Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Уроки технологии

Ульяничева Наталья Афанасьевна
Урок как основная форма организации обучения технологии
      Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. Отечественная профессиональная школа должна подготовить новые поколения молодежи к трудовой деятельности в условиях лавинообразного проникновения новых технологий во все сферы производства.           Все настоятельнее поднимается вопрос о необходимости высшего образования для специалистов рабочих профессий. В наиболее развитых странах процессы профессионального обучения молодежи детерминированы уровнем развития техники и технологии. Ученые предсказывают, что ХХI век станет веком науки и наукоемких технологий во всех областях человеческого бытия.
        Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека.
         В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека. Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно - научное просвещение.
        Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: - сформировать у учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; - помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; - стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
       Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Урок является основной формой организации учебной деятельности в школе. Такое утверждение справедливо, в частности, и для технологии.
       Урок позволяет реализовать основные задачи технологии, сочетать наиболее удачное изложение нового материала с постановкой практического задания и его выполнением, активизировать учащихся, включать их в общественно полезный, производительный труд. Уроки технологии имеют ряд особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Особенности эти заключаются в следующем:
       • На занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках трудового обучения отводится практической работе учащихся. При сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи.
      • Занятия по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие - любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками.  
      • Построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий. Кроме того к уроку технологии предъявляется ряд дидактических требований:
      1.Четкость дидактической цели. На каждом уроке, как правило, решается ряд дидактических задач, причем одна из них является доминирующей.
       В зависимости от темы и содержания урока доминирующими задачами могут быть: развитие творческого мышления, формирование навыков, тренировка памяти и внимания и т.д. Готовясь к занятию, учитель технологии решает, какие дидактические задачи следует считать главными на данном уроке, рассматривает их как цель урока и в соответствии с этим строит сам урок. Вместе с тем не допускается создание таких условий, которые препятствовали бы выполнению других учебных задач, останавливаясь лишь на доминирующей.              2.Единство образовательных и воспитательных задач. Обучение должно быть воспитывающим. На уроках технологии создаются особенно благоприятные условия для трудового воспитания. Поэтому трудовое воспитание рассматривается как одна из основных задач трудового обучения. Как и любое воспитание, трудовое должно также быть основано на любви. Исходя из этого, на каждом уроке учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы прививать учащимся любовь к труду. Подбирая объект работы, учитель обязан думать не только о соответствии его требованиям программы, но и об эмоциональном воздействии на учащихся: заинтересует ли их, вызовет ли дух соревнования и т.д. Важно при этом прививать и трудовую культуру: не приступать к работе, не подготовив рабочее место, не работать неисправным инструментом и т.д. Воспитание и культура труда – неразрывно связаны между собой.
      3.Правильный подбор учебного материала. При подборе учебного материала учитывается целый ряд факторов: цели урока, знания и умения, полученные учащимися на предшествующих уроках труда, знания учащихся по основам наук; физическое развитие учащихся.
       4.Изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологий. Особое внимание следует уделить при объяснении материала на уровне современных достижений науки и техники средствам наглядности, т.к. учащимся порой сложно понять даже вполне простой и доступный рассказ о новейшей технике.
     5.Целесообразный подбор методов обучения. Цель любого урока не может быть достигнута без умелого сочетания различных методов и приемов в работе учителя. Основным этапом урока технологии является самостоятельная работа учащихся. Успешность этой работы находится в прямой зависимости от того, насколько удачно сочетаются в ней дидактические методы и приемы.
     6.Коллективная работа учащихся, сочетаемая с самостоятельностью каждого ученика.
     7.Организационная четкость урока. Любой урок должен быть четким с точки зрения его организации и проведения
     8.Обеспечение безопасности в работе учащихся. Обеспечение безопасности учащихся входит в число основных требований к уроку в мастерских. Там, где учитель уделяет должное внимание правилам безопасности, следит за выполнением их учащимися, не бывает несчастных случаев. При объяснении нового материала особое внимание следует уделить технике безопасности.
      Как правило, в ходе урока технологии решаются две основные дидактические задачи, но доминирует одна – например ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Другие задачи носят вспомогательный характер.
Таким образом, наибольшее распространение имеет комбинированный урок. Его структура обычно такова:
  1. Организационный момент:
  2. Проверка пройденного материала
  3. Изложение нового материала
  4. Вводный инструктаж:
  5. Практическая (самостоятельная) работа.
  6. Текущий инструктаж (фронтальный, групповой, индивидуальный).
  7. Завершение практической (самостоятельной) работы.
