процессу обучения.
Основной задачей школы на современном этапе является необходимость раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Это является причиной того, что основная цель обучения – создать максимально благоприятные условия умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детской личности, разностороннего развития ее способностей, чтобы добиться получения прочных знаний детьми, базовых знаний разных наук и умений самостоятельного их пополнения. На протяжении долгих лет педагогами и психологами ведутся поиски возможностей создать такую систему образования, которая могла бы способствовать максимальному развитию детей в рамках общеобразовательной школы, при учете индивидуальных особенностей их личности, а также на основе запросов и потребностей со стороны общества. [1]
Цель работы – рассмотреть индивидуальный подход как средство повысить качество образования учеников.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме работы;
- рассмотреть понятие индивидуального подхода в обучении и образовании;
- необходимость учета психологических особенностей детей в реализации индивидуального подхода в образовании.

1. Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия
Индивидуализация – это способ практической организации педагогического процесса, который основывается на индивидуальном подходе к детям в образовательном процессе.
В последние годы вопросам индивидуализации и дифференциации образовательного процессе посвящают серии педагогических работ И.Э. Унта, А.А. Кирсановой, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и другие авторы.
Работы таких ученых-методистов, как Конев А.Н., Беспалько В.П., Климова Е.А., Скаткина М.Н. и пр. внесли существенный вклад в разработку названной проблемы. Труды педагогов включают содержание и структуру этого типа работы, предлагаются пути и средства по ее реализации. [2]
Например, по мнению Чередова И.М., индивидуализацию обучения, с точки зрения дидактических соотношений следует понимать, в качестве принципа процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроке – в качестве конкретной формы организации образовательного процесса, которая представляет собой оптимальные условия для реализации этого принципа в рамках классно-урочной системы работы.
Осмоловская И.М. говорила, что индивидуализация является предельным вариантом дифференциации обучения, при котором учебный процесс выстраивают, учитывая особенности не только групп, но и каждого отдельного ребенка.
Кирсановым А.А. индивидуализация обучения рассматривалась как система воспитательных и дидактических методов, которые соответствовали целям образовательной деятельности и реальным познавательным возможностям классного коллектива, отдельных групп учащихся, а также отдельных детей, что позволяет обеспечивать учебную деятельность ребенка на уровне его потенциальных возможностей, учитывая цели обучения. [2]
Базируясь на анализе доступной литературы, соответствующей теме исследования, мысль об индивидуализации обучения – не изобретение педагогической науки. Ее позаимствовали ученые-педагоги из психологии и социологии конца XIX века.
В 20-х годах, в духовной депрессии, которая была вызвана начавшейся первой мировой войной, в Европе стала активно развиваться индивидуальная психология, базой которой является мысль о компенсации (то есть о преодолении биологических слабостей человеческой сущности).
Названное психологическое направление оказало существенное влияние на педагогику, психологию и социологию Запада.
Не поддается сомнениям то, что реальный  образовательный процесс усваивается учеником на своем индивидуальном уровне. При этом процесс усвоения знаний может быть одинаковым, совпадая у детей одной группы или класса. Возможно выявление общих черт в индивидуальном развитии детей в учебном процессе. Общими чертами может характеризоваться уровень детского развития, схожие мотивы деятельности и поведения. Чаще всего такой общий уровень характерен для детей одинакового возраста. Это говорит о том, то знание общих особенностей психологии детей одной группы и одного возраста – дает возможность обеспечить процесс обучения понимание учебного материала каждым ребенком.
Планомерные систематические наблюдения за учениками, беседы с ними на заранее выбранные темы, решение дополнительных учебных задач и анализ способов рассуждений учащихся – представляют собой основные способы изучения индивидуальных особенностей учеников. Также с этой целью используют специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе сверстников, его отношение к товарищам, позиция в группе. Главное – это всестороннее изучение ребенка и обзор его положительных качеств, с целью преодоления имеющихся недостатков. В этом заключается суть индивидуального подхода. [2]
Индивидуальный подход в педагогических учебниках рассматривается в качестве одного из наиболее значимых принципов обучения. Рубинским Е.С. рассматривается значение индивидуализации в качестве общепедагогического и дидактического принципа и приводит обоснование ее. Во-первых, индивидуальный подход, в отличие от остальных дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематически учитывать и социально-типические, и индивидуально-неповторимые черты личности каждого ученика. Во-вторых, индивидуальный подход необходим всем учащимся, без исключений. В-третьих, индивидуальный подход – активный, формирующий и развивающий принцип, предполагающий творческое развитие индивидуальных черт учеников. [2]
Индивидуализацией обучения называют организацию образовательного процесса, учитывающую любые доступные методы и формы по учету индивидуальных особенностей учеников:
- минимальная модификация и групповое обучение модернизируется в полностью независимое обучение;
- варьируются формы, цели, методы обучения и учебный материал;
- применение индивидуального подхода в обучении по всем общеобразовательным предметам, по отдельным предметам, или только в отдельных разделах учебного материала.
