Метод проектов как способ формирования экологической
грамотности учащихся во внеурочное время
Обухов А.М.; Хижая Д.М.
СПБ ГБПОУ «Академия ледовых
видов спорта «Динамо СПБ»
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Современный мир — мир постиндустриальный, стремительно меняющийся и требующий предприимчивости, умения быстро принимать решения, гибкости и нестандартных подходов. Важной задачей педагога в такой ситуации является не просто передача знаний как таковая, а предоставление возможности ученику самому найти нужную информацию, грамотно ее использовать и прийти к результату. При грамотном, ненавязчивом руководстве педагога обучающийся активно погружается в проблему и приобретает опыт самостоятельного ее разрешения, навыки поиска и отбора нужной информации, развивает критическое и творческое мышление.СПБ ГБПОУ «Академия ледовых
видов спорта «Динамо СПБ»
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Одним из способов реализации такого подхода на практике является проектная деятельность. Как известно, метод проектов — «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2, с 66]. Он «предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т. д» [4, с. 146], нацелен на «всестороннее и систематическое исследование проблемы» [1, с. 782]. Разумеется, проблема, ставящаяся в проекте перед учеником, должна быть ему достаточно известна и понятна, соответствовать его возрасту [3, с. 61].
В данной статье рассматривается использование метода проектов для знакомства обучающихся с экологическими проблемами. Экологические проблемы в XXI веке — вопрос чрезвычайно острый. Он активно обсуждается на уроках ОБЖ и обществознания. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что государственная политика в области образования основывается в том числе и на принципе «бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [5].
В качестве примера хотелось бы показать уже реализованный проект под названием «Жизнь из пластика», выполненный учениками 9 класса.
В данном проекте поднимались следующие проблемы:
— пластик в нашей жизни, плюсы и минусы;
— производство и утилизация пластика;
— проблемы загрязнения планеты и влияние на природу;
— влияние пластика на организм человека;
— проблемы замены предметов из пластика на альтернативные
и безопасные;
— экологическая культура населения.
В ходе работы над проектом ученики искали и анализировали полученную информацию о пластике, составив таблицу с его достоинствами и недостатками.
Ключевым достоинством проекта стало исследование, проводившееся методом анкетирования среди учащихся 9-11 классов трех общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, а также студентов двух вузов нашего города. Выборка каждой группы составила 100 человек. Группы попросили ответить на следующие 7 вопросов.
1. Согласны ли вы, что человек использует слишком много пластика в своей жизни?
2. Можем ли мы считать чрезмерное потребление пластика угрозой жизни на Земле?
3. Готовы ли вы отказаться от использования пластиковой посуды и тары?
4. Выбрасываете ли вы использованный пластик в специальный контейнер?
5. Знаете ли вы, что в Санкт-Петербурге существует 3 предприятия по полной и экологической переработке пластика?
6. Знаете ли вы, что в Японии создан биоразлагаемый вид пластика, используемый в упаковке?
7. Готовы ли вы участвовать в мероприятиях по сбору мусора, которые помогают очищать леса и парки?
По итогам исследования после обработки данных были составлены круговые диаграммы, показывающие ответы анкетируемых в процентах. Рассмотрим некоторые из них.
Как видим из данных диаграмм (рис. 1, 2), далеко не все опрошенные готовы изменить свою жизнь, отказаться от использования пластиковой посуды и тары и пользоваться специальными контейнерами по утилизации пластика — над просвещением подростков и молодых людей в области защиты окружающей среды еще нужно работать.
По результатам проведенной работы учащимися 9 класса были сделаны следующие выводы:
— обе возрастные группы ознакомлены с проблемой чрезмерного потребления пластика человеком, но только небольшой процент знает, как решается эта проблема;
— в некоторых вопросах младшая возрастная группа разбирается больше, чем старшая. Это может быть связанно с тем, что старшая возрастная группа только вступила во взрослую жизнь и их сейчас больше занимают другие вещи.
Как видим, метод проектов действительно является эффективной педагогической технологией, он позволяет каждому ученику быть успешным вне зависимости от способностей, наклонностей и черт характера. Таким образом, дети получают «заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни» [2, с. 65]. При этом, благодаря росту мотивации учеников, повышается процент усвоения образовательного материала, развиваются способности учащихся, в том числе и творческие.
Список литературы:
1. Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичева И. Б. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый — 2014 — № 2 (61) — 781-784.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
3. Пахомова Н. Ю. Учебное проектирование как деятельность // Вестник МГОУ. — 2010. —№ 2. — С. 57-63.
4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005. — 556 с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция): [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (Дата обращения: 31.01.2022).