Применение педагогической технологии развития
критического мышления на уроках в колледже
Панферова Елена Юрьевна,
учитель ГБОУ СОШ № 390
Санкт-Петербурга
В последние десятилетия в педагогике утвердилось понятие «технология», пришедшее из сферы производства.учитель ГБОУ СОШ № 390
Санкт-Петербурга
Педагогическая технология – это, по Сластенину, последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и гарантировать достижение результатов всеми школьниками.
Остановлюсь на технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление. Оно должно быть сфокусировано на решении того, к чему стремиться и что делать. Это поиск здравого смысла, умение слушать и слышать разные точки зрения и с учетом их поступать логично, а также умение отказаться от своих предубеждений. Критическое мышление способно выдвигать новые идеи и видеть новые возможности решения проблем.
Нет сомнения, что человек с критическим мышлением умеет решать проблемы и оказывается более жизнестойким в трудных ситуациях. Поэтому данная технология должна быть взята на вооружение всеми педагогами средней и высшей школы, чтобы воспитать успешного человека.
Чтобы развивать критическое мышление на уроках языка, необходимо ставить студентов в ситуацию сопоставления разных источников, учить видеть проблему и искать пути ее решения, проводить исследование, давать оценку языковым явлениям.
В технологии развития критического мышления разработаны некоторые специфические эффективные приемы работы, вызывающие у студентов большой интерес и помогающие им осознанно воспринимать языковой материал.
Покажу некоторые приемы работы, которые использую на уроках русского и старославянского языка.
Для актуализации знаний используется прием «кластеры». С его помощью создается мотивация к познанию и устанавливается обратная связь. Этот прием использую в начале изучения темы «Имя существительное в СОВРЯЗе» и темы «Имя прилагательное в старославянском языке». Повторяются грамматические категории указанных частей речи и выстраивается схема в виде кластеров на доске. К ней возвращаемся в конце урока, уточняя, что нового узнали, а на старославянском сравнивая с новым материалом. Этот прием позволяет студентам оценить свои знания, сознательно усвоить материал.
С этой же целью используется прием «ЗХУ» на первом уроке старославянского языка, позволяющий не только вспомнить, что студенты знают об этом языке, но и откорректировать, уточнить и пополнить их знания, а также побудить их выразить пожелания к изучению курса, т.е. составить «прогноз» на будущее.
При изучении лексико-грамматических категорий существительного применяется прием «инсерт» в работе с лингвистическим текстом в методичке, помогающий сознательно воспринимать информацию, и, с этой же целью, прием постановки «толстых» и «тонких» вопросов после чтения теории о собственных и нарицательных существительных. Кроме того, формулирование вопросов является трудным делом для студентов, но это умение необходимо им для школьной практики. Поэтому анализируем каждый вопрос, его форму, целесообразность и логическую последовательность вопросов.
Используя технологию развития критического мышления, можно эффективно учить студентов грамотно искать главное в лингвистическом тексте. С этой целью используются таблицы. Так, на уроке «Имя прилагательное в старославянском языке» после работы с кластерами группа делится на 2 подгруппы, и каждая изучает по учебнику Т.А.Ивановой свою тему: «Краткая и полная форма прилагательных», «Степени сравнения прилагательных». Каждый студент, читая параграф, заполняет таблицу:
Что?(Название формы) | Когда появилась? | Каково значение? | Как образуется? | Как изменялась? |
Какой член предложения? |
Затем материал обсуждается в подгруппе, уточняется и корректируется. После этого один представитель от подгруппы рассказывает всем по своей теме, а вторая подгруппа заполняет таблицу. И наоборот. После знакомства с материалом вся группа выполняет индивидуальную работу - все заполняют таблицу «Линии сравнения»:
Имя прилагательное в старославянском языке | Линии сравнения | Имя прилагательное в СОВРЯЗе |
Подобные задания студенты выполняют по теме «Инфинитив и супин в старославянском языке».
Практика показывает, что эти задания поначалу очень непросты для ребят, но со временем они начинают лучше видеть главное в тексте, что очень важно не только для филологической профессии, но для жизни. Разработка линий сравнения позволяет путем сопоставления выявить общее и различное, что тоже необходимо для человека и составляет ключевые компетенции личности.
Работая с текстом на уроке русского языка, иногда применяю прием «чтения с остановками», который позволяет развивать воображение, побуждает студентов прогнозировать развитие мысли или событий в тексте и делать собственные выводы. Затем приводится в пример авторский текст и выявляется его идея и позиция автора. Попутно идет языковой анализ, делается акцент на языковом выражении авторского замысла. Такая работа делает урок насыщенным и интересным, а обучение языку приобретает смысл. А студенты учатся не бояться выразить свое мнение, доказать его, даже если оно не сходится с мнением учителя и автора, а также и принимать чужое мнение, если оно кажется более убедительным, чем свое. А это и есть элементы критического мышления.
Технология критического мышления предполагает наличие на каждом уроке такого завершающего этапа, как рефлексия. Иногда это высказывания студентов о том, что запомнилось, понравилось, хотелось бы применить. Иногда это написание синквейна – по группам или индивидуально. Это творчество помогает выявить главное в изучаемой теме и к тому же объединяет ребят и вызывает положительные эмоции. А каждый педагог знает, что эмоциональный фактор на уроке чрезвычайно значим.
Все описанные приемы и многие другие вызывают у ребят живой интерес и повышают мотивацию к изучению языка.
Используя в работе данную технологию, возможно воспитать критически думающего человека, умеющего смотреть объективно на вещи и события, видящего проблему в ее целостности, могущего работать с различными источниками, анализируя их достоверность, - человека, имеющего здравый смысл и знающего, что делать в нестандартной ситуации.