Основываясь на этом, индивидуальный подход в образовании требует от педагога следующих действий:
- постоянное изучение и хорошее освоение индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих учеников;
- умение диагностировать и знать реальный уровень форсированности значимых для личности качеств, таких как образ мышления, мотивы, интересы, установки, личностная направленность, отношение к жизни, труду и ценностным ориентациям и жизненным планам;
- постоянное привлечение каждого учащегося к посильной для него трудности учебной деятельности, со все нарастающим уровнем сложности, чем обеспечивается прогресс в развитии личности;
- своевременное выявление и устранение причин, которые могут препятствовать достижению цели, а если эти причины невозможно вовремя выявлять и устранять – педагог должен оперативно изменять тактику обучения, основываясь на новых складывающихся условиях и обстоятельствах;
- максимальная опора на собственную личностную активность;
- сочетание воспитания с самовоспитанием личности, помощь при выборе целей, методов и форм самовоспитания;
- развитие самостоятельности, самодеятельной инициативы учащихся, не только и не столько руководство, сколько умелая организация и направление ведущей к успеху деятельности. [3]
К индивидуальным особенностям, на которые должен опираться педагог, выделяют восприятие, мышление, память, речь, характер, темперамент, воля, и их особенности. Бесспорно, что в процессе массового обучения подробное изучение названных и любых других особенностей затруднено, и педагог, желающий стать успешным, вынужден затрачивать дополнительное время, энергию, средства, собирая значимые сведения, без которых изучить личностные качества невозможно полно и конкретно.
При учете возросшего уровня знаний учащихся современной школы, разнообразие их интересов, педагогу необходимо также всестороннее развитие: не только в сфере своей предметной области, но и в таких сферах, как политика, искусство, общая культура, так как педагог должен являться для детей примером и образцом нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Некоторые учителя высказывают ошибочное предположение, что индивидуальный подход необходим только для «трудных» детей, которые нарушают правила поведения. Не поддается сомнению, что дети этой категории требуют повышенного внимания. Однако, нельзя забывать о благополучных детях. Внешнее благополучие может скрывать за собой неблагоприятные мысли, мотивы и поступки. Обвинять в таком положении дел никого нельзя, необходимо уделять всем внимание в равной степени.
Понимание глубинных характеристик личности по внешним проявлениям поведения не всегда возможно и крайне затруднено. Необходимо, чтобы ученик сам оказывал помощь педагогу. То есть, нужно, чтобы ученик стал другом, союзником, сотрудником. Для диагностики глубинных качеств именно этот путь – самый краткий и верный. Индивидуальным обучением предполагается индивидуальная работа ученика с учителем в паре. [3]
Основная цель индивидуального подхода – сохранить и развить индивидуальность ребенка, воспитать такого человека, который будет представлять собой неповторимую и уникальную личность.
2. Учет психологических и возрастных особенностей в реализации индивидуального подхода
Требование учета индивидуальных особенностей ученика в учебном процессе – является крайне давней традицией. Необходимость применения данного подхода – очевидна, так как ученики по ряду показателей отличаются друг от друга.
Индивидуальным подходом обеспечивается:
- устранение трудностей в обучении отдельных детей;
- возможности по развитию всех сил и способностей учеников.
В первую очередь в процессе индивидуализации образования и диагностике этих особенностей, необходимо учесть комплексное свойство – степень умственного развития ученика. Менчинская Н.А. понятием индивидуализации образования охватывает и предпосылки к обучению (возможности обучаемости) и приобретенные знания (степень обученности). [4]
Обучаемость, которая предполагает способность к учебе, является понятием, характеризующим умственные способности учеников, то есть их способности по достижению более высокого уровня усвоения материала за более короткие сроки. Критерии определения способностей к учебе – это скорость усвоения, гибкость мыслительного процесса и связь конкретных компонентов мышления с отвлеченными. Скорость усвоения является комплексным явлением, существенным показателем которого является не столько скорость запоминания, сколько темп обобщения. Калмыкова З.И. занималась исследование скорости усвоения, используя для обозначения данного явления термин «темп продвижения». Ею были выделены критерии данного понятия:
- количество знаний, которые необходимы ребенку, чтобы возникли обобщения;
- экономность мышления.
К этим критериям можно добавить еще и самостоятельность: чем ниже будет темп продвижения, тем в большей степени ученики будут нуждаться в помощи.
