Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование ключевых компетентностей школьников
посредством применения интерактивных форм
и методов обучения

Мареев Олег Петрович
Меняются времена, меняются требования к выпускникам школ. Если не научить школьников самостоятельно добывать знания, работать в команде, планировать свою деятельность и выполнять долгосрочные проекты, работать с большим количеством информации, то наши работодатели не смогут получить квалифицированных специалистов. Формирование ключевых компетентностей необходимо начинать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте для того, чтобы воспитать человека способного к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества.
Опираясь на парадигму «ученик-учебник-учитель», образовательный процесс необходимо строить, используя новые педагогические и информационные технологии, где преподаватель должен выступать в роли консультанта, помощника, осуществлять контроль в процессе обучения, предоставляя максимальные возможности для самостоятельной, творческой работы учащихся.
Одним из наиболее эффективных, на мой взгляд, является использование интерактивного обучения, которое предполагает обучение, как совместный процесс познания, где знание добываются в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.
Почему интерактивное обучение становится сегодня исключительно актуальным? Еще в 30-х гг. XX в. К. Левин подчеркивал, что «легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». А сегодня А.Ю. Уваров (автор книги «Кооперация в обучении: групповая работа») называет следующие причины:
  • прежде всего, совместная деятельность — это основа развивающегося демократического общества, и школа должна соответствующим образом подготовить подрастающее поколение к жизни в этом обществе;
  • технологизация жизнедеятельности человека, современные сред­ства информации определенным образом сокращают привычную зону детского социального окружения (игры со сверстниками, детские, подростковые общественные организации, где приобретался иной, не учебный опыт жизни и пр.); поэтому навыки сознательной коопера­ции необходимо осваивать в урочное время.
Именно потому интерактивное обучение следует рассматривать как многомерное явление. Оно решает одновременно три задачи: учебно-познавательную (предельно конкретную), коммуникационно-развивающую (в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами группы) и социально-ориентационную (воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе, результаты которой резонируют уже за пределами учебного времени и пространства)
Нецелесообразно применять интерактивное обучение в тех классах, где у большинства учащихся проявляется явная склонность к индивидуальным формам работы и обучения. Необходимо постепенно вводить отдельные методы и приемы интерактивного обучения, и только после того, как школьники будут готовы к обучению в интерактивном режиме, применять интерактивные технологии.
Необходимо начать с работы в парах. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не просиживает время на уроке, как это очень часто бывает, ¾ все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. От учителя требуется умение быстро распределить учеников по парам и дать задание и оценить результаты работы пары.
Занятие, построенное с применением интерактивных методов, для формирования групповой общности целесообразно начинать с разминки. Одним из видов такой разминки является «хоровод». Его оптимально применять для устной работы, особенно в 7-8 классах. Заранее каждый ученик готовит карточку с вопросом и ответом на него. Вопросы часто носят провокационный характер.  Например, при изучении темы «Устройство ПК и его основные характеристики» было множество вариаций на тему «Является ли сканер основным устройством вывода информации?», «Тактовая частота является характеристикой устройств ввода или устройств вывода?» и т.д.  На свое усмотрение делю весь класс пополам (по вариантам; по списку; по рядам и т.д.), ребята встают в два круга лицом друг к другу. Внутренний круг спрашивает, внешний отвечает. На общение каждой паре дается 15 - 20 секунд (время оговаривается заранее), по моему сигналу внешний круг смещается на одного человека по часовой стрелке. В итоге: большое количество опрошенных, формируется коммуникация общения, и ребята просто подвигались. Большие затраты времени только первые один - два раза. В случае расположения компьютеров в классе не по периметру, можно придумать другие способы быстрой смены пар учеников, например, по принципу игры «ручеек».
Обучение в сотрудничестве(cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Главная идея – учиться вместе, а не просто что-то познавать вместе.
Student Team Leaning (STL, обучение в команде). Этот вариант метода обучения в сотрудничестве уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой.
  • Организация обучения в сотрудничестве в малых группах
  • Обучение в командах на основе игры
  • Индивидуальная работа в команде
  • Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению
Jigsaw (пила) разработан проф. Элиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
Learning Together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон). Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3 – 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
Исследовательская работа учащихся в малых группах является разновидностью метода обучения в сотрудничестве (Шломо Шаран, Университет Телль-Авива, 1976). В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый таким образом должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Исследовательскую работу в малых группах оптимально применять при изучении материала «средней сложности». Например, за месяц до начала изучения в 7 классе главы «текстовая информация и компьютер» были сформированы 7 групп. Каждая занималась изучением одной из тем:
1. Кодирование текста
2. Основные правила ввода текста
3. Приемы редактирования текста
4. Форматирование шрифта
5. Форматирование абзацев
6. Режим поиска и замены
7. Создание таблиц
На начальной стадии работы, каждый индивидуально занимался подбором литературы, затем в группе отбирался, на их взгляд, наиболее важный материал, происходило распределение ролей: докладчик, по необходимости содокладчик, разработчик мультимедийной презентации, демонстратор приемов работы в текстовом процессоре. Учитель исполняет роль консультанта. Работа групп оценивалась коллегиально по заранее разработанным критериям, которые включают как содержательный момент, так и презентацию работы.
В результате апробации на практике интерактивных технологий в учебном процессе были получены следующие результаты:
- возросла степень включенности обучающихся в учебный процесс;
- успешно формируются: навыки устной речи, уверенность в себе, способность работать в команде, способность концентрироваться на сути проблемы;
- обучающиеся выводятся на позицию субъекта обучения;
- меняется роль учителя.
Практика показывает, что систематическое применение интерактивных технологий повышает познавательную активность обучающихся, способствует формированию ключевых компетентностей, что соответствует требованиям, выдвигаемым к современным выпускникам

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»