Рефлексия в педагогическом процессе
Гаврилова Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 599
Приморского района Санкт-Петербурга
При разработке урока современному учителю необходимо учитывать новые стандарты ФГОС. Одним из важнейших этапов каждого урока является рефлексия.учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 599
Приморского района Санкт-Петербурга
Для начала разберем, что же подразумевается под термином «рефлексия». Слово «рефлексия» имеет латинское происхождение («reflexio» - обращение назад). Согласно толковому словарю, «рефлексия» - синонимичное понятие «самоанализу». Современному учителю же важна трактовка термина с точки зрения педагогической практики. В педагогике рефлексия понимается как деятельностный самоанализ, результативность определенной деятельности.
В последнее время в педагогической деятельности рефлексия приобрела бОльшую значимость, ей стали уделять больше внимания. Рефлексия позволяет педагогу взглянуть на процесс обучения со стороны обучающихся, дает возможность учитывать индивидуальные особенности, помогает обучающимся самостоятельно оценить результативность собственной работы. Моделирование, создание целей, организация деятельности, общение педагога и обучающегося – это лишь некоторые из множества функций, выполняемых рефлексией.
Исходя из критериев решаемых задач, рефлексию подразделяют на определенные типы:
•Личностная рефлексия – необходима для формирования потребности анализировать собственные поступки субъекта, образует индивидуальность и переосмысление.
•Коммуникативная рефлексия – является важнейшей составляющей акта коммуникации, межличностного восприятия, характеризуемая как специальное качество познания человека человеком.
•Кооперативная рефлексия – обеспечивает направление деятельности коллектива и кооперацию субъективной совместной деятельности.
•Интеллектуальная рефлексия - решает проблемы организации познавательных процессов при усваивании информации.
В рефлексии можно выделить этапы (компоненты). Это прежде всего закрепление состояния формирования, установление причин и причинно-следственных связей фиксированного состояния развития, анализ участниками педагогического процесса продуктивности собственного формирования в следствие состоявшегося взаимодействия.
К тенденциям рефлексии можно отнести рефлексию по поводу содержания – овладение материалами предмета; рефлексию деятельности – формы и способы работы и эмоциональная рефлексия – чувственный самоанализ.
Рефлексия в педагогической деятельности имеет приемы, зависимые от определенных целей проводимой рефлексии.
Прием «Кластеры»: Последовательность действий при создании кластера проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы; вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы; по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Прием «Денотатный граф»: прием служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации; собственно, он сам является инструментом осмысления. Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Прием «Ромашка Блума»: один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума. Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Прием «Благодарю…»: в конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Прием «Что ты чувствуешь сейчас?»: Учащиеся могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.
Успешность рефлексивного процесса зависит от системности самого процесса. Рефлексия помогает подготовить самого учащегося к формированию важнейших качеств современной личности – это предприимчивость, находчивость, решительность и самостоятельность. Для педагога важным критерием работы важным критерием является личностное и профессиональное развитие, которое достигается познанием новых методик преподавания. По-настоящему заинтересованный педагог всегда находится в поиске современных, интересных систем обучения, старается выразить свои собственные идеи. Учитель обязан задаваться вопросами об актуальности методики преподаваемого материала, рефлексировать. Таким образом, рефлексия важна в развитии не только обучающегося, но и самого педагога.