Калмыкова З.И. разработала стратегию диагностики способности учиться, то есть «обучаемости». Калмыкова считала, что обучаемость – ключевое звено в системе предпосылок развития в рамках обучения в школе. Способность учиться определяется Калмыковой как сумма таких интеллектуальных свойств ребенка, которые при наличии и относительном равенстве остальных необходимых условий, оказывают влияние на продуктивность учебной деятельности. Калмыкова понимала под продуктивностью учения такую сторону умственного развития, которая дает возможность самостоятельного открытия новых знаний, что особенно важно для реализации диагностической стратегии в познании учебных способностей.
Практикой доказано, что опытный и наблюдательный педагог способен определить типологические особенности своих учащихся, их самооценку по жизненным показателям, несмотря на то, что чаще всего делает это подсознательно и интуитивно. Наибольшие трудности в этой сфере испытывают молодые педагоги.
В соответствии с этим, педагогу нужно учитывать тип темперамента, индивидуальные черты своих воспитанников, то есть он должен обладать глубокими знаниями психологии. [4]
Анализируя литературу, возможно выделение описания некоторых внешних признаков наиболее значимых индивидуальных особенностей.
Например, для холерика характерна быстрая, страстная речь, со сбивчивыми интонациями, крайне подвижная выразительная мимика, порывистость жестов, вспыльчивость, суетливость, нетерпеливость. Когда ярко выраженный холерик сидит за ученической партой, он каждую секунду готов вскочить с места; если он занят интересной или важной для него работой – весь он со всем вниманием в нее погружается, все мысли, эмоции и движения концентрируются только на выполняемой деятельности. По окончанию выполняемой деятельности, ребенок испытывает усталость и упадок сил, пока не восстановит которые, организовать его практически невозможно.
Сангвинику свойственна громкая речь, быстрая, отчетливая, сопровождаемая выразительной мимикой и жестами. Сангвиник веселый, энергичный, деловитый. За партой чувствует себя непринужденно. Но его интерес необходимо постоянно поддерживать. Если сангвинику стало скучно, он начнет играть канцелярскими принадлежностями или заниматься сторонними делами.
Для флегматика характерна спокойная, равномерная речь с остановками, отсутствуют резко выраженные эмоции, жестикуляция и мимика. Флегматики спокойны, рассудительны, молчаливы, медлительны. За партой эти дети сидят спокойно, непринужденно, не крутятся, даже со звонком встают не сразу, как бы нехотя.
У меланхоликов слабая неритмичная речь, иногда тон снижается до шепота. Дети стеснительны, застенчивы, малоактивны, робки, необщительны. Голову часто держат опущенной, подбородок – втянутым. Внешне ребенок выглядит спокойным, можно принять его за флегматика. Однако при беседах с родителями и близкими можно понять, что они сильно переживают из-за неудач – впадают в уныние, плачут, плохо спят и пр.
Экстраверты на уроке обычно быстро вступают в разговор, находясь за партой. Интроверты при этом сначала поднимают руку или ждут, когда их спросит учитель. [5]
Экстраверты-холерики не любят выполнять письменные работы, стараются их избежать, часто оставляют недоделанными, не используют черновики. Интроверты предпочитают работу с книгами, выполнение письменных работ. Они стремятся не только составить план устного выступления, но и полностью его зафиксировать на бумаге.
Экстравертам необходима постоянная реализация новых учебно-речевых ситуаций, разыгрывания новых ролей, при повторении им становится скучно.
Интроверты чувствуют себя дискомфортно в новых, необычных для них ситуациях и условиях, а при повторении и реализации уже знакомых ситуаций, они ведут себя уверенно, подходят к решению задач творчески.
Учащиеся с заниженной самооценкой не смотрят прямо в лицо партнеру или педагогу, их взгляд скользит снизу вверх, в сторону от партнера, либо фиксируется на какой-либо одной точке в пространстве, движения неритмичны. У доски эти дети часто переминаются с ноги на ногу, носки заворачивают внутрь.
Ученики, переоценивающие себя, смотрят на все оценивающим взглядом, прищуривая глаза, за партой сидят расслабленно, откидываются на спинку стула, голова высоко поднята.
Дети, уверенные в себе, спокойные, имеют широкие, ритмичные движения, прямо смотрят в лицо учителю или товарищу, у доски стоят ровно, не переминаясь с ноги на ногу.
В процессе определения психологических особенностей детей, необходимо соблюдение ряда правил, таких как: не принимать мимические и жестовые реакции на внешние раздражители, в качестве проявления внутренних психических состояний, не стремиться к формулированию выводов, основываясь на одной детали, не принимать проявления, которые сформулированы привычкой, показателем состояния ребенка в конкретной ситуации, не рассматривать внешнее компенсирование физических недостатков в качестве показателя настоящего состояния ребенка в рассматриваемой ситуации, (например, прищуривание глаз может быть вызвано близорукостью, а не презрительностью). [5]
На основании выделенных критериев разработали приблизительную схему анализа педагогом личностных и типологических особенностей детей и их самооценки, на основе внешних показателей. Учитель может самостоятельно определить ученика в какую-либо группу, на основании записи, классификации и анализа особенностей их поведения.
