Информационно-коммуникационные образовательные технологии
Мухина Татьяна Александровна
В наше время, наполненное, а вернее сказать заполненное информацией и технологическими средствами, система образования принимает и несколько видоизменяется в соответствии с открывающимися возможностями. Появляются новые педагогические технологии, использующие современные технические средства. Этому не мало способствует появление большого количества хороших и доступных методических комплектов, и появление такого пространства, как РЭШ. Очень много споров среди родителей вызвало появление этого пространства и его использование учителями. Так, когда это хорошо, когда и для кого и как нужно это использовать.В своей работой мы постоянно находимся в поиске, как сделать ее более оптимизированной. Для этого создаются самые разные технологии, порой очень мало чем друг от друга отличающиеся. «Технология» - греч. «учение о педагогическом искусстве, мастерстве». Сейчас термин «Технология» подразумевает, что есть определенная последовательность действий, выполнение которой приведет к заранее известному (и предполагается хорошему) результату. Возможность оптимизировать технический процесс. Педагогическая технология — это набор приемов, подходов, направленных на соответствующее развитие, обучение и воспитание субъекта образования, со своим набором методов. Под методом подразумевается путь, способ организации познавательной деятельности учеников. Существует большое количество определений педагогических технологий. Например, это можно представить, как: Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Любая педагогическая технология опирается на некоторые методики, которые непосредственно говорят, как ты, учитель, должен себя вести.
Информационно- коммуникативные технологии. Обратите внимание на это словосочетание, если вы помните, до недавнего времени, мы все использовали ИКТ технологии. Информационно Компьютерные Технологии. Что изменилось? Ведь по-прежнему, в этой технологии используем все новинки, которые предлагает нам время. Но сейчас упор делается еще и на коммуникации. Ну не может средне статистический ребенок сам сесть и начать заниматься и делать это систематически, вовремя без дополнительного контроль. Этот контроль ложится тяжелым грузом на плечи родителей, что и вызывает их возмущение и недовольство. Поэтому сейчас ИКТ становится не столько технологией, сколько средством, и не может заменить непосредственное общение, но может видоизменить его форму. Информационно –компьютерные технологии отличают процессы подготовки и передачи информации, сделанные с помощью компьютера. Они имеют много положительных сторон, такие как:
- формирование у ученика умения работать с информацией.
- Решают проблемы индивидуализации обучения, в том числе связанные со временем восприятия информации
- Дают возможность выбора учеником форм и методов работы (в ограниченном конечно же варианте)
- Интерактивность средств обучения, привычная современным детям
- Повышение мотивации к учению (мотивация успеха), за счет того, что при желании, ты (ученик), можешь многократно выполнять одно и то же упражнение, пока не получишь желаемый результат, пользоваться «подсказками», не испытывать стеснения, за то, что кто-то еще смотрит за твоими потугами и пр.
Информационно- коммуникативные технологии используют технология компьютерного урока на любом этапе урока, и не осуществляют полной замена деятельности учителя. Учитель здесь является ведущим, направляющим деятельности, своевременно стимулирующим эту деятельность субъектом. Коммуникация подразумевает взаимодействие, оперативную обратную связь. Учитель в режиме настоящего времени может в любой момент увидеть успехи или проблемы ученика. Все было бы идеально, если бы не ряд очень существенных трудностей и не только их. Первая и основная- нет у нас к каждом классе компьютера на школьной парте, а мобильные классы постоянно перевозить и выхватывать из рук в руки не будешь. Повсеместное их использование не возможно, должен быть принцип разумности и целесообразности, например, решать задачи разумнее в тетради. При использовании этих технологий для выполнения домашних заданий так же наблюдаются сложности. Казалось бы, что проще, в каждой семье сейчас есть мобильные устройства. Да, есть, но как правило компьютер/планшет и пр. - один, а детей может быть, а также это может быть рабочий инструмент родителя, который занят в утреннее и дневное время, оптимальное для работы ребенка. Многообразие платформ. Это, казалось бы, только плюс, но нет. Необходимость постоянно переключаться создает хаос в упорядоченной жизни, ребенок, да и родитель теряется и перестает делать чего-либо. Сравнить это можно, например, с комнатой до верху набитой полезными вещами. Это где-то есть, но посмотрев на все, просто закрываешь дверь и уходишь. Эту проблему легко решить, договорившись с коллективом об использовании одной -2-х платформ, применением гиперссылок в аннотации к занятиям. Но главное – это погруженность наших детей в НЕ жизненное пространство, в машину. Мы теряем здоровье. Нигде в просмотренных уроках не было вставлено ничего типа «А теперь встали и потянулись». Закостенелая форма, расслабленное состояние. Они и так все свободное время проводят «в телефоне». так мы еще и стимулируем это явление. Нельзя обманываться и считать, что время, отведенное на игру, он потратить с пользой занимаясь обучением. Нет. Свое время на иргу он не отдаст ни на что, тем более что большое количество сетевых игр требует их ежедневного прохождения, игры, хотя бы в течении получаса (понятно, что этими получасами ничего не ограничивается), иначе они теряют свои достижения. Мы к их времени игры, просто добавляем свое и это надо осознавать. Где же тогда применять информационно-коммуникативные технологии. А они очень хорошо играют поддерживающую роль. Например, в случаи долго болеющих детей, да и в принципе – болеющих детей, как возможность у них проходить программу, а у нас их контролировать, видеть их успехи и неудачи, у спортсменов, при работе с особой, работоспособной группой отстающих учеников. И конечно же на уроках, там, где это оправданно: использование диагностических и контролирующих материалов, построение графиков, вычисления на компьютере, обобщение результатов исследования различных групп (при проектной деятельности), использование учителем средств ИКТ в виде презентаций, виртуальных лабораторных работ и т.п.