Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Традиционный и онлайн уроки: традиции и инновации

Михайлова Наталья Юрьевна

Традиционная школа — простой и понятный вариант. Родителям не нужно разбираться в программе и принимать решения относительно учебного плана. 
В то же время традиционная школа не может похвастаться гибкостью: сложно наверстывать пропущенный материал или совмещать учебу, например, с профессиональным спортом; нет возможности заменить слабого преподавателя или сфокусироваться на профильных предметах. 
Онлайн-школы и дистанционные репетиторы экономят время и позволяют строить удобное расписание. 
На дистанционном обучении ребенок получает больше свободы, но вместе с тем и больше ответственности: ему нет смысла списывать, зубрить или делать шпаргалки. 
Если родители  хотят перевести ребенка на дистанционное обучение, нужно быть готовыми принимать активное участие в образовательном процессе: выбирать преподавателей, выстраивать расписание, следить за соблюдением режима, обеспечивать ребенку достаточно возможностей для социализации и физической активности.
В реформируемом образовательном пространстве происходит и изменение роли педагога, который становится консультантом, направляя учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации в среде локальной и глобальной сети, выбор путей реализации, оценку своей деятельности. Учитель должен уметь заинтересовать современного ученика своими уроками, преподнести их в форме доступной и интересной ученику, активно использующему современные технологии и возможности интернета в современной жизни. Именно поэтому онлайн уроки на сегодняшний день набирают всё большие обороты. Онлайн урок – современная форма организации учебного занятия, позволяющая не только применять многочисленные возможности мультимедийного контента, но и преодолеть границы и ограниченные физические возможности инклюзивных учеников. К тому же при проведении онлайн-урока, используя разнообразие форма подачи материала, есть возможность индивидуально для каждого ученика донести учебный материал в наиболее доступной для него форме с меньшими временными затратами.
По своей сути онлайн урок – этот тот же традиционный урок, но проводимый в режиме онлайн трансляции и с использованием электронных и мультимедийных учебных материалов. Все основные образовательные функции, свойственные обычным занятиям, сохранены в онлайн уроках. Ученики могут видеть и слышать преподавателя, задавать свои вопросы, участвовать в опросах, тестах и т.д. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем их для работы, общения, развлечения, и конечно же, для образования. На сегодняшний день Интернет стал одним из компонентов современного образовательного пространства, использование возможностей Интернет ресурсов и различных сервисов привычно вошло в систему обучения всех уровней. Одной из современных форм организации учебной деятельности является онлайн урок. Существует множество различных определений понятия онлайн урока. Например, онлайн урок – это основная единица дидактического цикла и форма организации дистанционного обучения. или онлайн урок – это семинар, который проводится в сети Интернет в формате видео трансляции. Таким образом, любой онлайн урок – это вариант интернет конференции, когда обучение проводится в режиме реального времени через интернет с помощью демонстрации экрана учителя.
Развитие компьютерных технологий значительно изменило нашу жизнь, потребности рынка труда, формы ведения образовательной деятельности. Онлайн обучение сегодня набирает всё большие обороты. Давно знакомые всем привычные формы образования сегодня подходят далеко не всем нуждающимся их получить. Современная молодежь требует уже совершенно нового подхода и новых методик преподавания. Чтобы шагать в ногу со временем и быть востребованным в профессиональном плане нужно постоянно заниматься самообразованием. В реформируемом образовательном пространстве происходит и изменение роли педагога, который становится консультантом, направляя учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации в среде локальной и глобальной сети, выбор путей реализации, оценку своей деятельности. Учитель должен уметь заинтересовать современного ученика своими уроками, преподнести их в форме доступной и интересной ученику, активно использующему современные технологии и возможности интернета в современной жизни. Именно поэтому онлайн уроки на сегодняшний день набирают всё большие обороты. Онлайн урок – современная форма организации учебного занятия, позволяющая не только применять многочисленные возможности мультимедийного контента, но и преодолеть границы и ограниченные физические возможности инклюзивных учеников. К тому же при проведении онлайн-урока, используя разнообразие форма подачи материала, есть возможность индивидуально для каждого ученика донести учебный материал в наиболее доступной для него форме с меньшими временными затратами.