Для успешной реализации индивидуального подхода в обучении, необходима такая предпосылка, как педагогический такт учителя. Обращаясь к ребенку в спокойном тоне, поощрительный тон, одобрение за правильный ответ или за красиво написанную строчку будут иметь больший результат, нежели грубое замечание или окрик. Ученик, особенно отстающий, должен быть уверен в заинтересованности учителя в его личных успехах, в том, что учитель радуется его успехам и продвижению в учебе.
Конечно, это не должно снижать требовательности к ребенку. Такие общие положения крайне важны при реализации индивидуального подхода к ребенку, индивидуализации процесса обучения.
Следующей важной особенностью процесса реализации индивидуального подхода к ребенку, является проявление внимания к каждому из учащихся, к их творческой индивидуальности на каждом занятии. В первую очередь, необходимо воспитание у ребенка интереса к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к деятельности и педагогу.
Морозова А.Г. – психолог, писала, что интерес характеризуется тремя обязательными компонентами:
- положительными эмоциями, относительно деятельности;
- наличие познавательной стороны этих эмоций, то есть того, что называется радостью познания и познавания;
- наличие непосредственной мотивации, идущей от процесса деятельности, то есть непосредственно деятельность и побуждает ребенка у занятиям.
Для того чтобы пробудить интерес, необходим коллективный подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться обще классные задания. [6]
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое "мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.
При личностном подходе учет возрастных особенностей приобретает новую направленность. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее воспитание, тем больше ребенок верит своему педагогу, безоговорочное подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать учеников к дисциплине, труду, поведению в обществе, ответственному отношению к учебе, к интересу к занятиям. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую установку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности.
Итак, в этом параграфе мы раскрыли психологические и возрастные особенности учащихся.
Учитывая эти особенности учащихся преподаватель научиться перераспределять внимание, оказывать помощь именно тем учащимся, которые в первую очередь нуждаются в ней, и именно тогда, когда она более всего необходима.
Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития современного общества. Важнейшей инновационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения не учителя, а тьютора.
Сегодня приоритетными задачами образования является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников познавательной активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда. [6]
Желание и способность самостоятельно приобретать знания есть свидетельство хорошо развитого познавательного интереса. Важно учитывать реальные предпочтения и интересы учеников, их индивидуальное познавательное движение и стиль деятельности.
Актуализация этих задач стимулирует научный поиск новых технологий, включающих способы, обеспечивающие развитие интересов и способностей школьников, учет их индивидуальности, уникальности. В связи с этим, проблема развития познавательных интересов становится в последнее время одной из ключевых проблем в современной педагогике.
В качестве основных форм и способов стимулирования познавательного интереса исследователи выделяют метод долговременных проектов (П.С. Блюменфилд), групповую работу (А. Браун, И.А. Палингсар), применение знаний в реальной жизни (М. Майэр и Е. Андерсон); моделирование ситуаций (М. Пресли)
Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано. Они удовлетворяются разными способами, и ребенок часто приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда значительно большим, чем те сведения, которые содержатся в учебных пособиях для начальной школы. Но знания, получаемые ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы поступлением в школу ребенок часто начинает удовлетворять свои познавательные интересы, в отрыве от школьного обучения, что делает процесс обучения для него отчужденным и малоэффективным. Обучение же в школе целесообразно строить с учетом, этих реальных познавательных интересов детей. [6] 

Заключение
Проблема индивидуализации всегда интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение.
Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников.
Только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Зная особенности условно-рефлекторной и психической деятельности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.
Новое понимание идей индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся: создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конечную цель и конкретное задачей обучения; повышается мотивация учения, формируется новое прогрессивное педагогическое мышление, учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся, учится видеть в "бесспорных достижениях" и теневые стороны, мешающие максимальному развитию успеха, а также в явных недостатках замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.
В курсовой работе раскрыли основные положения индивидуализации, ее психологическую составляющую и показали практическое значение, а также передали новые тенденции в современной школе и влияние его на развитие гармоничной личности. При целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы внутриклассной дифференциации процесса обучения. Поэтому поставленную задачу выполнили.
Список литературы
1. Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 2009. - 256 с.
2. Григорян С.Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе. - М., 2005. - 162 с.
3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей /Под ред.П.И. Пидкасистого. - М., 2004. - 144 с.
4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 2012. - 124 с.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. - М., 2011. - 320 с.
6. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика. - 2005. - 250 с. 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»