  8. Заключительный инструктаж:
  9. Уборка рабочих мест.
    Организационный момент. Данный этап предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям и их психологическую подготовку к урокам. От общей обстановки ведения занятий во многом зависит успех работы. Поэтому дух оптимизма, доброжелательности, жизнерадостное настроение учителя всегда передаётся учащимся, повышает их настрой на работу. Специалисты по производственной психологии называют это атмосферой психологического комфорта и её создание – важный момент этой части урока.[2, с.71]
     Проверка пройденного материала. Этот этап может и отсутствовать, если не было домашнего задания. Если же домашнее задание все-таки было, на данном этапе учитель проверяет правильность выполнения домашнего задания. Этот этап очень важен. Именно при его проверке учитель выявляет уровень знаний, полученных учащимися. Проверка заключается, как правило, в устном опросе, по окончанию которого учитель делает заключение, отмечая положительные и отрицательные стороны ответов, типичные ошибки и сообщает оценки.
       Изложение нового материала может строиться по разному в зависимости от его содержания, от возраста учащихся и их подготовленности. Однако в любом случае необходимо активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя проблемность в обучении, ставя перед учащимися конкретные технические задачи и др.
Объем нового материала определяется с таким расчетом, чтобы учащиеся могли его усвоить.
      Вводный инструктаж. Данный этап является обязательным на каждом уроке (кроме вводных занятий). Он предваряет практическую часть урока и носит разнообразный характер в зависимости от темы занятия.
Главной составной частью вводного инструктажа при изучении операций является методически правильный и квалифицированный показ учителем трудовых приемов, которые должны усвоить учащиеся.
На уроках самостоятельного изготовления изделий вводный инструктаж включает сообщение о назначении изделия, его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления изделия (детали). Он включает в себя показ применяемых инструментов и приспособлений, демонстрацию необходимых приемов, предупреждения о возможных ошибках.
Учитель на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно характерные при обучении, указывает причины, их вызывающие или меры предупреждения.
     Уместно подчеркнуть: при проведении вводного инструктажа следует широко использовать средства наглядности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ЯВЛЯЕТСЯ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ!
      Практическая (самостоятельная) работа. Может носить разнообразный характер – упражнений и самостоятельной работы, лабораторно – практических работ и игры учебно – технологического характера.
Этот этап совпадает с текущим инструктированием  учителя, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала.
Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым или фронтальным и диктуется необходимостью.
      Завершает урок заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Традиционно он включает в себя:
подведение итогов выполнения учебных задач;
разбор допущенных ошибок и выявление их причин;
сообщение результатов работы каждого;
объявление домашнего задания
    Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые построения уроков технологии, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы учителя и учащихся. Сам процесс постижения нового становится тогда более интересным для учащихся и, как следствие, намного продуктивнее для обеих сторон.
    Таким образом, от того, насколько учитель будет следовать выше перечисленным требованиям к уроку, зависит успешность его становления как высококвалифицированного педагога, способного привлечь и заинтересовать учащихся, привить любовь и уважение к своему предмету.
     Одной из проблем современного технологического образования является повышение познавательной активности учащихся. На каждом уроке необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности. Многие даже убеждены, что если детям интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Необходимо задумываться над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников . А ведь в этом состоит сегодня главное.
    Необходимо обучать тому, чтобы обучение вело за собой развитие всех качеств личности, овладение учащимися целостной системой умственных и практических действий, усвоение логики и общей структуры профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Учащиеся только тогда будут усваивать ЗУНы, когда они активно действуют.
Информация учителя должна быть интересной для учащихся, и в данном аспекте очень важным является подбор и применение содержания обучения.
       Исходным документом для разработки содержания является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса.
      Методическое основание учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих форм, методов и средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.
     Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую, реализация которых предполагается через средства, содержание обучения.
      Содержание и сущность определены, они позволяют успешно решать учебно-воспитательные задачи.
    Литература:
 

 
  1. Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спе. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд и учащихся педучилищ по спец. № 2008 «преподавание труда и черчения в 4-8 кл. общеобразоват. шк. / Д.А. Тхоржевский, А.И. Бугаев, Б.И. Бухалов и др. – М.: «Просвещение», 1987. – 447 с.
  2. СиницаН.В,Симоненко В.Д.ТЕхнология ведения дома.Издательский центр"Вентана_Граф"
  3. http://festival.1september.ru/articles/311627/
 
 
 

          7.Организационная четкость урока. Любой урок должен быть четким с точки зрения его организации и проведения

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»