По своей сути онлайн урок – этот тот же традиционный урок, но проводимый в режиме онлайн трансляции и с использованием электронных и мультимедийных учебных материалов. Все основные образовательные функции, свойственные обычным занятиям, сохранены в онлайн уроках. Ученики могут видеть и слышать преподавателя, задавать свои вопросы, участвовать в опросах, тестах и т.д. В учебно-методическом пособии «Разработка методики организации и проведения онлайн уроков», составленным национальным центром информатизации республики Казахстан, онлайн уроки по методике проведения классифицируются следующим образом: - методика проведения онлайн урока с применением технологий видеоконференций; - методика применения тематических Интернет ресурсов; - методика проведения онлайн уроков с применением демонстрационного эксперимента; - методика проведения онлайн урока с применением спутниковой связи. 
Проведение онлайн урока требует соблюдения учителем всех требований к традиционному уроку, т. е. каждый урок должен включать оценку знаний, упражнения отработки по шаблону и проверку понимания. После каждого урока школьники должны выполнять заданную домашнюю работу по электронным учебникам. При этом учащиеся получают учебный материал в виде электронных учебников, цифровых интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов на дисках (по почте) или же с портала. Онлайн урок проводится в режиме живой интерактивной трансляции педагога с учениками, которые не ограничиваются географическим расположением. Учащиеся проходят регистрацию на портале и получают имя пользователя и пароль, с помощью которых можно войти в свой виртуальный учебный класс. Для доступа к онлайн уроку и участия в нём учащиеся используют собственные компьютеры или находятся в компьютерном классе своей школы. Двусторонняя коммуникация позволяет добиться эффекта и качества непосредственных классных занятий, оставляя удобную возможность учиться, не выходя из дома или школы. Во время уроков используются мультимедийные материалы: видео, изображения, тексты и аудиозаписи. Материал урока преподается с помощью голосовых инструкций, видеозаписей. Школьники во время урока видят преподавателя, а преподаватель видит всех школьников, у которых включена веб-камера. Учитель и школьники общаются с помощью микрофонов на гарнитурах. Имеют возможность просмотреть презентации PowerPoint, видеоклипы, аудиозаписи, изображения, тексты и пр. Кроме того, школьники и преподаватель могут вместе посещать веб-сайты с целью получения актуальной информации в режиме реального времени.
Методика проектирования и проведения онлайн уроков по предметам должна строиться на основе цифровых интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов, как они являются дидактической единицей, автоматизированной процесс обучения от цели до результата. В форуме по учебному курсу рекомендуется разместить информацию общего организационного характера, сформулировать свое приветствие и в нем изложить планы и инструкции по предстоящему процессу обучения. Важным аспектом для учителя является предельно четко обозначить правила совместной работы, спроектировать общую схему изучения материала и организации деятельности учащихся на основе существующих ресурсов. Вышеизложенное определяется целью и задачами изучения предметов, исходной структурой его содержания, основными содержательными линиями в изучении данного курса. Сервисных возможностей для создания и проведения онлайн уроков достаточно, но насколько всё это применимо с организационной точки зрения в учебной деятельности? Организовать онлайн урок можно в любое время в любом месте, используя разнообразные возможности для обмена информацией и различный цифровой и мультимедийный материал для проведения обучения. Для проведения онлайн уроков необходимо современное техническое оснащение и возможность доступа к качественной и высокоскоростной интернет связи, что во многих случаях является препятствием для их проведения. От преподавателя и учеников требуются определенные навыки по компьютерной грамотности, что тоже не всегда реализовано на достаточном уровне особенно в отдаленных школах. Процесс подготовки и организации онлайн уроков требует больших временных затрат по сравнению с обычным уроком. Данная форма применима и удобна для всех категорий учащихся: для учеников начальной школы и для студентов, магистрантов, работающих граждан, получающих второе высшее образование и дополнительное образование, для профессиональной подготовки и пр. Онлайн уроки предоставляют доступ к качественному образованию учащимся с ограниченными возможностями, а также учащимся, проживающим в удаленных районах.
Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей. А педагоги, в свою очередь, считают, что они дают только знания, а воспитывать должны родители, а также участвовать в образовательной деятельности и контролировать ее выполнение. Педагог — это сопроводитель несовершеннолетнего человека в его определении в жизни с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска из школы. Его влияние на становление личности, определение в профессиональной деятельности. И педагог, который действительно положительно повлияет на ребенка, должен обладать широким спектром профессиональных и личных качеств. Такой педагог должен понимать, что процессы образования, воспитания и обучения не могут происходить отдельно друг от друга. Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу. Также педагог может содействовать семейному воспитанию, путем бесед с родителями, помогая им увидеть на что следует обратить внимание и как повлиять на него, потому что у большинства родителей нет педагогического образования и даже если оно есть, их ребенок является лучше других и поэтому они не всегда замечают какие то проблемы. Тем более педагог может увидеть зарождение проблемы еще в ее зачатке (при первых ее проявлениях). Возвращаясь к связи обучения, воспитания и образования, рассмотрим определения этих трех понятий: обучение является целенаправленным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки. Воспитание является сложным и противоречивым социально-исторический процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека. Многие педагоги по-разному определяют значение и взаимосвязь обучения, воспитания и образования. Одни считают, что образование шире, чем воспитание и включает его в себя. Другие считают, что эти процессы противоположны друг другу. Третьи что обучение и развитие являются независимыми процессами. Четвертые, что обучение — чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка, поэтому возникает много дискуссий на тему связи этих трех понятий. Однако  в зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза. Рассмотрим ситуации, в которых целью педагогического процесса являются либо воспитание, либо обучение, либо образование. 1.  Если целью педагогического процесса является только воспитание: человек не может приобретать знания, умения и навыки, которые необходимы ему для жизни в социуме без приобретения опыта от старшего поколения (образования). Результатом воспитания и обучения является образование. Соответственно воспитание может существовать только во взаимодействии с обучением и образованием. Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, — профессиональная задача каждого учителя. Проблема единства обучения и воспитания — это и есть проблема воспитания в процессе обучения. Существуют разные типы воспитания: умственное, физические, трудовое, нравственное, эстетическое и т. д. Задачей умственного воспитания является усвоение определенного уровня знаний, т. е. получение образования в процессе обучения.  2.  Если целью педагогического процесса является только обучение. Если обучение происходит в процессе взаимодействие педагога и ученика, то содержание обучения, которое предлагается учащимся для активного усвоения, подразумевает умственное воспитание. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.   3. Если целью педагогического процесса является только образование: цель  воспитания и обучения — познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств. (Коменский) Из этого следует, что целью воспитания и обучения является образование. Человек не может получить знания, умения и навыки, обойдя эти процессы. Если брать образование как процесс поиска и усвоения информации, то во время него осуществляются такие задачи воспитания, как развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки. Так как задачами учителя являются обучение, воспитание и образование, то он должен обладать такими профессиональными знаниями: знание психологии (общей, возрастной) методика обучения образовательная психология построение учебного плана руководство классом методы обучения; способностями: коммуникативные- способность к общению, сотрудничеству;  дидактические, организаторские, конструктивные, гностические, прогностические, перцептивные, экспрессивные- способность к эмпатии, способность к рефлексии; способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания; креативность, экстравертность  диагностические- проективные, конструктивные, коммуникативные, аналитические.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание, обучение и образование — неразрывные части единого целого, которые могут вступать в разные отношения друг с другом, когда одно преобладает над другими. 
Подводя итог всему вышенаписанному можно заключить, что форма обучения в виде онлайн уроков – современная, интересная и востребованная, отвечающая потребностям времени и запросам обучающихся. Онлайн уроки с развитием информационно-коммуникационных технологий будут успешно интегрироваться во все сферы образовательной деятельности. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»