Технологии в обучении: майндмэппинг
Ершова Роза Петровна
По мере взросления мироощущение и потребности ребёнка меняются. Увлечь его на уроке становится с каждым годом все труднее. И то, что мотивировало учиться в начальной школе, к средней может перестать работать. Причиной тому может быть что угодно: пропал эффект новизны, появились новые увлечения, пропал учебный азарт в силу разных обстоятельств, то что было непонятным в начальной школе стало еще больше непонятно в средней. Огромный объем новых знаний некоторые обучающиеся не могут усвоить, не успевают систематизировать. Для того, чтобы замотивировать ученика, чтобы вернуть уверенность в себе, создать ситуацию успеха многие педагоги в своей работе применяют новые методы, средства в том числе инновационные.На сегодняшний день существует достаточное количество таких технологий: кейс-технологии, проблемное обучение, проектное обучение, ментальные карты и другие.
Среди всего многообразия технологий хочется выделить прием майндмэппинг – составление интеллект-карт, или ментальных карт.
Что же такое интеллект-карты?
Автором ментальных карт является британский психолог Тони Бьюзен. Интеллект-карты – это схематическое изображение основных идей темы, главы. Такая графическая схема позволяет структурировать и обрабатывать информацию, визуализировать ее, что способствует быстрому запоминанию ключевых моментов. Карта отдаленно напоминает дерево, у которого есть центр и ответвления.
В центре – основная идея, тема или проблема. От нее отходят ключевые пункты. Каждый пункт тоже при необходимости дробится на несколько пунктов поменьше. И так, пока вся проблема не будет четко проработана.
Применять и создавать карты можно на любом этапе урока:
- в начале урока, чтобы обучающиеся могли видеть структуру изучаемого материала;
- обучающиеся могут вместе с учителем наполнять карту в процессе одного урока, или по мере изучения учебного материала;
- для запоминания и закрепления изученного материала;
- возможно применение карт на этапе контроля знаний;
- при выполнении домашнего задания;
- при повторении и систематизации учебного материала на этапе подготовки к итоговой аттестации.
При использовании ментальных карт на уроках у обучающихся развивается предметные компетенции, творческие способности. Повышается качество знаний, мотивация к учебной деятельности.
Чем нагляднее интеллект-карта, тем лучше запоминается информация, которую на ней размещают. Поэтому при создании интеллек-карт необходимо помнить об основных правилах составления карт.
- Карту лучше рисовать на белом листе, который лучше расположить горизонтально.
- Обязательно использовать разные цвета. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
- Используйте рисунки и символы. В целом, карта может состоять только из рисунков.
- Карта должна быть читаемой. Старайтесь размещать рисунки и текст так, чтобы не было наслоения.
Чем хорош формат карт?
- Схематический текст воспринимается лучше.
- Экономится время восприятия информации.
- В процессе составления карты улучшается запоминание материала.
- При работе над проектами с помощью раскрашивания ветвей наглядно показываются зоны ответственности.
Интеллект-карты используют на разных ступенях обучения. Они помогают конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты. Коме того, интеллект-карты позволяют формировать основные навыки самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности.