Модель образовательного процесса в экстернате с использованием технологий дистанционного обучения
Н.Н. Лузанова
Негосударственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Экспресс» Санкт-Петербурга
Ключевыми задачами Федеральной программы развития образования на 2011-2015 года являются качество образования и доступность его получения для всех граждан Российской Федерации. Обозначенные в программе изменения социо-культурной ситуации, увеличение информационных потоков предполагают пересмотр традиционно сложившихся систем, методов и технологий обучения для современного школьника.
Обновление целей и технологий обучения требует перестройки образовательного процесса. Новое видение индивидуализированного обучения основывается на изучении возможностей дистанционного обучения для его реализации. Вместе с тем анализ исследования этой темы, изучение педагогической практики позволяет констатировать, что дистанционное обучение школьников, несмотря на социальный заказ, не носит сегодня системный характер из-за отсутствия методического инструментария его проведения в школе. Необходимость разрешения данной проблемы обусловливает актуальность создания образовательной модели обучения экстернов с применением дистанционных технологий.
Экстернат в первую очередь, помогает человеку решить его образовательные задачи: пройти программу двух классов за один год, освободить время для подготовки в вуз, совмещать учёбу в школе и работу или дополнительное образование в другом учебном заведении, ликвидировать предыдущие пробелы в знаниях и прочее.
Структура и содержание модели образовательного процесса с применением дистанционных технологий обучения в негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга состоит из 5 блоков. Системообразующим блоком в структуре является цель (блок 1) – система подготовки экстернов, которая заключается в помощи человеку решить его образовательные задачи.
Для ее достижения решаются две основные задачи (блок 2): организация индивидуального образовательного маршрута экстерна; разработка дистанционного учебно-методического комплекта. Принципы дистанционного образования (блок 3) включают в себя: соответствие содержания образования ФГОС и рациональное использование ИКТ в учебном процессе. Блок 4 – основывается на автоматизированной системой управления данными (АСУД), которая обеспечивает функциональность представленной образовательной модели.
В блоке 5 модели образовательного процесса НОУ СОШ «Экспресс»указаны виды и формы аттестации: промежуточная, итоговая. Промежуточная аттестация по предмету выставляется по результатам выполненных практических работ, тестов в школе дистанционного обучения или на очной встрече с учителем.
Центральное место в модели образовательного процесса НОУ СОШ «Экспресс» занимает АСУД.
Составляющими автоматизированной системой управления данными являются:
- нормативная база получения образования экстерном;
- правовая база получения образовательных услуг в НОУ СОШ Экспресс [11];
- система консультирования участников образовательного процесса очная, заочная с использованием ИКТ;
- система индивидуальных образовательных маршрутов экстернов;
- школа дистанционного обучения.
Модель образовательного процесса НОУ СОШ «Экспресс» как отмечалась выше, предусматривает разные режимы подготовки экстернов. Использование модели, особенно при дистанционномрежиме обучения имеет достаточно высокую эффективность.Дистанционная подготовка в НОУ СОШ «Экспресс»представлена школой дистанционного обучения на сайте НОУ СОШ «Экспресс» (http://express-externat.spb.ru/m/) набазе программного обеспечения Moodle, электронными образовательными ресурсами на CD, информационными ресурсами сети Интернет. Школа дистанционного обучения оснащена высокоскоростными каналами выхода в Интернет, имеет комплексы Web-серверов и порталов с разнообразными учебными материалами, базами данных, архивами учебных видеофильмов, электронными лабораториями.Школа пользуется большой популярностью у учеников.
В школе дистанционного обучения из дидактического обеспечения на первое место выходит карта сопровождения по предмету, которая также связана с маршрутной книжкой экстерна в АСУД. Идея создания таких карт пришла от учащихся и их родителей. Ведь каждый, кто вынужден заниматься самообразованием, хочет иметь собственный перспективный план деятельности.
С картой сопровождения ученик знакомиться в школе дистанционного обучения. В ней обозначено тематическое распределение учебного материала, указаны номера параграфов основного и дополнительного учебных пособий, которые следует прочитать, указаны рекомендуемые для решения задачи, дается ссылка на опорные конспекты по теме, прописаны те знания и умения, которыми ученик должен овладеть в процессе изучения данной темы. Работая с картой, учащиеся могут четко выделить для себя главное и второстепенное, проявить себя с творческой стороны при изучении материала прикладного характера.
В карте сопровождения по предмету также заложены темы проектов по изучаемой теме, обозначены коммуникационные группы участники проекта.
С применением автоматизированной системы управления данными учащиеся имеют возможность получать оперативную информацию о планах подготовки сдачи зачетов экзаменов групповых консультациях, составлять портфолио учебных достижений.
Проектируемая модель образовательного процесса с применением дистанционных технологий обучения и автоматизированной системой управления данными позволит обеспечить:
- взаимодействие участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде;
- доступность его получения для всех граждан Российской Федерации.
Обозначенная структура и содержание модели образовательного процесса в негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга может быть использована для создания системной педагогической поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении с очной, заочной формой получения образования.
Литература
- Андреев А.А., Леднев В.А., Семкина Т.А. Дидактические инструменты преподавателя в среде E-learning// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: материалы XIIнаучно-практической конференции (09 декабря 2011 г.). - М., издательство МИМ ЛИНК, 2010. – С. 113-115.
- Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования// Системная психология и социология. - 2010. – № 2. – С. 52-59
- Вершинин В.Н. На принципах самообразования (Организация, методика, опыт)//Открытая школа. - № 2002. - №5. - С. 27-30.
- Владимирская О.Д. Социально-педагогические условия организации деятельности экстерната как образовательного учреждения:дис. канд. пед. наук- СПб.:издательство «НОУ «Экспресс»,1999. – 222 с.